Заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 1 ст. 24 Закона № 44-ФЗ[1]). В памятке мы рассмотрим один из наиболее популярных конкурентных способов закупки среди заказчиков – открытый электронный аукцион.
Что такое электронный аукцион?
Аукцион (открытый аукцион в электронной форме) (далее – электронный аукцион и ЭА соответственно) – представляет собой конкурентный способ закупки (п. 2 ч. 2 ст. 24, ст. 49 Закона № 44-ФЗ).
Победителем аукциона признается участник закупки (ч. 5 ст. 24 Закона № 44-ФЗ):
– заявка на участие в ЭА которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом №44-ФЗ документация о закупке),
– и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона № 44-ФЗ) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц,
– либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 Закона № 44-ФЗ, – наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта («аукцион на право»).
Когда заказчик должен проводить электронный аукцион?
Заказчик обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг (далее – ТРУ), включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации[2], либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ путем проведения аукционов (ч. 6 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).
Важно! Заказчик вправе закупать товары, работы, услуги, не включенные в аукционные перечни, путем проведения аукционов (ч. 7 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).
Например, заказчик может также проводить аукцион при закупке услуг ОСАГО (Письмо Минэкономразвития России от 10.04.2017 № Д28и-2007, Письмо ФАС России от 01.12.2014 № АД/48891/14).
Важно! Закупки услуг по организации отдыха детей и их оздоровления не осуществляются путем проведения аукционов (ч. 8 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).
Важно! ТРУ из аукционных перечней заказчик вправе закупать путем проведения электронного запроса котировок или закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 6 ст. 24 Закона № 44-ФЗ). Заказчик обязан будет соблюдать предусмотренные Законом № 44-ФЗ требования к указанным способам закупки.
Напомним, заказчик может провести запрос котировок в электронной форме, например, на закупку услуг по общей уборке зданий, если НМЦК не превышает 10 млн руб. (п. 1 ч. 10 ст. 24 Закона № 44-ФЗ). Заказчику нужно помнить о том, что установленное данной нормой ограничение годового объема закупок не применяется до 31.12.2026 года (ч. 75 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).
Особенности работы комиссии по закупкам при проведении электронного аукциона
Число членов комиссии должно быть не менее чем три человека (ч. 3 ст. 39 Закона № 44-ФЗ).
Важно! Каждый член комиссии по осуществлению закупок при проведении ЭА должен иметь действующую усиленную квалифицированную электронную подпись (далее – ЭЦП) для подписания протокола подведения итогов ЭА (п. 2 ч. 5 ст. 49 Закона № 44-ФЗ).
Порядок проведения электронного аукциона
ЭА начинается с размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона № 44-ФЗ). Разделим условно проведение ЭА на несколько этапов (расположены этапы последовательно в порядке проведения каждого из них):
Номер этапа | Наименование этапа | Содержание этапа | НПА |
1 | Размещение извещения | Не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке | п. 2 ч. 3 ст. 42 Закона № 44-ФЗ |
Не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке в случае, если Н(М)ЦК не превышает триста миллионов рублей либо Н(М)ЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей | |||
2 | Проведение процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц ТРУ (в случае, предусмотренном ч.24 ст. 22 Закона № 44-ФЗ) | Это день окончания срока подачи заявок на участие в ЭА | п. 23 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ |
Начинается через два часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке. | |||
Время приема ценовых предложений составляет четыре минуты с момента начала процедуры подачи ценовых предложений. | п. 5 ч. 3 ст. 49 Закона № 44-ФЗ | ||
В случае поступления в такое время ценового предложения, то время приема ценовых предложений на электронной площадке автоматически увеличивается на четыре минуты с момента поступления такого предложения. | |||
Общая продолжительность приема ценовых предложений не должна превышать пять часов с момента начала процедуры подачи ценовых предложений. | |||
3 | 1) Формирование оператором электронной площадки (далее – ОЭП) протокола подачи ценовых предложений. 3.2. 2) Размещение ОЭП на сайте в ЕИС и на сайте ЭП. 3) Направление ОЭП → заказчику: указанного протокола и заявок участников. | Не позднее одного часа с момента завершения процедуры подачи ценовых предложений | ч. 4 ст. 49 Закона № 44-ФЗ |
4 | 1) Рассмотрение заявок и подведение итогов ЭА заказчиком. 2) Направление заказчиком → ОЭП: итогового протокола ЭА. | Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) | ч. 5 ст. 49 Закона № 44-ФЗ |
5 | Размещение ОЭП итогового протокола ЭА на сайте ЕИС и на сайте ЭП | Не позднее одного часа с момента получения протокола подведения итогов ЭА | ч. 6 ст. 49 Закона № 44-ФЗ |
6 | Заключение контракта по результатам ЭА (срок заключения контракта по результатам проведения ЭА) | Не ранее чем через десять дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов ЭА | ч. 1 ст. 51 Закона № 44-ФЗ |
Особенности проведения электронного аукциона
№п/п | Вопрос | Ответ | НПА |
1. | Как заказчику подготовиться к размещению извещения о ЭА в ЕИС? | Заказчик перед размещением извещения о проведении ЭА в ЕИС: | – |
– формирует описание объекта закупки; | ст. 33 Закона № 44-ФЗ | ||
– определяет необходимость применения национального режима (запрещающих или ограничивающих НПА) | ст. 14 Закона № 44-ФЗ | ||
– определяет требования к участникам закупки | ст. 31 Закона № 44-ФЗ | ||
– формирует обоснование Н(М)ЦК; | ст. 22 Закона № 44-ФЗ | ||
– формирует проект контракта; | ст. 34, 94, 95 и 96 Закона № 44-ФЗ, ПП РФ № 1042[3] | ||
– формирует требования к содержанию, составу заявки на участие в ЭА и инструкцию по ее заполнению | ст. 43 и ч. 1 ст. 49 Закона № 44-ФЗ | ||
– формирует приказ о проведении ЭА (не является обязательным, и составляется в случае, если это предусмотрено внутренней номенклатурой дел) | Например: Приказы Росархива | ||
Далее заказчик размещает в ЕИС извещение о проведении ЭА и прикрепляет к нему в электронном виде: | ст. 42 и ст. 49 Закона № 44-ФЗ, ПП РФ № 60[6] | ||
– описание объекта закупки; | |||
– обоснование Н(М)ЦК; | |||
– проект контракта; | |||
– требования к содержанию, составу заявки на участие в ЭА и инструкция по ее заполнению | |||
| Можно ли вносить изменения в извещение при проведении ЭА? | Да, можно вносить изменения в извещение о ЭА. | ч. 4 ст. 42 Закона № 44-ФЗ |
Заказчик формирует изменения в ЕИС, затем подписывает их ЭЦП и размещает их в ЕИС не позднее чем за 1 рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. | |||
При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял: | п. 3 ч. 4 ст. 42 Закона № 44-ФЗ | ||
– не менее семи дней; | |||
– не менее трех дней, если Н(М)ЦК не превышает триста миллионов рублей либо Н(М)ЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей. | |||
2. | Можно ли отменить извещение о проведении ЭА? | Да, можно отменить извещение о ЭА. | п. 1 ч. 2 ст. 36 Закона № 44-ФЗ |
Заказчик не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке формирует с ЕИС извещение об отмене закупки, подписывает его ЭЦП и размещает его в ЕИС. | |||
С момента размещения указанного извещения в ЕИС закупка считается отмененной. | |||
3. | Какие документы и сведения проверяет комиссия по осуществлению закупки при проведении ЭА? | Комиссия заказчика при рассмотрении заявки участников рассматривает и анализирует следующие сведения и документы: | ст. 28-31, ст. 43 и ч. 1 ст. 49 Закона № 44-ФЗ |
1) решение о согласии на совершение (одобрение) крупной сделки, если оно требуется в соответствии с законом или учредительными документами участника и заключение контракта, внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта является для него крупной сделкой (для юридического лица); | |||
2) документы, подтверждающие соответствие участника требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (если они были установлены); | |||
3) декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным п. п. 3 – 5, 7 – 11 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ. | |||
4) реквизиты счета участника для перечисления платы за поставленный товар, выполненную работу (ее результаты), оказанную услугу, отдельные этапы исполнения контракта; | |||
5) соответствие характеристик товара, предлагаемого участником, показателям, установленным в описании объекта закупки с указанием на товарный знак (при его наличии) – если закупается товар; | |||
6) наименование страны происхождения товара; | |||
7) документы о соответствии товара (работы услуги) требованиям, установленным законодательством России; | |||
8) информацию и документы, предусмотренные нормативно-правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ, если в извещении установлено такое требование в рамках применения национального режима. | |||
4. | Какие основания для отклонения заявки участника закупки комиссией? | Заказчик отклоняет заявку при наличии одного или нескольких оснований: | пп. «а» п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона № 44-ФЗ, ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ |
– информация и документы, предусмотренные извещением, не представлены в составе заявки или не соответствуют извещению (п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ); | |||
– информация и документы, предусмотренные п. п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона № 44-ФЗ, не представлены или не соответствуют требованиям извещения (п. 2 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ); | |||
– участник закупки не соответствует требованиям, установленным в извещении согласно ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (при наличии таких требований) или пп. «б» п. 1 ПП РФ от 29.12.2021 № 2571[7] (п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ); | |||
– не представлены документы (информация), предусмотренные НПА, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона № 44-ФЗ. (Исключение если не представлены информация и документы, предусмотренные п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ, то в данном случае заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке иностранного ТРУ, выполняемых (оказываемых) иностранными лицами) (п. 4 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ); | |||
– не представлены информация и документы, указанные в п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ, если их подача предусмотрена НПА, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ, и если в извещении об осуществлении закупки содержится запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств (п. 5 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ); | |||
– выявлено, что участник закупки относится к организациям, находящимися под юрисдикцией недружественных иностранных государств, прямо или косвенно подконтрольных или аффилированных с ними (п. 6 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ); | |||
– информация о независимой гарантии отсутствует в реестрах независимых гарантий или не соответствует требованиям ч. 2, 3 и 8.2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ, извещения (п. 7 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ); | |||
– в заявке выявлена недостоверная информация (п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ). | |||
5. | Какие особенности нужно учитывать при определении победителя при подведении итогов ЭА если цена снижена до «0-ля»? | Если цена в ходе подачи ценовых предложений снижается до 0,5% Н(М)ЦК или меньше, участники будут играть на повышение, соревнуясь в предложениях о размере платы, которую они внесут за заключение контракта. | ч. 5 ст. 24, п. 9 ч. 3 ст. 49 Закона № 44-ФЗ |
Процедура подачи ценовых предложений проводится путем повышения текущего максимального ценового предложения на величину в пределах «шага аукциона», составляющего до пяти миллионов рублей. | |||
ВАЖНО! При закупке с неопределенным объемом такой «обратный порядок» происходит, если сумма цен единиц товара (работы, услуги) снижена до 0,5% начальной суммы цен этих единиц. | |||
6. | Вправе ли участник закупки направить с использованием электронной площадки заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении ЭА? | Да, вправе. | ч. 5 ст. 42 Закона № 44-ФЗ |
Любой участник закупки, зарегистрированный в ЕИС, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. | |||
Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса ОЭП направляет его с использованием электронной площадки заказчику. | |||
Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. | |||
ВАЖНО! Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки. | |||
7. | Когда ЭА признается несостоявшимся? | ЭА признается несостоявшимся в следующих случаях: | ст. 52 Закона № 44-ФЗ |
– по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке; | п. 1 ч. 1 ст. 52 Закона № 44-ФЗ | ||
– по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке только одна заявка на участие в закупке соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки; | п. 2 ч. 1 ст. 52 Закона № 44-ФЗ | ||
– по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки на участие в закупке; | п. 3 ч. 1 ст. 52 Закона № 44-ФЗ | ||
– по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке комиссия по осуществлению закупок отклонила все такие заявки; | п. 4 ч. 1 ст. 52 Закона № 44-ФЗ | ||
– все участники закупки, не отозвавшие в соответствии с Законом № 44-ФЗ заявку на участие в закупке, признаны уклонившимися от заключения контракта в соответствии с Законом № 44-ФЗ; | п. 5 ч. 1 ст. 52 Закона № 44-ФЗ | ||
– заказчик в соответствии с ч.9 и ч. 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ отказался от заключения контракта с участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке, которая является единственной, либо с участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке, признанную в соответствии с Законом № 44-ФЗ единственной соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки. | п. 6 ч. 1 ст. 52 Закона № 44-ФЗ | ||
8. | Как проводится ЭА когда он признан несостоявшимся, если по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке? | ЭА проводятся в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ, с учетом следующих особенностей: | п. 1-2, 4-6 ч. 2 ст. 52 Закона № 44-ФЗ |
1) не позднее одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке оператор электронной площадки в соответствии с п. 9 ч. 6 ст. 43 Закона № 44-ФЗ направляет заказчику заявку (все части заявки) на участие в закупке, а также информацию и документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона № 44-ФЗ; | |||
2) не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки: | |||
а) члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают информацию и документы, направленные ОЭП, и принимают решение о соответствии заявки на участие в закупке требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 – 8 ч. 12 ст. 48 (в случае проведения электронного аукциона) Закона № 44-ФЗ, а также подписывают усиленными электронными подписями сформированный заказчиком с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя); | |||
б) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), после подписания такого протокола членами комиссии по осуществлению закупок в соответствии с пп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 52 Закона № 44-ФЗ подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет ОЭП, который не позднее одного часа с момента получения такого протокола осуществляет действия, предусмотренные ч.16 ст. 48 Закона № 44-ФЗ; | |||
3) протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 – 7 ч. 17 ст. 48 Закона № 44-ФЗ; | |||
4) участник закупки вправе направить запрос, предусмотренный ч. 18 ст. 48 Закона № 44-ФЗ, после размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя); | |||
5) контракт с участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке, в случае принятия в соответствии с пп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 52 Закона № 44-ФЗ решения о соответствии такой заявки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, заключается в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ. | |||
9. | Как поступить заказчику, когда ЭА признан несостоявшимся в случае, если по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке только одна заявка на участие в закупке соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки? | Контракт с участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке, соответствующую требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, заключается в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ. | ч. 5 ст. 52 Закона № 44-ФЗ |
10. | Как поступить заказчику, когда ЭА признан несостоявшимся, в случаях, предусмотренных пунктами 3 – 6 ч. 1 ст. 52 Закона № 44-ФЗ (отсутствует участник, с которым заключается контракт)? | В данных случаях заказчик вправе осуществить новую закупку в соответствии с Закона № 44-ФЗ либо осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. | ч. 8 ст. 52 Закона № 44-ФЗ |
11. | Каковы особенности заключения и исполнения контракта по результатам ЭА? | 1) При проведении ЭЗК заказчик обязательно применяет типовые контракты, типовые условия. | ч. 11 ст. 34 Закона № 44-ФЗ |
2) В контракт обязательно включаются условия о неизменяемой цене контракта и об ответственности сторон. | части 1 – 2, части 4-9 ст. 34 Закона № 44-ФЗ | ||
3) В контракт могут быть включены условия: | ч. 14 ст. 34 Закона № 44-ФЗ | ||
1) о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 – 11, 13 – 19, 21 – 23 и 25 статьи 95 Закона № 44-ФЗ; | |||
2) об удержании суммы неисполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом № 44-ФЗ из суммы, подлежащей оплате поставщику (подрядчику, исполнителю). | |||
3) ВАЖНО! В настоящий момент заказчик формирует проект контракта в ЕИС, но: – до 01.10.2023 г. большая часть информации включается в проект контракта без использования ЕИС (ч. 7 ст. 8 Закона № 360-ФЗ[8]); – если извещение размещено в ЕИС с 01.10.2023 г. до 01.04.2024 г., заказчик вправе формировать проект контракта без использования ЕИС (ч. 8 ст. 8 Закона № 360-ФЗ). | ч. 8 ст. 8 Закона № 360-ФЗ | ||
12. | Каковы особенности ответа на запрос участника закупки по результатам итогов ЭА? | Участник закупки, принимавший участие в закупке, после размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее даты заключения контракта вправе направить ОЭП с использованием электронной площадки запрос о даче разъяснений информации, содержащейся в таком протоколе в отношении заявки такого участника закупки. | ч. 18 ст. 48, ч. 8 ст. 49 Закона № 44-ФЗ |
Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса ОЭП направляет его с использованием электронной площадки заказчику. | |||
Не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснений информации, содержащейся в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик направляет соответствующие разъяснения ОЭП. | |||
Не позднее одного часа с момента поступления таких разъяснений они направляются ОЭП с использованием электронной площадки участнику закупки, направившему запрос о даче разъяснений информации, содержащейся в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). |
Что грозит заказчику если допустить ошибку в порядке проведения, формирования и размещения документов при электронном аукционе?
№ п/п | Норма права, содержание правонарушения, мера ответственности | |
1. | КоАП РФ[9]: ч. 1 ст. 7.30 | |
Нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией сроков размещения в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении конкурса, аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2 и 1.3 ст. 7.30 КоАП РФ, не более чем на два рабочих дня | ||
Размер штрафа за нарушение норм Закона №44-ФЗ в руб. | ||
Должностные лица | Юридические лица | |
5 000 | 15 000 | |
2. | КоАП РФ: ч. 1.1 ст. 7.30 | |
Нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении конкурса, аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2 и 1.3 ст. 7.30 КоАП РФ, более чем на два рабочих дня – | ||
Размер штрафа за нарушение норм Закона №44-ФЗ в руб. | ||
Должностные лица | Юридические лица | |
30 000 | 100 000 | |
3. | КоАП РФ: ч. 1.4 ст. 7.30 | |
Размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в ЕИС или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений | ||
Размер штрафа за нарушение норм Закона №44-ФЗ в руб. | ||
Должностные лица | Юридические лица | |
15 000 | 50 000 | |
4. | КоАП РФ: ч. 2.1 ст. 7.30 | |
Нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требований к содержанию протокола, составленного в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) | ||
Размер штрафа за нарушение норм Закона №44-ФЗ в руб. | ||
Должностные лица | Юридические лица | |
10 000 | – | |
5. | КоАП РФ: ч. 3 ст. 7.30 | |
Неразмещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок | ||
Размер штрафа за нарушение норм Закона №44-ФЗ в руб. | ||
Должностные лица | Юридические лица | |
50 000 | 500 000 | |
6. | КоАП РФ: ч. 4 ст. 7.30 | |
Установление порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений участников закупки, требований к участникам закупки, к размеру обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размеру и способам обеспечения исполнения контракта, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации и документов | ||
Размер штрафа за нарушение норм Закона №44-ФЗ в руб. | ||
Должностные лица | Юридические лица | |
штраф в размере 1 % Н(М)Ц, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), но не менее 5 000 руб. и не более 30 000 руб. | – | |
7. | КоАП РФ: ч. 4.1 ст. 7.30 | |
Включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой | ||
Размер штрафа за нарушение норм Закона №44-ФЗ в руб. | ||
Должностные лица | Юридические лица | |
штраф в размере 1 % Н(М)ЦК, но не менее 10 000 руб. и не более 50 000 руб. | – | |
8. | КоАП РФ: ч. 7 ст. 7.30 | |
Признание победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок | ||
Размер штрафа за нарушение норм Закона №44-ФЗ в руб. | ||
Должностные лица | Юридические лица | |
50 000 | – | |
9. | КоАП РФ: ч. 8 ст. 7.30 | |
Сокращение сроков подачи заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок допускается сокращение указанных сроков, или нарушение порядка и сроков отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) | ||
Размер штрафа за нарушение норм Закона №44-ФЗ в руб. | ||
Должностные лица | Юридические лица | |
30 000 | – | |
10. | КоАП РФ: ч. 13 ст. 7.30 | |
Нарушение сроков, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, не более чем на два рабочих дня | ||
Размер штрафа за нарушение норм Закона №44-ФЗ в руб. | ||
Должностные лица | Юридические лица | |
3 000 | – | |
11. | КоАП РФ: ч. 14 ст. 7.30 | |
Нарушение сроков, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, более чем на два рабочих дня | ||
Размер штрафа за нарушение норм Закона №44-ФЗ в руб. | ||
Должностные лица | Юридические лица | |
3 000 | – |
Внимание! В соответствии с положениями Письма ФАС России от 15.05.2023 № 28/37143/23:
По мнению ФАС России, должностные лица, допустившие нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при размещении извещения и документов, предусмотренных статьей 42 Закона №44-ФЗ, содержание которых нарушает требования Закона о контрактной системе, подлежат привлечению к административной ответственности на основании части 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Материалы дел об административных правонарушениях, возбужденных по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП, не содержащие доказательств наличия состава административного правонарушения, предусмотренного диспозицией ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (копии документации, иных свидетельств ее утверждения соответствующими должностными лицами), подлежат возвращению по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ.
Дополнительно ФАС России сообщает, что применение ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ допускается в случае выявления в действиях субъектов контроля нарушений при проведении запроса котировок и определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем применения закрытых конкурентных способов.
Срок привлечения к административной ответственности |
1. В соответствии с нормами ч. 1-2 ст. 4.5 КоАП РФ: |
– за большинство нарушений заказчика смогут привлечь к ответственности в течение одного года с момента их совершения. |
– если правонарушение длящееся, то наказать заказчика смогут в течение одного года с момента его обнаружения. |
– за нецелевое использование бюджетных средств привлечь заказчика смогут в течение двух лет. |
2. ВНИМАНИЕ! В соответствии с положениями п. 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2020) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020): |
– срок давности привлечения к ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 7.32 КоАП РФ, надо исчислять с момента, когда произошло дополнительное расходование бюджетных средств, а не с даты заключения дополнительного соглашения к контракту |
3. ВНИМАНИЕ! Если срок давности уже истек, то к административной ответственности заказчика не привлекут. |
[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).
[2] Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» (далее – Распоряжение Правительства РФ № 471-р и Перечень ТРУ закупаемых ЭА соответственно)
[3] Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063» (далее – ПП РФ № 1042).
[4] Приказ Росархива от 20.12.2019 № 236 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения» (далее – Приказ Росархива № 236).
[5] Приказ Росархива от 20.12.2019 № 237 «Об утверждении Инструкции по применению Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения» (далее – Приказ Росархива № 237).
[6] Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 № 60 «О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее – ПП РФ № 60).
[7] Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее – ПП РФ № 2571).
[8] Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон № 360-ФЗ).
[9] «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ).
- Формирование и описание предмета закупки в условиях предоставления национального режима, 223-ФЗ
- Памятка – НДС в закупках
- Обоснование начальной максимальной цены договора
- Практические подходы к взысканию убытков согласно ФЗ-44
- Расторжение контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от его исполнения
- Практические подходы к описанию объекта закупки – радиоэлектронной продукции