Памятка – Правила применения классификатора ОКПД2 в закупках

 

ОКПД 2   это Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)[1]

 

Разработчик классификатора

Министерство экономического развития Российской Федерации.

Входит в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации.

 

Назначение классификатора

ОКПД 2 предназначен для обеспечения информационной поддержки задач, связанных, помимо прочего с:

  • разработкой нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности; 
  • размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ (оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд;

Объекты классификации в ОКПД 2 – продукция (услуги, работы).

 

Структура кода ОКПД 2

В ОКПД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. 

Код состоит из 2-9 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде:

XX

класс

31

Мебель

XX.X

подкласс

31.0

Мебель

XX.XX

группа

31.01

Мебель для офисов и предприятий торговли

XX.XX.X

подгруппа

31.01.1 

Мебель для офисов и предприятий торговли

XX.XX.XX

вид

31.01.11

Мебель металлическая для офисов

XX.XX.XX.XX0

категория

31.01.11.110

Столы офисные металлические

XX.XX.XX.XXX

подкатегория

31.01.11.120

Шкафы офисные металлические

XX.XX.XX

вид

31.01.12

Мебель деревянная для офисов

XX.XX.XX.XX0

категория

31.01.12.110

Столы письменные деревянные для офисов, административных помещений

XX.XX.XX.XX0

категория

31.01.12.120

Столы письменные деревянные для учебных заведений

XX.XX

группа

31.02

Мебель кухонная

XX.XX.X

подгруппа

31.02.1

Мебель кухонная

XX.XX.XX

вид

31.02.10

Мебель кухонная

XX.XX.XX.XX0

категория

31.02.10.110

Столы кухонные

XX.XX.XX.XX0

категория

31.02.10.120

Шкафы кухонные

Самый крупный код – класс (2 знака)

Самый мелкий код – подкатегория (9 знаков).

 

Где используется ОКПД 2

Закон 44-ФЗ не устанавливает специальных норм по указанию в извещении о закупке или документации о закупке кода ОКПД 2. Однако данный классификатор используется в иных нормативных правовых актах, регулирующих систему закупок.

Заказчик самостоятельно выбирает код по ОКПД2. При этом ответственность и нарушения могут возникнуть, в случае если код выбран с целью изменения способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика) или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть в случае указания неверного кода[2].

Случай применения ОКПД 2

НПА

Порядок применения

Ответственность

Размер штрафа

Статья КоАП РФ

Формирование идентификационного кода закупки (ИКЗ)

Ст.23 Закона 44-ФЗ.

Приказ Минфина России от 10.04.2019 N 55н “Об утверждении Порядка формирования ИКЗ”

В разрядах 30 – 33 ИКЗ указывается информация о коде объекта закупки по ОКПД 2 с детализацией до группы (4 знака)

За размещение в ЕИС информации с нарушением требований законодательства

15 000 руб. – на долж. лицо, 

50 000 руб. – на юр. лицо

Ч.1.4 ст.7.30

Планирование  закупок

Ст.16 Закона 44-ФЗ.

ПП[3]  РФ от 30.09.2019 N 1279 “Об установлении порядка формирования, утверждения планов-графиков закупок…”

В плане-графике указывается информация об объекте закупки, включая код и наименование товара, работы, услуги по ОКПД2 с детализацией не ниже группы товаров (работ, услуг). Допускается указание одного или нескольких кодов такого классификатора[4].

За размещение в ЕИС информации с нарушением требований законодательства

15 000 руб. – на долж. лицо, 

50 000 руб. – на юр. лицо

Ч.1.4 ст.7.30

Выбор способа закупки

РП[5] РФ от 21.03.2016 N 471-р 

Распоряжением установлен перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион). 

Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень[6].

Заказчик вправе проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, не включенных в перечень.

При закупках товаров, работ, услуг, включенных в перечень, заказчик вправе применять и иные способы определения поставщика, кроме конкурса, конкурса с ограниченным участием или двухэтапного конкурса, с соблюдением иных ограничений, установленных законом для соответствующих способов определения поставщика.   

 

За принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований, установленных законодательством

30 000 – 50 000 руб.

Ч.1, 2, 2.1 ст.7.29 

П.11 ч.1 ст. 93 Закона 44-ФЗ.

ПП РФ от 26.12.2013 N 1292 “Об утверждении перечня товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)”

Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком (подрядчиком,  исполнителем), если производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются учреждением и предприятием уголовно-исполнительной системы в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным ПП РФ.

За принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований, установленных законодательством

30 000 – 50 000 руб.

Ч.1, 2, 2.1 ст.7.29 

Описание объекта закупки, использование каталога товаров, работ, услуг в ЕИС

Ст.23 Закона 44-ФЗ.

ПП РФ от 08.02.1017 N 145 

Постановлением утверждены Правила формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Каталог сформирован на основе ОКПД 2.

Каждый код позиции каталога формируется на основе кода ОКПД2. 

Например, код каталога 14.12.30.160-00000573 (фартук для защиты от излучения), первые 9 цифр – это код ОКПД2.

ВАЖНО! 

Положениями Закона 44-ФЗ не установлены ограничения на размещение в рамках одного лота разноименных товаров, работ, услуг[7] (в т.ч. с разными кодами ОКПД2), при соблюдении иных ограничений, установленных законодательством, а также требований ст.17 Закона о защите конкуренции 135-ФЗ.

Прямой ответственности нет, но если из-за неправильного кода ОКПД2 заказчик не применил или неправильно применил позицию Каталога, то предусмотрена ответственность за утверждение извещения о закупке, документации о закупке с нарушением требований законодательства.

3 000 руб.

Ч.4.2 ст.7.30 

Применение национального режима при осуществлении закупок 

Ст.14 Закона 44-ФЗ

Запреты на допуск: ПП РФ от 21.12.2019 № 1746, от 16.11.2015 № 1236, от 30.04.2020 № 616.

Ограничения допуска: ПП РФ от 10.07.2019    N 878, от 22.08.2016 N 832, 

от 30.11.2015  N 1289, от 05.02.2015 N 102, 

от 30.04.2020 № 617.

Условия допуска: приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н

Нормативными правовыми актами установлены перечни продукции, в отношении которых действуют условия национального режима. Перечни сформированы на основе ОКПД2.

Условие о применении национального режима должно быть указано в извещении о проведении закупки[8].

Кроме того, многими актами о национальном режиме установлен запрет на включение в одну закупку товаров, входящих в соответствующий перечень, и не входящих в него.

Прямой ответственности нет, но если из-за неправильного кода ОКПД2 заказчик не применил или неправильно применил акты о национальном  режиме, то предусмотрена ответственность за утверждение извещения о закупке с нарушением требований законодательства.

3 000 руб.

Ч.4.2 ст.7.30 

Нормирование в сфере закупок

Ст.19 Закона 44-ФЗ.

ПП РФ от 02.09.2015 N 926 “Об утверждении Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)”.

 

Требования к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам должны быть установлены в соответствии с видами товаров, работ, услуг, соответствующие 6-значному коду позиции по ОКПД2[9].

В форму обязательного и ведомственного перечня таких товаров, работ, услуг включается соответствующий код ОКПД2. 

В случае включения товара, работы, услуги    в обязательный или ведомственный перечень, и при наличии для них предельной цены, заказчик обязан применить нормативный метод обоснования НМЦК[10].

В случае включения товара, работы, услуги    в обязательный или ведомственный перечень, и при наличии для них ограничений по количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам, заказчик обязан учесть данные ограничения при формировании описания объекта закупки[11].

За несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

10 000 руб.

Ч.2 ст.7.29.3

За утверждение извещения о закупке, документации о закупке с нарушением требований законодательства (при формировании описания объекта закупки с нарушением требований о нормировании)

3 000 руб.

Ч.4.2 ст.7.30 

Предоставление преимуществ при осуществлении закупок

Ст.28 Закона 44-ФЗ.

ПП  РФ от 14.07.2014 N 649 “О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги”

Заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в размере до 15 % в соответствии с утвержденными ПП РФ перечнями товаров, работ, услуг.

Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни.

За утверждение извещения о закупке, документации о закупке с нарушением требований законодательства (не учтены требования ПП РФ)

3 000 руб.

Ч.4.2 ст.7.30 

Ст.29 Закона 44-ФЗ.

ПП РФ от 14.07.2014 N 649 “О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги”

Заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в размере до 15% в соответствии с утвержденными ПП РФ перечнями товаров, работ, услуг. 

Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни

За установление порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, не предусмотренного законодательством.

1% НМЦК, но не менее 5 000 руб. и не более 30 000 руб.

Ч.4 ст.7.30

За признание победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований законодательства 

50 000 руб.

Ч.7 ст.7.30

За заключение контракта с нарушением объявленных условий, если такое нарушение привело к дополнительному расходованию средств.

Двукратный размер дополнительно израсходованных средств 

Ч.2 ст.7.32

Дополнительные требования к участникам закупок

Ст.31 Закона 44-ФЗ.

ПП РФ от 04.02.2015 N 99 “Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг…”

Заказчик должен установить дополнительные требования к участникам закупок, если объект закупки включен в Приложение №1 к ПП РФ 99 (например, п.8 Приложения №1)

За утверждение извещения о закупке, документации о закупке с нарушением требований законодательства (не учтены требования ПП РФ)            

3 000 руб.

Ч.4.2 ст.7.30

Применение типовых контрактов, типовых условий контрактов

Ст.34 Закона 44-ФЗ.

ПП РФ от 02.07.2014 N 606 “О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения”

Условием применения типовых контрактов, типовых условий контрактов является одновременное соответствие показателей для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанных в информационной карте, данным, характеризующим конкретную закупку, в том числе по коду ОКПД2[12].

За утверждение извещения о закупке, документации о закупке с нарушением требований законодательства (не применены типовые контракты или типовые условия)                   

3 000 руб.     

Ч.4.2 ст.7.30

Заключение контракта жизненного цикла

Ст.34 Закона 44-ФЗ.

ПП  РФ от 28.11.2013 N 1087 “Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла”[13]

Заказчик вправе заключить контракт жизненного цикла в случае, если предметом такого контракта являются новые машины и оборудование, а также в иных случаях, установленных ПП РФ от 28.11.2013 N 1087[14].

 

За утверждение извещения о закупке, документации о закупке с нарушением требований законодательства (применение контрактов жизненного цикла в случаях, не предусмотренных законом)                   

3 000 руб.     

Ч.4.2 ст.7.30

 

Как применять код ОКПД2

Код ОКПД2

Правило применения

Пример

Если в соответствующем нормативном правовом акте указан «укрупненный» код ОКПД2

Правило надо применять для всех товаров, работ, услуг, входящих в такой код. 

Например, указан только класс (XX), значит правило применяется для всей продукции, входящей в подкласс, группу, подгруппу, вид, категорию и подкатегорию.

В «аукционный» перечень, утв. РП РФ от 21.03.2016 N 471-р, входит класс 27 по ОКПД2  «оборудование  электрическое», это означает, что при закупках любого электрического оборудования, входящего в этот класс, заказчик применяет электронный аукцион. 

Если в соответствующем нормативном правовом акте указан «укрупненный» код ОКПД2 и исключения из него 

Правило надо применять для всех товаров, работ, услуг, входящих в такой код, кроме кодов, перечисленных в исключениях.

В «аукционный» перечень, утв. РП РФ от 21.03.2016 N 471-р, входит класс 53  по ОКПД2 «услуги почтовой связи и услуги курьерские» (кроме кода 53.20.11.190).

Это означает, что при закупках любых услуг почтовой связи и курьерских услуг, входящего в этот класс, кроме подкатегории 53.20.11.190 «Услуги по курьерской доставке различными видами транспорта прочие», заказчик применяет электронный аукцион. 

Если в соответствующем нормативном правовом акте указан «детализированный» код ОКПД2 

Правило надо применять для всех товаров, работ, услуг, входящих только в такой «детализированный» код.

В ПП РФ от 30.04.2020 № 616 “Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства” входит подкатегория по ОКПД2 28.21.13.111 «Электропечи сопротивления».

Это означает, что запрет на допуск действует только в отношении товаров, входящих в эту подкатегорию.

На товары, входящие в один вид 28.21.13, но другие  подкатегории (например, 28.21.13.112 электропечи дуговые прямого нагрева, 28.21.13.113 электропечи дуговые рудно-термические и пр.) запрет уже не действует.

 

[1] Принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст. 

[2] Письма Минэкономразвития России от 17.02.2016 N Д28и-344, от 18.04.2016 N Д28и-1033, постановления АС Московского округа от 21.07.2015 N Ф05-8399/15, решение ФАС России от 12.04.2016 N К-574/16.

[3] Постановление правительства РФ

[4] П\п «б» п.16 Положения о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок…, утв. ПП РФ от 30.09.2019 N 1279

[5] Распоряжение правительства РФ

[6] Ч.2 ст.59 Закона 44-ФЗ

[7] Письма Минэкономразвития России от 22.11.2016 N Д28и-3060, Минфина России от 19.09.2017 № 24-06-06/60727

[8] П.10 ст.42 Закона 44-ФЗ

[9] П.1 Общих правил определения требований…, утв. ПП РФ от 02.09.2015 N 926

[10] Ч.7 ст.22 Закона 44-ФЗ.

[11] Ч.2 ст.19, ч.1 ст.33 Закона 44-ФЗ, п.8 Общих правил определения требований…, утв. ПП РФ от 02.09.2015 N 926.

[12] П.16 Правил разработки типовых контрактов…, утв. ПП РФ от 02.07.2014 N 606

[13] Подпункт «с» п.1 ПП  РФ от 28.11.2013 N 1087

[14] Ч.16 ст.34 Закона 44-ФЗ

 


Понравилась статья?

Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить новые материалы в нашем блоге

4 thoughts on “Памятка – Правила применения классификатора ОКПД2 в закупках

  1. Андрей Reply

    Гут, не знаю – право, как на практике пойдёт!

  2. Андрей Reply

    Оставлять инфу в виде скрина необходимо, как думаешь?

  3. Андрей Reply

    Нормативки, как у судьи средней руки по-видимому. Сразу не вьезжаешь!

  4. Артем Reply

    Сайт само собой, почему не предусмотрено скачивание таких таблиц-шпаргалок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *