Памятка – Расчет и обоснование НМЦК. Метод анализа рынка. Часть 1

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

Статья 22 Закона 44-ФЗ

Приказ Министерства экономического развития РФ от 02.10.2013 № 567 “Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)” (далее – Методические рекомендации)

Заказчики Пермского края учитывают приказ Министерства  по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 17.07.2019 N СЭД-32-01-04-83 «Об утверждении регламента проведения экспертизы начальных (максимальных) цен контрактов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Пермского края».

 

КАКАЯ ЦЕНА ДОЛЖНА БЫТЬ ОБОСНОВАНА

НМЦК

начальная максимальная цена контракта – предельное значение цены контракта (общая стоимость ТРУ[1]), которая устанавливается при проведении конкурентной закупки.

ЦКЕП

цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) – конкретное значение цены контракта (общая стоимость ТРУ), согласованное с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) и зафиксированное в контракте

НЦЕ

начальная сумма цен единиц ТРУ – предельное значение суммы единичных расценок ТРУ, которое устанавливается при проведении конкурентной закупки с «неопределённым» объемом в соответствии с ч.24 ст.22 Закона 44-ФЗ.

В тексте настоящей памятки под НМЦК понимается НМЦК и ЦКЕП и НЦЕ

 

ЧТО ТАКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НМЦК

Обоснование НМЦК – расчет цены + приложение справочной информации и документов (либо указание реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет)[2]

– Обоснование размещается в ЕИС «анонимно»:

  • нельзя указывать наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию. 

– Рекомендуется хранить «первоисточники» (не менее 3 лет, также как и обоснование НМЦК[3]):

  • оригиналы использованных документов, 
  • снимки экрана (“скриншот”), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования.

– В случае закупки со спецификацией (если в рамках одной закупки предполагается закупка технологически и функционально связанных товаров, работ, услуг), то НМЦК может быть рассчитана одним из двух вариантов:

  • на основании информации о цене всего объекта закупки ИЛИ
  • как сумма цен всех включенных в объект закупки ТРУ.

 

ГДЕ ОТРАЖАЕТСЯ ОБОСНОВАНИЕ НМЦК

Способ определения поставщика

Документ, содержащий обоснование НМЦК

Конкурс 

Конкурсная документация

Аукцион 

Аукционная документация 

Запрос котировок

Извещение о проведении запроса котировок

Запрос предложений

Документация о проведении запроса предложений

Закупка у ЕП (пункты 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30 – 32, 34, 35, 37 – 41, 46, 49 ч.1 ст.93)

Контракт (ч.4 ст.93)

Закупка у ЕП (пункты 1, 2, 4, 5, 7, 8, 10, 13-17, 19-21, 24-26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47, 48, 50-56 ч.1 ст.93)

Не требуется обосновывать цену (ч.4 ст.93)

 

КТО СОСТАВЛЯЕТ ОБОСНОВАНИЕ НМЦК 

Контрактный управляющий или контрактная служба[4].  

УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА АНАЛИЗА РЫНКА

Должны выполняться два условия в совокупности[5]:

  1. НМЦК устанавливается на основании информации о рыночных ценах идентичных ТРУ, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных ТРУ.
  2. Информация о ценах ТРУ должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Коммерческие и (или) финансовые условия поставок ТРУ  признаются сопоставимыми, если различия между такими условиями не оказывают существенного влияния на соответствующие результаты или эти различия могут быть учтены с применением соответствующих корректировок таких условий[6]

Метод анализа рынка – приоритетный, остальные применяются – только в случаях, установленных Законом 44-ФЗ[7].

 

ИДЕНТИЧНОСТЬ/ОДНОРОДНОСТЬ ТРУ

Показатель 

Идентичные 

Однородные

Товары

  1. Имеют одинаковые характерные для них основные признаки:
  • функциональные, 
  • технические, 
  • качественные, 
  • эксплуатационные характеристики
  1. Могут учитываться:
  • страна происхождения,
  • производитель. 
  1. Могут не учитываться незначительные различия во внешнем виде 
  1. Не являются идентичными.
  2. Имеют сходные характеристики.
  3. Состоят из схожих компонентов.
  4. Выполнят одни и те же функции и (или) являются коммерчески взаимозаменяемыми. 
  5. При определении однородности товаров учитываются:
  • качество товаров, 
  • репутация на рынке, 
  • страна происхождения

Работы

  1. Имеют одинаковые характерные основные признаки (качество). 
  2. Реализуются с использованием одинаковых методик, технологий, подходов.
  3. Выполняются (оказываются) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией:
  • сопоставимые характеристики подрядчика, исполнителя, 
  • сопоставимая деловая репутация на рынке.
  1. Не являются идентичными.
  2. Имеют сходные характеристики.
  3. Коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемые. 
  4. Учитываются:
  • качество работ, услуг,
  • репутация на рынке, 
  • вид работ, услуг, 
  • объем работ, услуг,
  • уникальность и коммерческая взаимозаменяемость

Услуги

Как учесть страну происхождения при определении идентичности (однородности) товаров? Ответа на этот вопрос Закон 44-ФЗ и Методические рекомендации не содержат, но из совокупного анализа норм закона следует, что необходимо учитывать акты о национальном режиме (ст.14 Закона 44-ФЗ), в частности акты, устанавливающие запрет на закупку иностранных товаров (ПП РФ от 21.12.2019 № 1746, ПП РФ от 16.11.2015 № 1236 и ПП РФ от 30.04.2020 № 616). Т.о. если закупаемый заказчиком товар попадает под действие указанных постановлений, то при расчете НМЦК следует принимать в расчет только российские и евразийские товары.

При сопоставлении качества товара следует учесть требования ГОСТ, ТУ, технических регламентов. Так товар, производимый по ГОСТ, и товар, производимый по ТУ, не являются идентичными, но могут являться однородными.

Не являются идентичными товары, для которых установлены различные технические условия (постановление ФАС ЗСО от 01.10.2003 N Ф04/5017-1468/А46-2003), жилье, находящееся на стадии строительства, и готовое жилье (постановление ФАС МО от 16.11.2009 N КА-А40/11844-09), новый товар и товар б\у (постановление ФАС ЗСО от 14.11.2005 N Ф04-7171/2005(15769-А27-15,  постановление ФАС ЦО от 22.01.2009 N А64-7270/07-13), грузовой автомобиль и полуприцеп (постановление ФАС СЗО от 13.02.2006 N 44-3208/2005-9), квартиры, расположенные в разных районах города, на разных этажах, имеющие различную площадь, отделку и количество комнат (постановление ФАС ПО от 19.12.2000 N А55-5935/7074/00-34).

Как учесть характеристики, квалификацию подрядчика (исполнителя)? Из совокупного анализа норм закона и сложившейся практики рекомендуется учесть следующее:

  • обязательные требования к участникам закупки по ст. 31 Закона 44-ФЗ,
  • наличие у подрядчиков (исполнителей) лицензий, специальных разрешений, членства в СРО, если этого требует характер закупаемых заказчиком работ, услуг,
  • отсутствие сведений о подрядчиках (исполнителях) в РНП,
  • дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с ПП 99[8], если закупка будет проводиться заказчиком с применением ПП 99,
  • коды основных видов деятельности подрядчиков (исполнителей) в соответствии с ОКВЭД2,
  • отсутствие аффилированности между лицами, предоставившими ценовые предложения для расчета НМЦК (согласно ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции”),
  • если закупка будет объявляться среди СМП и СОНО, то коммерческие предложения брать от данных субъектов,
  • если закупка будет объявляться с преференциями УИН и организациям инвалидов (ст. 28, 29 Закона 44-ФЗ), то рекомендуем запросить цены, помимо прочих лиц, и у данных организаций и учреждений,
  • поставщик (исполнитель, подрядчик) имеет в течение последних 3 лет, предшествующих определению НМЦК, опыт выполнения аналогичных контрактов, заключенных с заказчиком и (или) другими заказчиками без применения к поставщику (подрядчику, исполнителю) неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных соответствующим контрактом[9].

Например, при определении идентичности (однородности) услуг аренды недвижимости сопоставимыми являются такие условия, как наличие отдельного входа в здание и подъезда, персонального пассажирского и грузового лифта, охраны, размер площадей, месторасположение (постановление ФАС ВВО от 11.01.2006 N А43-7220/2005-30-310, ФАС ПО от 31.07.2007 N А55-16334/2006). При определении идентичности услуг охраны, необходимо учесть наличие у лиц, чьи ценовые предложения анализируются, лицензии на частную охранную деятельность. 

Нормативные акты не требуют обосновывать идентичность/ однородность ТРУ. Но сведения, которые позволят заказчику определить идентичными или однородными являются ТРУ, должны быть указаны в запросе на предоставление ценовой информации, направляемом потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю).

 

ОБЩИЙ АЛГОРИТМ МЕТОДА

1. Определить потребность в конкретном ТРУ.

2. Установить перечень необходимых требований к ТРУ, закупка которых планируется.

3. Провести исследование рынка в целях выявления имеющихся на рынке ТРУ, отвечающих требованиям заказчика.

4. Сформировать Техническое задание в соответствии с требованиями статьи 33 Закона 44-ФЗ, а также требования к условиям поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

5. Проверить наличие актов о нормировании в соответствии со ст.19 Закона 44-ФЗ. 

Если такие акты есть и в них установлена предельная цена, то необходимо рассчитать НМЦК нормативным методом и сравнить ее потом с НМЦК, рассчитанной анализом рынка.

6. Направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее 5 поставщикам (подрядчикам, исполнителям).

7. Разместить запрос о предоставлении ценовой информации в ЕИС.

Это не обязательно! Но настоятельно рекомендуем для «подстраховки» заказчика.

8. Осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками.

9. Осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации.

10. Проверить выявленные (полученные) ценовые предложения на соответствие условиям заказчика, не соответствующие – отклонить.

11. Проверить полученные ценовые предложения на наличие идентичных ТРУ, если их нет – однородных ТРУ.

12. Применить к полученным ценам корректирующие коэффициенты (при необходимости).

13. Проверить однородность полученных цен, рассчитать коэффициент вариации.

Совокупность значений, используемых в расчете, при определении НМЦК считается неоднородной, если коэффициент вариации цены превышает 33%. Если коэффициент вариации превышает 33%, целесообразно провести дополнительные исследования в целях увеличения количества ценовой информации, используемой в расчетах[10].

14. Осуществить расчет НМЦК по идентичным ТРУ (не менее 3 ценовых предложений), при их отсутствии – по однородным ТРУ, сравнить ее с НМЦК, полученной нормативным методом (если требуется).

  • В качестве НМЦК рекомендуется взять минимальное из двух полученных значений (например, если анализом рынка НМЦК составила 1 300 000 руб., а нормативным методом  – 1 200 000 руб.,  то НМЦК в закупке берем рассчитанную нормативным методом 1 200 000 руб.).
  • Рекомендуется НМЦК рассчитать как среднеарифметическое полученных ценовых предложений по формуле[11]:

Формула расчета НМЦК

  • Методические рекомендации НЕ СОДЕРЖАТ ЗАПРЕТ об использовании заказчиком при расчете НМЦК предложений, содержащих минимальную цену товара (работы, услуги). Заказчик ВПРАВЕ указать цену меньшую, чем в представленном обосновании НМЦК (в том числе полученной по результатам трех коммерческих предложений), и соответствующую выделенным лимитам бюджетных обязательств[12]

15. Сформировать обоснование НМЦК.

 

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ РАСЧЕТА НМЦК АНАЛИЗОМ РЫНКА[13]

Общедоступная информация о рыночных ценах ТРУ

Информация о ценах ТРУ, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Информация, полученная в результате размещения запросов цен ТРУ в ЕИС

Использовать одно ценовое предложения для расчета НМЦК нельзя[14]

Правительство РФ может ограничить перечень источников информации – см., например, распоряжение Правительства РФ от 18.09.2017 N 1995-р.

При закупках технических средств реабилитации и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р, используется только 3 источника информации:

реестр контрактов по исполненным в течение последних 3 лет контрактам на территории субъекта РФ, в котором расположен заказчик, и на территории сопредельных с местом расположения заказчика субъектов РФ

каталог ТРУ в ЕИС (при наличии информации о ценах на технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалидам)

ценовые предложения поставщиков, полученные по результатам размещения заказчиком запросов цен в ЕИС

 

ОБЩЕДОСТУПНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О РЫНОЧНЫХ ЦЕНАХ ТРУ[15]

Заказчик может использовать информацию из любых нижеуказанных источников[16].

Вид информации

Комментарий 

информация о ценах ТРУ, содержащаяся в контрактах 

  • из реестра контрактов в ЕИС 
  • срок заключения контракта – в течение последних 3 лет[17]
  • контракты исполнены (закладка «исполнение завершено»)
  • по контрактам не взыскивалась неустойка

информация о ценах ТРУ, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях

обращенные к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами (ст. 437 ГК РФ).

Публичная оферта – предложение, содержащее все существенные условия договора, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется.

Можно использовать данные из интернете-магазинов, если информация (скриншоты) содержат четкие и определенные сведения о ценах на идентичные ТРУ, позволяют идентифицировать их продавцов,  в информации наряду с основной ценой должны быть отражены особые ценовые условия: розничные и оптовые цены; цены при оплате наличным и безналичным расчетом; цена при приобретении товара в кредит; цена при покупке определенного количества объема)[18].

информация о котировках на российских биржах и иностранных биржах

информация о котировках на электронных площадках

данные государственной статистической отчетности о ценах ТРУ

http://www.gks.ru/http://permstat.gks.ru/

информация о ценах ТРУ, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, муниципальными НПА, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях

Например, справочник цен в РИС Закупки ПК (для Пермского края).

 

Приказ Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 12.12.2019 N СЭД-32-01-04-154 “Об утверждении предельных цен ТРУ”.

информация о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ, или законодательством иностранных государств

Например, можно обратиться в оценочные компании и региональные торгово-промышленные палаты.

Для заказчиков Пермского края  – Пермская ТПП (центр оценки, тел. (342) 235-78-48, доб. 134, 122, www.permtpp.ru)

результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен

информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка

http://www.pinfo.ruhttps://www.argusmedia.com/https://www.fishprice.ru

иные источники информации

 

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ПРИ ОБОСНОВАНИИ НМЦК

Кто осуществляет контроль – органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля[19].

Например, РФ – Федеральное казначейство, Пермский край – Минфин Пермского края.

Состав административного правонарушения

Сумма адм. штрафа, руб.

Статья КоАП РФ

Несоблюдение порядка обоснования НМЦК

10 000

Ч.2 ст.7.29.3

Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок (например, в документах нет обоснования НМЦК)

3 000

Ч.4.2 ст.7.30 

[1] Товары, работы, услуги

[2] п.1.9, п.2.1 Методических рекомендаций

[3] Статьи 219 – 222, 229 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, утв. приказом Росархива от 20.12.2019  N236

[4] П.3 ч.4 ст.38 Закона 44-ФЗ

[5] Ч.2, 3 ст.22 Закона 44-ФЗ

[6] Ч.16 ст.22 Закона 44-ФЗ

[7] Ч.6 ст.22 Закона 44-ФЗ

[8] Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 “Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям”

[9] П.3.9 Методических рекомендаций

[10] П.3.20.2 Методических рекомендаций

[11] П.3.21 Методических рекомендаций

[12] Письмо  Минфина России от 16.06.2017 N 24-01-10/37713

[13] Ч.5 ст.22 Закона 44-ФЗ

[14] Письмо ФАС России от 13.07.2011 N АЦ/27041

[15] Ч.18 ст.22 Закона 44-ФЗ

[16] Письмо Минэкономразвития от 03.10.2016 N Д28и-2581, письмо Минфина от 12.12.2017 N 24-01-09/82766

[17] П.3.7.3 Методических рекомендаций

[18] Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.01.2017 N Ф01-5888/2016 по делу N А38-2169/2016

[19] П.3 ч.8 ст.99 Закона 44-ФЗ

Часть 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *