Порядок осуществления закупки у единственного поставщика в электронной форме

1 апреля 2021 года, заказчикам 44-ФЗ [1], был предложен формат осуществления закупки у единственного поставщика в электронной форме, который стали называть «Закупкой с полки».  Такое название закупка получила благодаря регламенту, по которому поставщик выбирался по готовому ценовому предложению, представленному электронной площадке (ЭП). При этом, данный порядок предполагал к рассмотрению заказчиком предложений нескольких участников-поставщиков с необходимой продукцией.

Правила закупки предусматривали возможность закупать товары одного вида, по основаниям, в ряде случаев, установленных ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, по цене значительно выше цены, установленной для обычных-малых закупок, в том числе которые проводились через единый агрегатор торговли или электронные магазины-порталы. Осуществление такой закупки, всегда являлось правом, но если заказчик принимал решение о реализации данного права, то возникала обязанность соблюдения особых правил.

В статье мы рассмотрим случаи, требования, правила, последовательность действий сторон закупки с учетом последних изменений действующего законодательства.

Подобрать закупочную позицию

В каких случаях могут проводиться «Закупки с полки» и общий порядок их осуществления

Прежде всего, необходимо обратить внимание, что ст. 24 44-ФЗ, относит закупку у единственного поставщика в электронной форме к электронной закупке. Следовательно, заказчик обязан учитывать требования ст. 24.1 и 24.2 44-ФЗ, которые устанавливают особенности проведения электронных процедур и указывают на возможность участия в электронной закупке только зарегистрированных в ЕИС и аккредитованных на ЭП участников.

Закупка проводится на ЭП-ках, утвержденных Распоряжением N 1447-р [2], для заказчиков 44-ФЗ. В перечень Распоряжения № 1447-р входят восемь операторов ЭП, из которых заказчик выбирает площадку для проведения данной закупки с учетом возможных региональных ограничений. Исходя из этого, рекомендую потенциальным участникам-поставщикам, формировать предварительное предложение (ПП) на всех ЭП. Так же, участник должен учитывать, что в случае победы, оператор ЭП будет взимать плату за заключение контракта по аналогии с действующим порядком для конкурентных закупок.

Все начинается с формирования и размещения на ЭП участником закупки ПП о поставке товара. Срок действия ПП не может составлять более одного месяца с даты его размещения на ЭП. При этом, участник вправе продлить срок действия ПП, отозвать или внести изменения его в любой момент до направления оператором ЭП заявки заказчику.

Обратите внимание, размещение ПП означает согласие участника закупки на направление оператором ЭП заказчикам предложений о поставке товаров. Ответственность за достоверность информации и документов, содержащихся в ПП, за соответствие указанных информации и документов требованиям несет участник закупки.

Важно!!! ПП о поставке товара, участник формирует с учетом требований п. 1 ч. 12 ст. 93 44-ФЗ.

Случаи применения закупки у единственного поставщика в электронной форме:

п.4 ч.1 ст.93

осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме………. Осуществленные в соответствии с частью 12 настоящей статьи в электронной форме закупки товара не учитываются в составе годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта;

п.5 ч.1 ст.93

осуществление закупки товара, работы или услуги учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме…... Осуществленные в соответствии с частью 12 настоящей статьи в электронной форме закупки товара не учитываются в составе годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта;

п.5.1.

ч. 1 ст.93

осуществление закупки медицинских изделий и расходных материалов, если такая закупка осуществляется в электронной форме в отношении медицинских изделий и расходных материалов, произведенных единственным на территории Российской Федерации или территориях иностранных государств, не вводивших в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера, производителем. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать в отношении расходных материалов пятьдесят миллионов рублей, а в отношении медицинских изделий – двести пятьдесят миллионов рублей. Осуществленные в соответствии с частью 12 настоящей статьи в электронной форме закупки товара не учитываются в составе годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта;

п.5.2

ч.1

ст.93

осуществление закупки технических средств реабилитации и услуг Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, если такая закупка осуществляется в электронной форме в отношении технических средств реабилитации и услуг, произведенных (оказанных) на территории Российской Федерации или произведенных на территориях иностранных государств, не вводивших в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера.

Ограничения цены контракта и годового объема закупок

С 9 мая 2023года законодатель увеличил ценовой порог «Закупки с полки» с 3 млн. рублей до 5 млн. рублей, а также ввел общий годовой объем закупок, осуществляемый в электронной закупке по ч.12 ст. 93 44-ФЗ, который не должен превышать 100 миллионов рублей.

Данное изменение цены контракта позволяет заказчику закупать более дорогую продукцию, а это крайне важно, так как цены на рынке в ряде случаев, показывают динамику роста. Кроме того, высокое предельное значение цены контракта (которое в разы выше, чем лимит стандартной закупки по п. 4-5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ) позволяет заказчику вместо нескольких малых сделок провести  единую закупку необходимой продукции.

Кроме того, раньше «Закупки с полки» включались в общий годовой объем закупок, в случаях закупки у единственного поставщика по п. 4-5 ч.1 ст.93 44-ФЗ. Сегодня вопрос снят. Это произошло благодаря внесению изменений в формулировки указанных случаев ст.93 44-ФЗ и введению общего размера годового объема закупок для всех случаев применения данного формата электронной закупки.

Общие требования

Статья 14.

Применение национального режима при осуществлении закупок.

п.3 ч.12.ст 93

– содержание извещения (информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров…в соответствии со статьей 14 настоящего ФЗ);

Применяется к НПА по запретам и ограничениям

Постановления Правительства РФ № 616, 617, 102, 878, 1289[3].

 

Важно!!! Не применяются условия допуска – Приказ Минфина РФ № 126-н [4]

(письмо Минфина № 24-06-08/9591[5])

Важно!!! Не применяются ограничения допуска иностранных продуктов питания (Постановление Правительства № 832[6])

Важно!!! Применяется НПА по минимальной доле закупок российских товаров (Постановление Правительства РФ № 2014 [7])

Статья 16.

Планирование закупок

ПП от 30 сентября 2019 г. N 1279 [8]

Приказ Минфина №55н [9]

Закупка вносится в план-график самостоятельной позицией в общий раздел, при этом, год плана графика – это год размещения извещения.

– ИКЗ соответствует одной закупке;

– на этапе размещения извещения об осуществлении закупки….. в 27 – 29 разрядах ИКЗ  указывается порядковый номер, сформированный в пределах номера, указанного в 23 – 26 разрядах ИКЗ.

Статья 22.

Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с ЕППИ), начальная сумма цен единиц ТРУ

п.3 ч.12. ст. 93

– содержание извещения (НМЦК, начальную цену единицы товара с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей);

п.4 ч.12. ст.93

– приложения к извещению (проект контракта, обоснование цены контракта у единственного поставщика).

Статья 28-29.

Участие учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов в закупках

п.3 ч.12. ст. 93

– содержание извещения (информация о предоставлении преимущества в соответствии со статьями 28 и 29);

??? Норма не соответствует требованиям в ст.28-29, в которых указывается предоставления преимущества по результатам конкурентных закупках.

Статья 31.

Требования к участникам закупки

п. 3 ч. 12. ст. 93

– содержание извещения (единые требования, дополнительные требования);

требования  ч. 1.1 статьи 31 (реестр недобросовестных поставщиков) (при наличии – право).

Статья 33.

Правила описания объекта закупки

п. 1 ч. 12 ст.93

–  участник формирует ПП (наименование товара и его характеристики) по КТРУ;

п.3 ч.12 ст. 93

заказчик формирует извещение (наименование товара и его характеристики) по КТРУ

Важно!!! указывается ОДНО наименование товара с ОДНОЙ начальной ценой за единицу, ОДНИМ сроком и местом поставки;

Письмо Минфина № 24-06-08/9591

Важно!!! Нельзя устанавливать дополнительные характеристики.

Письмо Минфина № 24-06-07/9746[10]

– количество закупаемого товара;

Важно!!! Без объема закупать нельзя

Статья 34, 94, 103.

Контракт

Особенности исполнения контракта.

Реестр контрактов, заключенных заказчиками

п. 4 ч. 12. ст. 93

– приложения к извещению (проект контракта);

– заключение контракта осуществляется в соответствии с требованиями ст.34;

 

-предусмотрена электронная приемка;

 

– сведения передаются в реестр контрактов

Статья 42

Извещение об осуществлении закупки.

п. 3 ч. 12 ст. 93

– содержание извещения (все обязательные и возможные требования);

п. 4 ч. 12  ст. 93

– приложения к извещению (проект контракта, обоснование цены контракта у единственного поставщика);

– не предусмотрено внесение изменений в извещение.

-технически (по регламенту) невозможно отменить закупку

Статья 44, 96

Обеспечение заявки на участие в закупке.

Обеспечение исполнения контракта.

п.3 ч.12.ст 93

– содержание извещения (отсутствует обеспечение заявки);

– обеспечение исполнения контракта и гарантийных обязательств – право заказчика

 

Статья 51.

Заключение контракта по результатам  ЭП

п.7 ч. 12 ст. 93

– регламент заключения контракта установлен в порядке ст.51 (с учетом особенностей ч.6 ст.50 (запрос котировок в электронной форме) по срокам);

Важно!!! Не предусмотрен протокол разногласий, увеличение количество товара на сумму экономии

Часто задаваемый вопрос по закупке в порядке ч.12 ст.93 44-ФЗ –  это вопрос о привлечении закупочной комиссии заказчика к осуществлению электронной закупки у единственного поставщика. По регламенту, необходимо помнить, что именно заказчик:

– принимает в отношении каждой заявки решение о соответствии заявки на участие в закупке требованиям, установленным в извещении;

– на основании решений присваивает каждой заявке на участие в закупке, которая не отклонена, порядковый номер;

– формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика.

Кроме этого, ст.39 44-ФЗ и письмо Минфина N 24-06-08/9591, указывают на необходимость создания и работы закупочной комиссии, исключительно, в конкурентных закупках.

Таким образом, полномочия по рассмотрению заявок на участие в электронных закупках у единственного поставщика необходимо закрепить во внутренних документах организации за конкретным специалистом (сотрудником контрактной службы либо контрактным управляющим).

Пример расчета сроков и порядка действий заказчика, оператора ЭП, участника-победителя

Заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью и размещает в ЕИС извещение:

18 сентября 2023 года  (понедельник) 11.00

Оператор ЭП в течение одного часа с момента размещения в ЕИС извещения подбирает предложения для заказчика:

18 сентября 2023 года (понедельник) 12.00

п.5 ч.12 ст.93

 

Оператор

ЭП

– определяет из числа всех предварительных предложений … не более 5 заявок ПП, соответствующих требованиям, установленным в извещении …. и содержащих наименьшие цены за единицу товара, являющегося объектом закупки.

Важно!!! С 1 января 2023года достаточно 1 соответствующего ПП.

– если соответствующих заявок нет- заказчику направляется уведомление об отсутствии заявок на участие в закупке и размещение уведомления в ЕИС

– присваивает каждой заявке на участие в закупке идентификационный номер, порядковый номер

в порядке возрастания цены за единицу товара……

– направляет заказчику заявки …..содержащие информацию и документы участника из ЕИС.

Заказчик не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов по ПП:

19 сентября 2023 года (вторник) до 16.00

п.6 ч.12 ст.93

 

Заказчик

– принимает в отношении каждой заявки решение о соответствии заявки на участие в закупке требованиям, установленным в извещении;

– на основании решений присваивает каждой заявке на участие в закупке, которая не отклонена, порядковый номер;

– формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика.

Оператор ЭП течение одного часа с момента получения такого протокола размещает его в ЕИС и на ЭП.

19 сентября 2023 года (вторник)  17.00

Заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика:

20 сентября 2023 года (среда)

п.1 ч.6 ст.50

Участник

– заказчик формирует и размещает в ЕИС и на ЭП проект контракта

Участник закупки, с которым заключается контракт, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления размещения проекта контракта:

21 сентября 2023 года (четверг)

п.2 ч.6 ст.50

Участник

– подписывает проект контракта и одновременно размещает на  ЭП и в ЕИС подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта

Заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления подписания проекта контракта, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика:

22 сентября 2023 года (пятница)

п.3 ч.6 ст.50

Заказчик

– подписывает и размещает в ЕИС и на ЭП контракт

Конечно, к «Закупкам с полки» остаются вопросы.

Но на мой взгляд, именно явные преимущества регламента данного формата закупки делают ее крайне привлекательной, как для заказчиков, так и для участников рынка.

Преимущества и плюсы

Заказчик

Поставщик

Контролеры

– короткие сроки (минимально 4-5 рабочих дней)

– быстрая реализация продукции

– прозрачность закупки: возможность контроля каждого этапа закупки через ЕИС от обоснования цены до подписания контракта.

– высокий ценовой порог

– упрощенный формат участия

 

– возможность дополнительного

годового объема закупки по случаям

 п. 4 – 5.2  ч. 1 ст. 93

 

 

– обязанность для участника заключить  контракт (нельзя отказаться)

 

 


[1] Федеральный закон от 05.04.2013г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – N 44-ФЗ).

[2] Распоряжение Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р «Об утверждении перечней операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, предусмотренных Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ, от 18.07.2011 N 223-ФЗ» (далее по тексту –Распоряжение N1447-р)

[3] Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции») (далее по тексту – Постановление № 878)

Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту –Постановление №102).

Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»(далее по тексту – Постановление N 617)

Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 (ред. от 27.03.2023) «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее по тексту – Постановление N 616)

Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2015 г. N 1289 «Об ограничениях и условиях  допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Постановление N 1289)

 [4] Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Приказ 126н).

[5] Письмо Минфина России от 12.02.2021 № 24-06-08/9591 «Об осуществлении закупок товаров у единственного поставщика в электронной форме» (далее по тексту –  Письмо Минфина N 24-06-08/9591)

[6] Постановление Правительства РФ от 22 августа 2016 г. N 832 «Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Постановление N 832)

[7] Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком» (вместе с «Положением о требованиях к содержанию и форме отчета об объеме закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, осуществленных в целях достижения заказчиком минимальной обязательной доли закупок, о требованиях к содержанию обоснования невозможности достижения заказчиком минимальной обязательной доли закупок российских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, о порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок таких отчета и обоснования», «Положением о порядке, критериях и последствии проведения оценки выполнения заказчиком обязанности достижения минимальной обязательной доли закупок российских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств») (далее по тексту – Постановление N  2014)

[8] Постановление Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279  «О планах-графиках закупок и о признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации» (вместе с  «Положением о порядке формирования, утверждения…» (далее по тексту – Постановление N  1279)

[9] Приказ Минфина России от 10.04.2019 N 55н «Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки» (далее по тексту – Приказ Минфина N  55н)

[10] Письмо Минфина России от 13.02.2020 № 24-06-07/9746 «Об использовании каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при закупках у единственного поставщика» (далее по тексту –  Письмо Минфина N 24-06-07/9746)


Понравилась статья?

Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить новые материалы в нашем блоге



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *