Особенности проведения запроса котировок в рамках Закона № 44-ФЗ

Заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 1 ст. 24 Закона № 44-ФЗ[1]). В памятке мы рассмотрим один из наиболее популярных среди заказчиков конкурентных способов закупки – электронный запрос котировок.

Подобрать закупочную позицию

1. Что такое запрос котировок в электронной форме

Запрос котировок в электронной форме (электронный запрос котировок) (далее – ЭЗК) представляет собой конкурентный способ закупки (п. 3 ч. 2 ст. 24, ст. 50 Закона № 44-ФЗ).

ЭЗК может применяться при проведении закупок любых товаров (работ, услуг) (далее – ТРУ), в том числе тех, которые включены в аукционный перечень, утв. распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)».

Победителем запроса котировок признается участник закупки (ч. 9 ст. 24 Закона № 44-ФЗ):

заявка на участие, в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;

– и который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

2. Когда заказчик вправе проводить запрос котировок в электронной форме

2.1. Основания для проведения ЭЗК по «общим правилам»

Заказчик вправе проводить ЭЗК при одновременном соблюдении следующих условий («общие правила»):

1)  Размер Н(М)ЦК не должен превышать 10 млн. руб. (п. 1 ч. 10 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).

2) Годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения ЭЗК, не должен превышать (п. 1 ч. 10 ст. 24 Закона № 44-ФЗ):

20 % совокупного годового объема закупок заказчика или100 млн. руб. в отношении заказчика, совокупный годовой объем закупок которого в прошедшем календарном году составил менее 500 млн. руб[2].

Внимание! В соответствии с нормами ч. 75 ст. 112 Закона № 44-ФЗ и Закона № 154-ФЗ[3]:

– ограничения, установленные в п. 1 ч. 10 ст. 24 Закона № 44-ФЗ, не применяются до 31.12.2026г. 

Таким образом, в 2023 – 2026 годах заказчики вправе проводить ЭЗК, не соблюдая  ограничения по совокупному годовому объему.

2.2. Основания для проведения ЭЗК не по «общим правилам» («частные правила»)

Заказчик вправе проводить ЭЗК независимо от Н(М)ЦК и годового объема закупок в случае осуществления:

 закупки на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан;

– закупки ТРУ, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании ч. 9 или ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ[4];

– закупок заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства;

закупок лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале принятых на заседании врачебной комиссии решений[5],[6];

– закупок спортивного инвентаря, оборудования, спортивной экипировки, необходимых для олимпийской команды России, паралимпийской команды России, а также для подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации к спортивным соревнованиям и для участия в них;

– закупок услуг по защите интересов Российской Федерации в случае подачи физическими лицами и (или) юридическими лицами в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи исков к Российской Федерации при необходимости привлечения российских и (или) иностранных специалистов, экспертов и адвокатов к оказанию таких услуг;

– закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке[7], установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

– закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2.3. Основание для проведения ЭЗК без ограничений по цене в 2023 году для ВУЗов и научных организаций.

В соответствии с ч. 1 ст. 111 Закона №44-ФЗ, Распоряжения Правительства РФ № 1316-р[8]:

– в 2022 – 2023 годах Минобрнауки России и государственные образовательные организации высшего образования, государственные научные организации вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг для государственных нужд в сферах науки и высшего образования по перечням согласно приложениям № 1  и № 2, утв. Распоряжением Правительства РФ № 1316-р, в соответствии с Законом № 44-ФЗ путем проведения запроса котировок в электронной форме независимо от начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок на следующие ТРУ:

Минобрнауки России

ВУЗы и научные организации

ОКПД 2 и наименования ТРУ

26 Оборудование компьютерное, электронное и оптическое

20 Вещества химические и продукты химические

61 Услуги телекоммуникационные

26 Оборудование компьютерное, электронное и оптическое

62 Продукты программные и услуги по разработке программного обеспечения; консультационные и аналогичные услуги в области информационных технологий

27 Оборудование электрическое

63 Услуги в области информационных технологий

61 Услуги телекоммуникационные

 

62 Продукты программные и услуги по разработке программного обеспечения; консультационные и аналогичные услуги в области информационных технологий

 

63 Услуги в области информационных технологий

 

72 Услуги и работы, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками

3. Работа комиссии по закупкам при проведении ЭЗК

Число членов комиссии должно быть не менее чем три человека (ч. 3 ст. 39 Закона № 44-ФЗ).

Внимание! Каждый член комиссии по осуществлению закупок при проведении ЭЗК должен иметь действующие усиленные квалифицированные электронные подписи (далее – ЭЦП) для подписания протокола подведения итогов ЭЗК (п. 2 ч. 3 ст. 50 Закона № 44-ФЗ).

4. Порядок проведения ЭЗК

ЭЗК начинается с размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 50 Закона № 44-ФЗ). Разделим условно проведение ЭКЗ на несколько этапов (расположены этапы последовательно в порядке проведения каждого из них):

Номер этапа

Наименование этапа

Содержание этапа

НПА

1

Размещение извещения

Не менее чем за четыре рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке

п. 3 ч. 3 ст. 42 Закона № 44-ФЗ

2

Окончание срока подачи заявок и направление оператором электронной площадки (далее -ОЭП) заявок участников закупки

Не позднее одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке

ОЭП в соответствии с п. 9 ч. 6 ст. 43 Закона № 44-ФЗ направляет заказчику заявки на участие в закупке, а также предусмотренные п. 2 и п. 3 ч. 6 ст.43 Закона № 44-ФЗ, информацию и документы участников закупок, подавших такие заявки.

ч. 2 ст. 50 Закона № 44-ФЗ

3

Рассмотрение заявок. Формирование итогового протокола и направление его ОЭП

Не позднее 2-х раб. дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки

п. 2 ч. 3 ст. 50 Закона № 44-ФЗ

4

Размещение ОЭП в ЕИС и на сайте электронной площадки итогового протокола

Не позднее одного часа с момента получения протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заказчика

ч. 4 ст. 50 Закона № 44-ФЗ

5

Заключение контракта по результатам ЭЗК

(срок заключения контракта по результатам проведения запроса котировок)

Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником действий, направленных на заключение контракта, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в ЕИС итогового протокола

п. 3 ч. 6 ст. 50 Закона № 44-ФЗ

5. Пример расчета сроков проведения ЭЗК

№п/п

Стадия

Дата

Примечание

1.       

Размещение извещения о ЭЗК

10.08.2023г.

четверг

2.       

Окончание подачи заявок

17.08.2023г.

четверг

3.       

Рассмотрение заявок, оформление протокола подведения итогов ЭЗК и направление ОЭП.

21.08.2023г.

понедельник

4.       

Размещение заказчиком проекта контракта в ЕИС и на сайте ОЭП

22.08.2023г.

вторник

5.       

Размещение победителем ЭЗК на электронной площадке подписанного ЭЦП проекта и предоставление обеспечения исполнения контракта

23.08.2023г.

среда

6.       

Подписание контракта заказчиком ЭЦП

24.08.2023г.

четверг

7.       

Направление заказчиком в реестр контрактов информации о заключенном контракте по результатам ЭЗК (три рабочих дня после заключения, лучше не тянуть до третьего дня)

25.08.2023г.

пятница

28.08.2023г.

понедельник

29.08.2023г.

вторник

 6. Особенности проведения ЭЗК

№п/п

Вопрос

Ответ

НПА

1.       

Что нужно сделать заказчику перед размещением извещения о ЭЗК в ЕИС?

Заказчик перед размещением извещения о проведении ЭЗК в ЕИС:

– формирует описание объекта закупки;

ст. 33 Закона № 44-ФЗ

– определяет необходимость применения национального режима (запрещающих или ограничивающих НПА)

ст. 14 Закона № 44-ФЗ

– определяет требования к участникам закупки

ст. 31 Закона № 44-ФЗ

– формирует обоснование Н(М)ЦК;

ст. 22 Закона № 44-ФЗ

– формирует проект контракта;

ст. 34, 94, 95 и 96 Закона № 44-ФЗ, ПП РФ № 1042[9]

– формирует требования к содержанию, составу заявки на участие в ЭЗК и инструкцию по ее заполнению

ст. 43 и ч. 1 ст. 50 Закона № 44-ФЗ

формирует приказ о проведении ЭЗК (не является обязательным, и составляется в случае, если это предусмотрено внутренней номенклатурой дел)

Например: Приказы Росархива
№ 236[10] и № 237[11]

ст. 42 и ст. 50 Закона № 44-ФЗ, ПП РФ № 60[12]

Далее заказчик размещает в ЕИС извещение о проведении ЭЗК и прикрепляет к нему в электронном виде:

Например: Приказы Росархива
№ 236[13] и № 237[14]

ст. 42 и ст. 50 Закона № 44-ФЗ, ПП РФ № 60[15]

ч. 4 ст. 42 Закона № 44-ФЗ

ч. 4 ст. 42 Закона № 44-ФЗ

– описание объекта закупки;

– обоснование Н(М)ЦК;

проект контракта;

требования к содержанию, составу заявки на участие в ЭЗК и инструкцию по ее заполнению

2.       

Можно ли вносить изменения в извещение при проведении ЭЗК?

Да, можно вносить изменения в извещение о ЭЗК.

ч. 4 ст. 42 Закона № 44-ФЗ

ч. 4 ст. 42 Закона № 44-ФЗ

п. 4 ч. 4 ст. 42 Закона № 44-ФЗ

Заказчик формирует изменения в ЕИС, затем подписывает их ЭЦП и размещает их в ЕИС не позднее чем за 1 рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял – не менее трех дней.

п. 4 ч. 4 ст. 42 Закона № 44-ФЗ

п. 1 ч. 2 ст. 36 Закона № 44-ФЗ

3.       

Можно ли отменить извещение о проведении ЭЗК?

Да, можно отменить извещение о ЭЗК.

п. 4 ч. 4 ст. 42 Закона № 44-ФЗ

п. 1 ч. 2 ст. 36 Закона № 44-ФЗ

ст. 28-31, ст. 43 и ч. 1 ст. 50 Закона № 44-ФЗ

ст. 28-31, ст. 43 и ч. 1 ст. 50 Закона № 44-ФЗ

Заказчик не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке формирует с ЕИС извещение об отмене закупки, подписывает его ЭЦП и размещает его в ЕИС.

С момента размещения указанного извещения в ЕИС закупка считается отмененной.

4.       

Какие документы и сведения проверяет комиссия по осуществлению закупки при проведении ЭЗК?

Комиссия заказчика при рассмотрении заявки участников рассматривает и анализирует следующие сведения и документы: 

ст. 28-31, ст. 43 и ч. 1 ст. 50 Закона № 44-ФЗ

ст. 28-31, ст. 43 и ч. 1 ст. 50 Закона № 44-ФЗ

пп. “а” п. 1 ч. 3 ст. 50 Закона № 44-ФЗ, ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ

пп. “а” п. 1 ч. 3 ст. 50 Закона № 44-ФЗ, ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ

1) решение о согласии на совершение (одобрение) крупной сделки, если оно требуется в соответствии с законом или учредительными документами участника и заключение контракта, внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта является для него крупной сделкой (для юридического лица);

2) документы, подтверждающие соответствие участника требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (если они были установлены);

3) декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным п. п. 3 – 5, 7 – 11 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.

4) реквизиты счета участника для перечисления платы за поставленный товар, выполненную работу (ее результаты), оказанную услугу, отдельные этапы исполнения контракта;

5) соответствие характеристик товара, предлагаемого участником, показателям, установленным в описании объекта закупки с указанием на товарный знак (при его наличии) – если закупается товар;

6) наименование страны происхождения товара;

7) документы о соответствии товара (работы услуги) требованиям, установленным законодательством России;

8) предложение участника о цене контракта (сумме цен единиц товара, работы, услуги при закупке с неопределенным объемом);

9) информацию и документы, предусмотренные нормативно-правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ, если в извещении установлено такое требование в рамках применения национального режима.

5.       

Какие основания для отклонения заявки участника закупки комиссией?

Заказчик отклоняет заявку при наличии одного или нескольких оснований:  

пп. “а” п. 1 ч. 3 ст. 50 Закона № 44-ФЗ, ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ

пп. “а” п. 1 ч. 3 ст. 50 Закона № 44-ФЗ, ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ

пп. “б” п. 1 ч. 3 ст. 50 Закона № 44-ФЗ

– информация и документы, предусмотренные извещением, не представлены в составе заявки или не соответствуют извещению (п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ); 

– информация и документы, предусмотренные п. п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона № 44-ФЗ, не представлены или не соответствуют требованиям извещения (п. 2 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ); 

– участник закупки не соответствует требованиям, установленным в извещении согласно ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (при наличии таких требований) или пп. “б” п. 1 ПП РФ от 29.12.2021 № 2571[16] (п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ); 

– не представлены документы (информация), предусмотренные НПА, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона № 44-ФЗ. (Исключение если не представлены информация и документы, предусмотренные п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ, то в данном случае заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке иностранного ТРУ, выполняемых (оказываемых) иностранными лицами) (п. 4 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ); 

– не представлены информация и документы, указанные в п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ, если их подача предусмотрена НПА, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ, и если в извещении об осуществлении закупки содержится запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств (п. 5 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ); 

– выявлено, что участник закупки относится к организациям, находящимися под юрисдикцией недружественных иностранных государств, прямо или косвенно подконтрольных или аффилированных с ними (п. 6 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ); 

– информация о независимой гарантии отсутствует в реестрах независимых гарантий или не соответствует требованиям ч. 2, 3 и 8.2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ, извещения (п. 7 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ); 

– в заявке выявлена недостоверная информация (п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ).

6.       

Какие особенности нужно учитывать при определении победителя при подведении итогов ЭЗК? 

В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые предложений, то меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других таких заявок (т.е. применяется правило «первоподачи»).

пп. “б” п. 1 ч. 3 ст. 50 Закона № 44-ФЗ

Приказ №126н (если он установлен в закупке) применяется на этапе оценки заявок: заявкам с товарами из РФ и ЕАЭС предоставляется преимущество в 15 (20) %. Контракт заключается по цене победителя. 

п. 1.2. приказа № 126н

7.       

Вправе ли участник закупки направить заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении ЭЗК?

Нет, не вправе участник закупки направлять с использованием электронной площадки заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении ЭЗК.

ч. 5 ст. 42 Закона № 44-ФЗ

8.       

Когда ЭЗК признается несостоявшимся? Какие действия совершает в этих случаях заказчик?

ЭЗК признается несостоявшимся в следующих случаях:

ст. 52 Закона № 44-ФЗ

–  по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке;

п. 1 ч. 1 ст. 52 Закона № 44-ФЗ

по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке только одна заявка на участие в закупке соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;

п. 2 ч. 1 ст. 52 Закона № 44-ФЗ

–  по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки на участие в закупке;

п. 3 ч. 1 ст. 52 Закона № 44-ФЗ

–  по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке комиссия по осуществлению закупок отклонила все такие заявки;

п. 4 ч. 1 ст. 52 Закона № 44-ФЗ

все участники закупки, не отозвавшие в соответствии с Законом № 44-ФЗ заявку на участие в закупке, признаны уклонившимися от заключения контракта в соответствии с Законом № 44-ФЗ;

п. 5 ч. 1 ст. 52 Закона № 44-ФЗ

заказчик в соответствии с ч.9 и ч. 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ отказался от заключения контракта с участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке, которая является единственной, либо с участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке, признанную в соответствии с Законом № 44-ФЗ единственной соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.

п. 6 ч. 1 ст. 52 Закона № 44-ФЗ

Внимание! В случае, если ЭЗК признан несостоявшимся в случаях, предусмотренных п. 1 и п. 2 части 1 ст. 52 Закона №44-ФЗ, контракт с участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке, соответствующую требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, заключается в соответствии с п. 25 ч.  1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ

ч. 6 ст. 52 Закона № 44-ФЗ

Внимание! В случаях, предусмотренных пунктами 3 – 6 ч. 1  ст. 52 Закона № 44-ФЗ, заказчик вправе осуществить новую закупку в соответствии с Законом № 44-ФЗ либо осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. При этом не требуется согласовывать с контрольным органом заключение контракта с единственным поставщиком.

ч. 8 ст. 52 Закона № 44-ФЗ,

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2020 г. № 961

9.       

Каковы особенности заключения и исполнения контракта по результатам ЭЗК?

При проведении ЭЗК заказчик обязательно применяет типовые контракты, типовые условия контрактов.

ч. 11 ст. 34 Закона № 44-ФЗ

В контракт обязательно включаются условия о неизменяемой цене контракта и об ответственности сторон.

части 1 – 2, части 4-9 ст. 34 Закона № 44-ФЗ

ч. 14 ст. 34 Закона № 44-ФЗ

Антидемпинговые меры при ЭЗК не применяются, следовательно, в проекте контракта они не должны предусматриваться

Ст. 37 Закона № 44-ФЗ

В контракт могут быть включены условия:

части 1 – 2, части 4-9 ст. 34 Закона № 44-ФЗ

ч. 14 ст. 34 Закона № 44-ФЗ

ст. 50 и ст. 51 Закона № 44-ФЗ

ст. 50 и ст. 51 Закона № 44-ФЗ

1) о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 – 11, 13 – 19, 21 – 23 и 25 статьи 95 Закона №44-ФЗ;

2) об удержании суммы неисполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, из суммы, подлежащей оплате поставщику (подрядчику, исполнителю).

При заключении контракта по результатам ЭЗК нельзя увеличить количество поставляемого товара на сумму образовавшейся экономии в пределах Н(М)ЦК, так как увеличение количества товара возможно только при формировании протокола разногласий:

ст. 50 и ст. 51 Закона № 44-ФЗ

ст. 50 и ст. 51 Закона № 44-ФЗ

 

– нормами Закона № 44-ФЗ не предусмотрено формирование протокола разногласий для ЭЗК;

– нормами Закона № 44-ФЗ установлен сжатый срок заключения контракта, что также исключает формирование названного документа.

7. Что грозит заказчику если допустить ошибку при проведении ЭЗК

№ п/п

Норма права, содержание правонарушения, мера ответственности

1.       

КоАП РФ: ч. 1.2 ст. 7.30

Нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией сроков размещения в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не более чем на один рабочий день

Размер штрафа за нарушение норм Закона №44-ФЗ в руб.

Должностные лица

Юридические лица

3 000

10 000

2.       

КоАП РФ: ч. 1.4 ст. 7.30

Размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в ЕИС  или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений

Размер штрафа за нарушение норм Закона №44-ФЗ в руб.

Должностные лица

Юридические лица

15 000

50 000

3.       

КоАП РФ: ч. 2.1 ст. 7.30

Нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требований к содержанию протокола, составленного в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Размер штрафа за нарушение норм Закона №44-ФЗ в руб.

Должностные лица

Юридические лица

10 000

4.       

КоАП РФ: ч. 3 ст. 7.30

Неразмещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок

Размер штрафа за нарушение норм Закона №44-ФЗ в руб.

Должностные лица

Юридические лица

50 000

500 000

5.       

КоАП РФ: ч. 4 ст. 7.30

Установление порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений участников закупки, требований к участникам закупки, к размеру обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размеру и способам обеспечения исполнения контракта, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации и документов

Размер штрафа за нарушение норм Закона №44-ФЗ в руб.

Должностные лица

Юридические лица

штраф в размере 1 % Н(М)Ц, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), но не менее 5 000 руб. и не более 30 000 руб.

6.       

КоАП РФ: ч. 4.1 ст. 7.30

Включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой

Размер штрафа за нарушение норм Закона №44-ФЗ в руб.

Должностные лица

Юридические лица

штраф в размере 1 % Н(М)ЦК, но не менее 10 000 руб. и не более 50 000 руб.

7.       

КоАП РФ: ч. 6 ст. 7.30

Отклонение заявки на участие в запросе котировок, отстранение участника закупки от участия в запросе предложений по основаниям, не предусмотренным законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений, окончательного предложения соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений в случае, если участнику закупки, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросе в соответствии с требованиями законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, запросе предложений, с окончательными предложениями и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям, нарушение порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений, окончательных предложений, установленного документацией о проведении запроса предложений

Размер штрафа за нарушение норм Закона №44-ФЗ в руб.

Должностные лица

Юридические лица

штраф в размере 5 % Н(М)ЦК, но не более 30 000 руб.

8.       

КоАП РФ: ч. 7 ст. 7.30

Признание победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Размер штрафа за нарушение норм Закона №44-ФЗ в руб.

Должностные лица

Юридические лица

50 000

9.       

КоАП РФ: ч. 8 ст. 7.30

Сокращение сроков подачи заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок допускается сокращение указанных сроков, или нарушение порядка и сроков отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Размер штрафа за нарушение норм Закона №44-ФЗ в руб.

Должностные лица

Юридические лица

30 000

10.   

КоАП РФ: ч. 13 ст. 7.30

Нарушение сроков, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, не более чем на два рабочих дня

Размер штрафа за нарушение норм Закона №44-ФЗ в руб.

Должностные лица

Юридические лица

3 000

11.   

КоАП РФ: ч. 14 ст. 7.30

Нарушение сроков, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, более чем на два рабочих дня

Размер штрафа за нарушение норм Закона №44-ФЗ в руб.

Должностные лица

Юридические лица

3 000

Внимание! В соответствии с положениями Письма ФАС России от 15.05.2023 № 28/37143/23:

По мнению ФАС России, должностные лица, допустившие нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при размещении извещения и документов, предусмотренных статьей 42 Закона №44-ФЗ, содержание которых нарушает требования Закона о контрактной системе, подлежат привлечению к административной ответственности на основании части 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

Материалы дел об административных правонарушениях, возбужденных по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП, не содержащие доказательств наличия состава административного правонарушения, предусмотренного диспозицией ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (копии документации, иных свидетельств ее утверждения соответствующими должностными лицами), подлежат возвращению по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ.

Дополнительно ФАС России сообщает, что применение ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ допускается в случае выявления в действиях субъектов контроля нарушений при проведении запроса котировок и определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем применения закрытых конкурентных способов.

Таким образом, заказчики могут ссылаться на вышеуказанное письмо ФАС России в случае выявления нарушений в содержании извещения по ЭЗК и приложенных к нему документах с целью снижения размера административного штрафа с 15000 руб. (по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ) до 3000 руб. (по ч. 4.2. ст. 7.30 КоАП РФ).

Срок привлечения к административной ответственности

1. В соответствии с нормами ч. 1-2 ст. 4.5 КоАП РФ:

– за большинство нарушений заказчика смогут привлечь к ответственности в течение одного года с момента их совершения.

– если правонарушение длящееся, то наказать заказчика смогут в течение одного года с момента его обнаружения.

– за нецелевое использование бюджетных средств привлечь заказчика смогут в течение двух лет.

2. ВНИМАНИЕ! В соответствии с положениями п. 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2020) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020):

– срок давности привлечения к ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 7.32 КоАП РФ, надо исчислять с момента, когда произошло дополнительное расходование бюджетных средств, а не с даты заключения дополнительного соглашения к контракту

3. ВНИМАНИЕ! Если срок давности уже истек, то к административной ответственности заказчика не привлекут.

[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ).

[2] Внимание! Правительство Российской Федерации вправе принять решение об увеличении Н(М)ЦК и годового объема закупок в целях закупки отдельных наименований медицинских изделий.

[3] Федеральный закон от 28.04.2023 № 154-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 154-ФЗ).

[4] При этом такая закупка осуществляется с учетом положений ч.18 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

[5] Количество закупаемых лекарственных препаратов не должно превышать количество лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срока лечения.

[6] Внимание! При закупках лекарственных препаратов и медицинских изделий заказчики обязаны учитывать ограничения на размер Н(М)ЦК в лоте с учетом норм:

– Постановления Правительства РФ от 17.10.2013 № 929 «Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями»;

– Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 № 620 «О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[7] Приказ Минпромторга России от 18.02.2019 № 451 «Об утверждении Положения о регистрации Министерством промышленности и торговли Российской Федерации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства по представлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

[8] Распоряжение Правительства РФ от 26.05.2022 № 1316-р «Об особенностях закупок в 2022 – 2023 годах Минобрнауки России и государственными образовательными организациями высшего образования, государственными научными организациями товаров, работ, услуг для государственных нужд в сферах науки и высшего образования» (далее – Распоряжение Правительства РФ № 1316-р).

[9] Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 “Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063” (далее – ПП РФ № 1042).

[10] Приказ Росархива от 20.12.2019 № 236 “Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения” (далее – Приказ Росархива № 236).

[11] Приказ Росархива от 20.12.2019 № 237 “Об утверждении Инструкции по применению Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения” (далее – Приказ Росархива № 237).

[12] Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 № 60 “О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации” (далее – ПП РФ № 60).

[13] Приказ Росархива от 20.12.2019 № 236 “Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения” (далее – Приказ Росархива № 236).

[14] Приказ Росархива от 20.12.2019 № 237 “Об утверждении Инструкции по применению Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения” (далее – Приказ Росархива № 237).

[15] Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 № 60 “О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации” (далее – ПП РФ № 60).

[16] Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 “О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации” (далее – ПП РФ № 2571).


Понравилась статья?

Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить новые материалы в нашем блоге



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *