Закупки по Закону 44-ФЗ в период пандемии коронавируса. 13 важных правил, которые надо знать заказчику

1. Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. С 1 апреля случай распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, отнесен к чрезвычайным ситуациям. 

2. На территории всех субъектов РФ введен режим повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3. С 01.04.2020 г. Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ из Закона 44-ФЗ исключен запрос котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

4. С 01.04.2020 г. закупки для предупреждения чрезвычайной ситуации (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) можно проводить у единственного поставщика (соответствующие изменения внесли в п.9 ч.1 ст.93 Закона 44-ФЗ) без ограничений по сумме и предмету контракта, но только в объеме, который необходим для предупреждения таких ситуаций.

5. Распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы. Такой вывод содержится в совместном письме Минфина России, МЧС России, ФАС России от 03.04.2020 № 24-06-05/26578, 219-АГ-70, МЕ/28039/20.

Но применение обстоятельств непреодолимой силы будет обосновано только при наличии причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие возникновения непреодолимой силы. 

Заключения об обстоятельствах непреодолимой силы выдают торгово-промышленные палаты субъектов РФ. Сейчас выдача такого заключения осуществляется бесплатно и занимает до 10 рабочих дней (протокол Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики от 20.03.2020 № 3, письмо ТПП РФ от 26.03.2020 № ПР/0315).

6. Дни с 30 марта по 30 апреля 2020 г. включительно в РФ объявлены нерабочими днями с сохранением заработной платы  (указы Президента РФ от 25.03.2020 № 206 и от 02.04.2020 № 239). На период «карантина» с 4 по 30 апреля включительно следует правильно рассчитывать сроки при проведении закупок, установленные постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 443:

  • Сроки, исчисляемые по закону в рабочих днях, подлежат исчислению в календарных днях, при этом суббота и воскресенье не учитываются при исчислении сроков. Это правило касается всех сроков, в т. ч. сроков на подготовку разъяснений на запросы участников закупок и для направления сведений в реестр контрактов..
  • Если последний день срока приходится на нерабочий день с 4 по 30 апреля 2020 г., то днем окончания срока считается такой нерабочий день.
  • Если последний день срока приходится на субботу или воскресенье, то днем окончания срока считается следующий за ними понедельник.
  • Если при осуществлении закупок сроки подачи окончательных предложений на участие в электронном конкурсе или срок проведения электронного аукциона приходились на дату до 05.04.2020 включительно, оператор электронной площадки осуществляет автоматический перенос таких сроков. Как указал Минфин России никаких дополнительных действий заказчиков, уполномоченных органов или учреждений в таких случаях не требовалось.
  • При проведении «строительных» аукционов при наличии проектной документации срок проведения электронного аукциона не переносится, время и дата проведения электронного аукциона назначается оператором электронной площадки в стандартном порядке. 
  • При необходимости на этапе подписания контракта заказчик вправе увеличить срок исполнения обязательств на срок, не превышающий срок «карантина» (27 дней). Такие изменения должны быть включены в этом случае в проект контракта, направляемый участнику закупки.

7. В период «карантина» с 4 по 30 апреля включительно комиссия по осуществлению закупок может осуществлять свою деятельность удаленно в дистанционном формате (при использовании средств аудиосвязи или видеосвязи). Протоколы на бумажном носителе в этом случае могут не составляться. Электронный вид протокола можно подписать хотя бы одной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.

8. В период «карантина» с 4 по 30 апреля включительно ФАС России вводит дистанционное рассмотрение жалоб, обращений о включении сведений в РНП, без очного участия представителей (письма ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27895/20, № ИА/27985/20).

9. При проведении конкурентных закупок надо учесть следующее:

  • Требование обеспечения гарантийных обязательств является правом заказчика, а не обязанностью (законопроект 711277-7, принятый в третьем чтении 17.04.2020, вступит в силу с 01.07.2020 г.).
  • С 01.04.2020 г. при проведении закупок, участниками которых могут быть только СМП или СОНКО, победитель закупки освобождается от предоставления не только обеспечения исполнения контракта, но и обеспечения гарантийных обязательств, если подтвердит свою добросовестность (ч. 8.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ в ред. подп. «б» п. 5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ).
  • С 01.04.2020 г. при проведении закупок с предоставлением преференций СМП и СОНКО заказчики вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств (ч. 64 ст. 112 Закона № 44-ФЗ в ред. подп. «д» п. 6 ст. 11 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ).
  • Минимальный размер обеспечения исполнения контракта снижен с 5% до 0,5% (законопроект 711277-7, принятый в третьем чтении 17.04.2020, вступит в силу с 01.07.2020 г.).
  • Обеспечение исполнения контракта можно не устанавливать, если по закону требуется казначейское сопровождение контракта. Если заказчик все же его устанавливает, то  размер обеспечения – не более 10% НМЦК (цены контракта при закупках у СМП и СОНКО) (законопроект 711277-7, принятый в третьем чтении 17.04.2020, вступит в силу с 01.07.2020 г.).
  • Обеспечение исполнения контракта устанавливается от разницы между НМЦК (цены контракта при закупках у СМП и СОНКО) и размером аванса, если расчеты по выплате аванса подлежат казначейскому сопровождению (законопроект 711277-7, принятый в третьем чтении 17.04.2020, вступит в силу с 01.07.2020 г.).

10. Увеличены ценовые ограничения для «мелких» закупок по п.4 ч.1ст.93 (изменения внесены законопроектом 711277-7, принятым в третьем чтении 17.04.2020, и вступят в силу с даты опубликования закона):

  • цена контракта увеличена с 300 тыс. руб. до 600 тыс. руб. включительно,
  • годовой объем увеличен с 5% до 10% от СГОЗ.

11. С 01.04.2020 г. для контрактов, в которых предусмотрено поэтапное исполнение, пеня начисляется не от всей цены контракта, а от цены отдельного этапа исполнения контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных отдельным этапом исполнения контракта и фактически исполненных поставщиком (ч.7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в редакции п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ).

12. Начисленные поставщику суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2020 г. обязательств, предусмотренных контрактом, будут списываться заказчиками в порядке, установленном Правительством РФ (сейчас ждем такой порядок на 2020 год) (ч.42.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ в редакции п.6 ст.11 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ).

13. Операции по поступлению нефинансовых активов отражаются в рамках статей группы 300 КОСГУ. Закупка основных средств (бесконтактных измерителей температуры, диспенсеров для антисептических средств, облучателей (облучателей-рециркуляторов) бактерицидных и иных приборов (оборудования), срок полезного использования которых составляет более 12 месяцев) отражается по статье 310 КОСГУ. Пополнение материальных запасов (термометров со сроком полезного использования менее 12 месяцев, антисептиков, масок, перчаток, бактерицидных ламп, дезинфицирующих средств) отражаются статьей 340 КОСГУ в зависимости от функционального назначения товара — по подстатье 341, если закупка осуществляется медицинским учреждением, или по подстатье 346, если закупка осуществляется иными учреждениями (Письмо Минфина России от 06.04.2020 № 02-08-10/27111, приказ Минфина России от 06.06.2019 № 85н).

2 комментария “Закупки по Закону 44-ФЗ в период пандемии коронавируса. 13 важных правил, которые надо знать заказчику

  1. Анастасия Ответ

    Высаылайте пожалуйста на почту новости по 44фз

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *