Описание объекта закупки: ОКПД-2 или КТРУ?

При формировании информации о закупаемом товаре, работе, услуге в извещении о закупке и документации о закупке заказчики используют коды ОКПД-2 или КТРУ. В данной статье мы рассмотрим основные правила использования ОКПД-2 и КТРУ и способы поиска нужного кода заказчиком.

Классификатор ОКПД 2 с проверкой на постановления от Эконом-Эксперт

ОКПД-2 и КТРУ: базовые понятия

Классификатор ОКПД-2 (Общероссийский классификатор продукции по видам экономической  деятельности (ОКПД – 2) входит в состав национальной системы стандартизации РФ и используется для описания объекта закупки по законам 44-ФЗ и  223-ФЗ.

Структура ОКПД2 иерархическая, код состоит из 2 – 9 цифровых знаков:

ХХ

Класс

ХХ.Х

Подкласс

ХХ.ХХ

Группа

ХХ.ХХ.Х

Подгруппа

ХХ.ХХ.ХХ

Вид

ХХ.ХХ.ХХ.ХХ0

Категория

ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ

Подкатегория

Заказчик самостоятельно выбирает код ОКПД-2 и от выбранного кода зависит, какие нормативно-правовые акты, принятые во исполнение требований Закона №44-ФЗ, будут использоваться в данной закупке. Речь идет о выборе способа закупки,  об установлении запретов и ограничений иностранной продукции, предоставлении преимуществ учреждениям уголовно-исполнительной системы или организациям инвалидов, применении типовых контрактов и т.д.

Штрафы

КоАП РФ не предусматривает ответственности за неверное указание кодов ОКПД-2, но нарушения и ответственность могут возникнуть в случае, если код выбран с целью изменения способа определения поставщика или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть в случае указания неверного кода (см. письма Министерства экономического развития РФ от 17.02.2016 № Д28и-344, от 18.04.2016 № Д28и-1033, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 июля 2015 г. N Ф05-8399/15 по делу N А40-201214/2014).     

КТРУ (каталог товаров, работ, услуг) – это перечень товаров (работ, услуг), закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе ОКПД-2.

Закон №44-ФЗ ссылается на КТРУ в ч.6 ст. 23. Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства РФ от 08 февраля 2017 г. №145  утверждены Правила формирования КТРУ и Правила использования КТРУ.  ПП N 145 .

Как формируются позиции Каталога?

Код КТРУ основывается на коде ОКПД-2 (п.12 Правил).

Первые 9 разрядов кода позиции каталога состоят из кода ОКПД2, последние 5 разрядов кода -порядковый номер позиции каталога, относящейся к одному коду ОКПД2 в формате от 00001 до 99999 в пределах соответствующего кода ОКПД2.

Если дата начала обязательного применения позиции уже наступила, то заказчик  при применении кода КТРУ должен использовать следующую информацию по позиции каталога:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицу измерения (при наличии);

в) описание (при наличии).

Код ОКПД-2 составляет первую часть кода позиции КТРУ, а также включается в раздел справочная информация. Но справочная информация не является обязательной к применению, не описывает объект закупки. Следовательно, если позиция КТРУ содержит код ОКПД-2, который отличается от указанного в заявке участника, данный факт не является основанием для отклонения заявки участника. Приведенные разъяснения даны Минфином России в письме от 11.06.2020 № 24-06-05/51015.

Как применять  КТРУ?

1).  Информация о товаре из КТРУ используется заказчиками в извещениях об осуществлении закупки, приглашениях к участию в закупке, документации о закупке, контрактах, реестре контрактов (пп. «а» п. 2 Правил использования КТРУ).

2). Заказчики описывают объект закупки в извещении, приглашении, документации о закупке согласно КТРУ  (пп. «б» п. 2 Правил использования КТРУ).

3). Информация из КТРУ (наименование товара , единица измерения, описание) обязательна для применения с даты начала ее обязательного применения, указанной в позиции КТРУ (п. 4 Правил использования КТРУ).

4). Если дата обязательного применения еще не наступила, заказчик вправе пользоваться информацией по позиции из КТРУ  (п. 3 Правил использования КТРУ).

5). Если позиция, соответствующая  объекту  закупки, есть в КТРУ и обязательна для применения, то заказчик вправе указать дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, которые не предусмотрены в позиции каталога (п.5 Правил использования КТРУ). При этом заказчик обязан включить в описание товара обоснование необходимости использования дополнительной информации (п. 6 Правил использования КТРУ). Заказчик не вправе указывать дополнительные характеристики  в таких случаях (п.5 Правил использования КТРУ):

– при закупке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень по постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, при условии установления ограничения на допуск иностранной радиоэлектронной продукции;

− при  закупке отдельных видов объектов, в отношении которых предусмотрены особенности их описания Правительством РФ в соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона № 44-ФЗ (на данный момент такие особенности установлены Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380 по лекарственным препаратам для медицинского применения).

6). Если необходимой позиции для товара в КТРУ нет, то заказчик описывает объект закупки по правилам ст. 33 Закона № 44-ФЗ (п. 7 Правил использования КТРУ). В этом случае в качестве кода указывается код ОКПД-2 (см. письма Минфина России от 11.01.2019 N 02-06-10/556 и  от 12.02.2020 N 24-06-05/9326).

7). Если подходящая для товара (работы, услуги) позиция в КТРУ есть, но в ней нет характеристик, то заказчик самостоятельно описывает объект закупки в соответствии со ст.33 Закона №44-ФЗ, используя наименование товара и единицу измерения, содержащиеся в позиции КТРУ.

8). До наступления даты начала обязательного применения соответствующей позиции каталога заказчик вправе использовать описание товара  согласно ст. 33 Закона № 44-ФЗ. КТРУ в этом случае не применяется (п. 9 Правил использования КТРУ).

9) В одну закупку можно включать товары, которые есть в КТРУ и которые в КТРУ нет, но для тех позиций, по которым КТРУ есть, необходимо применять информацию (наименование товара , единица измерения, описание), содержащуюся в каталоге (п.8 Правил использования КТРУ).

10). Заказчик обязан использовать КТРУ и при закупках у единственного поставщика.( пп. «а» п.2 Правил). Учитывая то, то в п.5 Правил закупка у единственного поставщика не упомянута, следовательно, при закупке у единственного поставщика заказчик может использовать описание и характеристики только из Каталога ТРУ в ЕИС, а дополнительные характеристики использовать нельзя.  

Как заказчику выбрать ОКПД-2 или КТРУ?

Как мы отмечали ранее, если  необходимой позиции для товара в КТРУ нет, то заказчик описывает объект закупки по правилам ст. 33 Закона № 44-ФЗ (п. 7 Правил использования КТРУ) и указывает  коды ОКПД2. Но если в КТРУ позиция есть и у нее наступила дата  обязательного применения, то необходимо использовать позицию из Каталога.

Полный классификатор ОКПД-2 содержится  в приказе Росстандарта от 31.01.2014г. №14-ст и подобрать подходящую позицию можно непосредственно в этом приказе.      Каталог ТРУ размещен в ЕИС на вкладке «Каталог» по адресу https://zakupki.gov.ru/epz/ktru/start/startPage.html. Он разделен по категориям. Система позволяет произвести поиск по наименованию товара или коду ОКПД-2. Сложности в использовании возникают, если заказчик не знает кода ОКПД-2 или точного наименования объекта закупки. Например,  при поиске подходящей позиции КТРУ для обычной батарейки АА по запросу «элемент питания» система находит 60 наименований, включающих указанные слова, многие из которых совершенно не соответствуют объекту закупки.

Сэкономить время и выбрать правильный код КТРУ или ОКПД-2 позволяет программа Эконом-Эксперт. Удобный справочник ОКПД-2/КТРУ подберет по названию сразу несколько подходящих кодов для объекта закупки, а также сразу проверит их на действующие запреты, ограничения, преференции и типовые контракты. А если есть вопросы по применению поставлений, то-программа выдаст рекомендации.

Административная практика

Наиболее распространенные нарушения, связанные с использованием ОКПД-2 и КТРУ приведены в таблице:

Нарушения

Примеры

Не использование информации из КТРУ после наступления даты начала обязательного применения

Решение Смоленского УФАС от 09.04.2018 № 40/18-ГЗ/Ж;

Решение Ульяновского УФАС России от 27.04.2018 № 14 863/03-2018;

Решение УФАС по Чувашской Республике №06-06/2113 (13-ВП-2019) от 26.03.2019;

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 26 мая 2021 г. N 032/06/33-536/2021;

Включение в описание объекта закупки дополнительных характеристик без  соответствующего обоснования  

Решение УФАС России по Краснодарскому краю от 10.04.2018 по делу № ЭА -491/2018;

Решение УФАС по Республике Карелия по делу № 010/06105-128/2019 от 22.03.2019;

Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 ноября 2019 г. N 19/44/105/3029;

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 2 марта 2021 г. N ТО002/06/105-378/2021

Включение в описание объекта закупки дополнительных характеристик закупаемого товара при закупке радиоэлектронной продукции, входящей в перечень по ПП №878, в отношении которой установлены ограничения допуска иностранной продукции 

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 11 мая 2021 г. N 024/06/105-1088/2021

Указание в извещении о закупке и документации о закупке противоречивой информации относительно наименования объекта закупки в соответствии с кодом ОКПД-2

Постановление по делу об административном правонарушении № А60-7.30/18 от 03.05.2018 9 (УФАС по Республике Тыва)

Выбор несоответствующей позиции КТРУ заказчиком, что привело к неправильному применению  национального режима в закупке

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 11 мая 2021 г. N 054/06/23-898/2021


Смотрите вебинар на тему Правила применения ОКПД2 и КТРУ


Читайте также

Понравилась статья?

Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить новые материалы в нашем блоге

6 комментариев “Описание объекта закупки: ОКПД-2 или КТРУ?

  1. ирина Ответ

    вопрос возникает когда по описанию и характеристикам поз ктру подпадает, а вот если смотреть группу и описание кода окпд на основании которого создана поз ктру – не подходит. как принимать решение в таком случае? выбрать наиболее подходящий окпд? не будет ли это нарушением?

  2. Эконом Эксперт Ответ

    Добрый день! Если для товара (работы, услуги) в Каталоге есть соответствующая позиция, с наступившей датой начала обязательного применения, то заказчик обязан использовать позицию КТРУ, независимо от того, подходит ли описание кода ОКПД2. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
    а) наименование товара, работы, услуги;
    б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
    в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции) (п.4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145). Использовать ОКПД2 для описания товара (работы, услуги) заказчик может только в случае, если в Каталоге отсутствуют соответствующие позиции (п.7 Правил использования КТРУ).

  3. Роман Ответ

    Уважаемый Эксперт, вопрос был видимо о возможности применения кодов ОКПД2 к конкретной поз КТРУ, когда к одной поз КТРУ указано несколько кодов ОКПД2, которые в свою очередь каждый отдельно исключают либо возможность предоставить преимущества, либо ограничения, так как предоставление преимуществ и (или) соблюдение нац. режима устанавливается по коду ОКПД2, а не по КТРУ, при этом функционал площадок где размещается эта информация, определяет (например преимущества) по поз КТРУ, а не по одному из выбранных кодов ОКПД2.
    Чаще всего такая ситуация возникает, когда выбранный в соответствии с каталогом КТРУ, код ОКПД2 не соответствует первым шести цифрам соответствующей поз КТРУ.

  4. Анастасия Ответ

    Добрый день! Очень полезная статья, большое спасибо!
    Если выбран КТРУ, который обязателен к применению с 01.01.2023 г. (в настоящий момент не является обязательным для применения), например, 14.12.10.000-00000002 – спецодежда мужская, ед.измерения “комплект”. В справочной информации каталога ЕИС указан только один код – 14.12.1. На данный код распространяется действие только ПП № 616. Если смотреть в каталоге ОКПД и детализировать до подкатегории, то на коды распространяются действия уже других постановлений (Приказ Минфина 126н и Распоряжение № 3500-р). Вопрос в следующем, размещая извещение по коду КТРУ 14.12.10.000-00000002, необходимо ли устанавливать условие допуска и преимущество организациям инвалидов (в перечнях этих НПА указан код 14.12.11)?

  5. Эконом Эксперт Ответ

    Добрый день!
    Так как классификатор ОКПД2 имеет иерархическую структуру, действие нормативно-правовых актов, применяющихся к “родительским” кодам, распространяется и на их “дочерние” коды.
    В перечень постановления Правительства №616 включен подкласс 14.1 “Одежда, кроме одежды из меха”, следовательно запрет по ПП №616 распространяется на все коды, включенные в данный подкласс.
    В перечень по приказу №126н и распоряжению №3500-р включен вид 14.12.11 “Комплекты, костюмы, куртки (пиджаки) и блейзеры мужские производственные и профессиональные”, следовательно условия допуска и преимущества организациям инвалидов необходимо предоставлять при закупках по всем ОКПД2, включенным в данный вид.
    Позиция КТРУ 14.12.10.000-00000002 связана с подгруппой 14.12.1, которая находится выше по иерархии, чем вид 14.12.11. Следовательно, на нее не распространяются правила, установленные для указанного вида.
    Таким образом, при закупке по КТРУ 14.12.10.000-00000002 необходимо установить запрет на допуск иностранных промышленных товаров по ПП №616 (кроме исключений из применения запрета, указанных в п.3 ПП №616). Условия допуска по приказу №126н и преимущества организациям инвалидов при использовании данного КТРУ не устанавливаются.
    К сожалению, не удалось найти правоприменительной практики и разъяснений регулирующих органов по данному вопросу.
    В соответствии с п.3 и п.4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145) заказчик вправе (но не обязан) применять информацию, которая включена в позицию каталога ТРУ, с даты ее включения в каталог до наступления даты обязательного ее применения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *