КТРУ в системе ЕИС: применение в госзакупках

Каталог товаров, работ, услуг   это систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя определенную информацию (далее – Каталог)[1] 

 

Система НПА

  • Статья 23 Закона 44-ФЗ
  • Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145 “Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – ПП 145).

 

Коды КТРУ попадают под действия постановлений, устанавливающих требования нац. режима и преференций по закупке. В самих нормативных актах указываются коды ОКПД2, а не коды КТРУ, однако в карточке КТРУ есть связанный код ОКПД2, по которому и идет проверка на постановления. В Эконом-Эксперт проводится моментальная проверка кодов КТРУ на 17 нормативных актов, а также есть проверка совместимости кодов в одной закупке.

Кто формирует и ведет каталог

Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок – Минфин России[2].

Минфин России вправе привлекать юридическое лицо, являющееся оператором каталога[3].

Каталог формируется и ведется в электронной форме[4].

 

Содержание каталога[5]

Информация

Пояснение

Обязательность применения

Код позиции каталога

Формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода ОКПД2[6].

Коды в описании объекта закупки в строке “Наименование товара, работы, услуги по КТРУ” в информации о контракте автоматически передаются из аналогичной строки описания объекта закупки в извещении без возможности редактирования.

Наименование товара, работы, услуги (далее – ТРУ)

Включаемое в позицию каталога наименование соответствующего ТРУ, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара.

Строка объекта закупки “Наименование товара, работы, услуги” в информации о контракте доступна для уточнения (т.е. ее можно редактировать) в соответствии с условиями контракта[7].

Обязательно*

Единицы измерения

Согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ). 

При отсутствии в ОКЕИ единицы измерения – такая единица измерения считается временным значением до включения соответствующей единицы измерения в ОКЕИ.

Обязательно*

Информация, содержащая описание товара, работы, услуги[8] (информация включается  после согласования с ФАС)

 

Потребительские свойства и иные характеристики ТРУ, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости):

Обязательно*

в отношении каждой характеристики, имеющей количественную оценку:

в отношении каждой характеристики, не имеющей количественной оценки:

  • конкретное значение, или 
  • исчерпывающий перечень конкретных значений, или 
  • диапазоны допустимых значений (минимально либо максимально допустимые значения), или 
  • неизменяемые значения
  • исчерпывающий перечень соответствующих свойств ТРУ

Информация о распространяющихся на ТРУ технических регламентах, ГОСТ, ТУ (при наличии)

Спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, цифровые модели, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями ГК РФ, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии (при необходимости)

Справочная информация (при наличии)

  • коды, соответствующие ТРУ согласно российским и международным системам классификации, каталогизации;
  • информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов

Не обязательно 

Дата включения в каталог позиции

Обязательно*

Дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога

Не ранее 30 дней со дня включения в каталог новой позиции каталога[9].

Обязательно*

Дата окончания применения позиции каталога 

Обязательно*

Дополнительная информация (основания и порядок формирования и включения такой информации в каталог определяются по согласованию с ФАС)

  • характеристики товара,
  • производитель товара,
  • торговые наименования, 
  • наименования мест происхождения товаров, 
  • цены за единицу,
  • условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Не обязательно 

* Если в позиции каталога в отношении характеристики установлено, что она «не является обязательной», то ее можно не применять.

В каталог не включаются сведения, составляющие государственную тайну[10]

Что делать, если в состав одного лота включены  несколько товаров, работ, услуг, на которые в каталоге имеются подлежащие применению позиции каталога и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции

Заказчик может объединять такие ТРУ в один лот (одну закупку).

Заказчик применяет КТРУ только к тем позициям, на которые в каталоге имеются характеристики[11].

ТРУ, по которым в КТРУ нет позиции – заказчик делает описание объекта закупки самостоятельно, используя ст.33 Закона 44-ФЗ.

 

Кто применяет каталог

Все участники контрактной системы в сфере закупок[12] – заказчики, уполномоченные органы (уполномоченные учреждения), контрольные органы и пр.

Заказчики используют Каталог в целях[13]:

  • обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах в извещении об осуществлении закупки (приглашении для закрытых способов), документации о закупке, контракте, реестре контрактов,
  • описания объектов закупки.

Иные участники контрактной системы – в целях обеспечения единообразного указания информации о товарах, работах, услугах[14].

 

Является ли применение каталога обязательным[15]

С даты включения позиции в каталог до даты начала обязательного применения

Заказчик ВПРАВЕ применять информацию из каталога. 

В этом случае описание товара, работы, услуги заказчик осуществляет самостоятельно в соответствии с требованиями статьи 33 Закона 44-ФЗ

С даты начала обязательного применения позиции каталога

Заказчик ОБЯЗАН применять информацию из каталога 

 

Что делать, если в каталоге нет товара, работы, услуги[16]

Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги самостоятельно в соответствии с требованиями статьи 33 Закона 44-ФЗ.

В качестве кода каталога указывается код такого товара, работы, услуги согласно ОКПД2.

 

Может ли заказчик использовать дополнительную информацию, не указанную в каталоге[17]

Вид закупки

Возможность использования дополнительной информации, отсутствующей в каталоге

Для закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения допуска в соответствии с ПП РФ от 10.07.2019 N 878

(ВАЖНО! Изменения действуют с 27 ноября 2020 г.)

  • Если заказчиком установлено ограничение допуска в соответствии с ПП 878
  • Заказчик должен использовать только характеристики и описание, указанные в каталоге.
  • Дополнительную информацию указывать нельзя.
  • Если заказчиком не установлено ограничение допуска в соответствии с ПП 878 (товар попадает под исключения)
  • Можно указывать дополнительную информацию 

Для отдельных видов объектов закупок, в отношении которых установлены особенности описания (ч.5 ст.33 Закона 44-ФЗ)

Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 “Об особенностях описания лекарственных препаратов …”

  • Заказчик должен использовать только характеристики и описание, указанное в каталоге.
  • Дополнительную информацию можно указывать только, если это разрешено особенностями описания в соответствующем правовом акте.
  • Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации

Для закупок иных товаров, работ, услуг

  • Можно использовать дополнительную информацию.

При закупках любых товаров, работ, услуг у единственного поставщика по ст.93 Закона 44-ФЗ

  • Заказчик должен использовать только характеристики и описание, указанные в каталоге.
  • Дополнительную информацию указывать нельзя.

ВАЖНО!

Если заказчик использует дополнительную информацию, которой нет в позиции каталога, то ОБЯЗАТЕЛЬНО в техническое задание надо включить обоснование необходимости использования такой информации.

 

Административная ответственность за нарушения при использовании каталога

№ п/п

Состав административного правонарушения

Административный штраф, руб.

Статья КоАП РФ

1

Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок

Например, отсутствие в техническом задании обоснования использования дополнительных характеристик, или неприменение при описании объекта закупки каталога ТРУ

3 000

Ст.7.30 ч.4.2

 

ПРИМЕР:

Закупка автомобиля легкового включена в Каталог – реестровая запись № 29.10.20.000-00000001, код по ОКПД 2 – 29.10.2: Автомобили легковые. 

Единица измерения – штука.

Дата включения позиции в каталог – 05.09.2018 г.

Дата начала обязательного применения позиции каталога – 22.10.2018 г.

Дата окончания  применения позиции каталога – бессрочно.

Согласно данной позиции КТРУ установлены только четыре характеристики товара, которые может указать заказчик: количество посадочных мест, тип двигателя, тип коробки передач, тип привода.

 

Наименование характеристики

Значение

При формировании ТЗ

Количество посадочных мест 

(характеристика является обязательной для применения)

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

  • заказчик должен указать в ТЗ все 4 характеристики,
  • в каждой характеристике указать соответствующее значение,
  • при включении любых дополнительных характеристик (цвет, габариты, количество дверей, дорожный просвет, объем и мощность двигателя, размер шин, комплектация и пр.) ОБЯЗАТЕЛЬНО включить обоснование каждой из таких характеристик.

Тип двигателя

(характеристика является обязательной для применения)

Бензин, гибрид, дизель, электрический

Тип коробки передач

(характеристика является обязательной для применения)

Автомат, механика

Тип привода

(характеристика является обязательной для применения)

Моноприводный, полноприводный

 

 


[1] П.2 Правил формирования и ведения каталога, утв. ПП 145 

[2] П.4 Правил формирования и ведения каталога, утв. ПП 145

[3] П.5 Правил формирования и ведения каталога, утв. ПП 145

[4] П.9 Правил формирования и ведения каталога, утв. ПП 145

[5] П.10 Правил формирования и ведения каталога, утв. ПП 145

[6] П.12 Правил формирования и ведения каталога, утв. ПП 145  

[7] Информация Федерального казначейства от 24.11.2017

[8] П.13 Правил формирования и ведения каталога, утв. ПП 145

[9] П.18 Правил формирования и ведения каталога, утв. ПП 145

[10] П.7 Правил формирования и ведения каталога, утв. ПП 145

[11] П.8 Правил использования каталога, утв. ПП 145

[12] П.1 Правил использования каталога, утв. ПП 145

[13] П.2 Правил использования каталога, утв. ПП 145

[14] П.12 Правил использования каталога, утв. ПП 145

[15] П.3, 4, 9 Правил использования каталога, утв. ПП 145, письмо Минфина России от 21.06.2019 N 24-06-08/45412

[16] П.7 Правил использования каталога, утв. ПП 145

[17] П.5 и 6 Правил использования каталога, утв. ПП 145 (в ред. постановления Правительства РФ от 30.06.2020 N 961, действует с 01.07.2020 г.)


Понравилась статья?

Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить новые материалы в нашем блоге

3 thoughts on “КТРУ в системе ЕИС: применение в госзакупках

  1. Светлана Reply

    В таблице указано:При закупках любых товаров, работ, услуг у единственного поставщика по ст.93 Закона 44-ФЗ – Заказчик должен использовать только характеристики и описание, указанные в каталоге. Дополнительную информацию указывать нельзя. При этом в описание товара с учетом КТРУ указаны диапазоны допустимых значений (минимально либо максимально допустимые значения), исходя из вышесказанного “прямые” закупки нужно проводить только указывая диапазон характеристик товара. Заказчик не имеет право проводить закупки по п.4 ч.1 ст. 93 товара с конкретным торговым наименованием и конкретными характеристиками?

  2. Ольга Reply

    Здравствуйте!
    Наше учреждение проводит закупку (ЭА) многофункционального передвижного культурного центра (автоклуб) на базе шасси ГАЗЕЛЬ NEXT или эквивалент , ОКПД2: 29.10.59.390 Средства автотранспортные специального назначения прочие, не включенные в другие группировки . Подскажите, пожалуйста, какой КТРУ выбрать для данной закупки?
    Можно ли провести закупку только по ОКПД2, если предложенные КТРУ, по мнению Заказчика, не подходит для закупки?

  3. Анастасия Reply

    Здравствуйте! На вебинаре “Применений КТРУ с учетом изменений с 31.08.2021г.” говорили о том, что на оказание услуг применять КТРУ к товару не нужно. Имеется практика ФАС, в которой говориться: что предметом закупки является не товар, а услуга, соответственно КТРУ к товару не применяется. Где можно посмотреть решение ФАС по данному делу?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *