Как применять постановление Правительства № 617 при закупках по 44-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. № 617 устанавливает ограничения допуска иностранных промышленных товаров для целей государственных закупок. С 1 марта 2023 года указанное Постановление  действует в новой редакции. При этом кардинально изменился порядок его применения: правило «третий лишний» заменили на правило «второй лишний», сертификаты СТ-1 больше не являются подтверждающими документами. Кроме того, был откорректирован перечень товаров, на которые распространяются ограничения допуска, в нем появились новые позиции. 

В нашей новой памятке мы обобщили информацию, необходимую для правильного применения Постановления № 617 заказчиками.

Памятка по применению постановления Правительства  РФ от 30 апреля 2020 г. N 617

Вопрос

Ответ/содержание/определение

Нормативно-правовое обоснование

Общие положения о ПП № 617[1]

В какой редакции действует в настоящий момент ПП РФ № 617

ПП РФ № 617 действует в новой редакции с 18.09.2023г, утв. постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2023 г. N 1443 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – ПП РФ № 318)

п. 3 ПП РФ № 1443 и п. 2 Изменений, утв. ПП РФ № 1443

В отношении какой продукции применяется ПП РФ № 617?

ПП РФ № 617 применяется в отношении российской и евразийской промышленной продукции.

п. 1-3 ПП РФ № 617

Промышленная продукция – товары, произведенные в результате осуществления деятельности в сфере промышленности.

п. 6 ст. 3 Федерального закона от 31.12.2014 N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»

Государства – члены ЕАЭС: Российская Федерация; Республика Беларусь; Республика Казахстан; Кыргызская Республика; Республика Армения

Перечень каких видов товаров содержит в себе ПП РФ № 617?

Перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Перечень, утв. ПП РФ № 617)

п.п. 1-2 ПП РФ № 617

Производственные группы музыкальных инструментов и звукового оборудования.

п. 6 ПП РФ № 617

Если заказчик производит закупку работ, услуг и при этом поставляются[2]

товары, включенные в Перечень, утв. ПП РФ № 617,  то должен ли заказчик применять нормы ПП РФ № 617?

Ограничения, установленные ПП РФ №617, распространяются на товары, включенные в Перечень, утв. ПП РФ № 617, в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.

п. 4 ПП РФ № 617

Применяется ли ПП РФ № 617 при закупке у единственного поставщика?

Нормы ПП РФ № 617 срабатывают при проведении любого конкурентного способа закупок.

п. 2 ПП РФ № 617

ПП РФ № 617 применяется, если закупка проводится у единственного поставщика в электронной форме с использованием электронной площадки на сумму, не превышающую 3 млн. руб.

пп. «б» п.3 ч.12 Закона № 44-ФЗ

Как поступить заказчику, в случае если товар одновременно попадает под ограничивающий и запрещающий НПА ? 

В данном случае применяется только запрещающий НПА.

п. 12 ПП РФ № 617

Механизм применения ПП РФ № 617

Как рассматривать заявки участников в рамках ПП РФ
№ 617?

Заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств[3] (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза) (далее – заявки),

п. 2 ПП РФ № 617

при условии, что

на участие в закупке подана одна (или более) заявкаудовлетворяющая  требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом № 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке), которая содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства – члены Евразийского экономического союза

Основание для отклонения заявок:

Электронный конкурс

Электронный аукцион

Электронный запрос котировок

п. 4 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ

пп. «а» п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона № 44-ФЗ

пп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 50 Закона № 44-ФЗ

+ п. 4 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ

+ п. 2 ПП РФ № 617

Нужно ли применять приказ Минфина № 126н,  если заявки по ПП РФ № 617 не отклонялись, а товар включен и в Перечень ПП РФ № 617, и в приложение 1 или 2 к приказу Минфина № 126н?  

В случае если заявка не отклоняется в соответствии с ограничениями, установленными ПП РФ № 617, то заказчик применяет условия допуска, предусмотренные нормами приказа Минфина России № 126н.

п. 3 ПП РФ № 617

Подтверждение страны происхождения товара в рамках ПП РФ № 617

Как подтверждает страну происхождения товара участник при подаче заявки?

1. Подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:

п. 7 ПП РФ №617

1) указание (если товар из РФ):

– номеров реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории РФ (далее – реестр российской промышленной продукции) https://gisp.gov.ru/pp719v2/pub/prod/#,

а также

информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ, если это предусмотрено постановлением ПП РФ №719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории РФ соответствующих операций (условий) (далее – совокупное количество баллов).

2) указание (если товар из государства – члена ЕАЭС кроме РФ):

– номеров реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств – членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее – евразийский реестр промышленных товаров) https://erpt.eecommission.org/Goods,

а также

информации о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств – членов Евразийского экономического союза технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. № 105 «Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок» (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов).

Особенности формирования лота при использовании ПП РФ№617

Можно ли в один лот включать товары, включенные и невключенные в перечень, утв. ПП РФ № 617? 

Не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень, утв. ПП РФ № 617, и промышленные товары, не включенные в него, за исключением товаров, указанных в п. 6 ПП РФ № 617.

п. 5 ПП РФ№ 617

Особенности закупок музыкальных инструментов и звукового

оборудования?

Музыкальные инструменты и звуковое оборудование, входящие в различные производственные группы по Перечню, утв. ПП РФ № 617, согласно Приложению, утв. ПП РФ № 617, а также другие отдельные виды промышленных товаров не могут быть предметом одного контракта (одного лота).

п. 6 ПП РФ№ 617

Особые условия контракта

Какие условия контракта в рамках ПП РФ № 617 необходимо предусмотреть?

В контракт обязательно включаются номера реестровых записей о поставляемом товаре и совокупное количество баллов (при наличии).

п. 9 ПП РФ

№ 617

Особенности исполнения контракта по ПП РФ № 617

Возможно ли произвести изменение страны происхождения товара при исполнении контракта?

При исполнении контракта, при заключении которого были отклонены заявки в соответствии с ограничениями, установленными ПП РФ № 617, замена отдельного вида промышленного товара на промышленный товар, страной происхождения которого не является государство – член Евразийского экономического союза, не допускается.

п. 10 ПП РФ № 617

Случаи неприменения ограничений, установленных ПП РФ №617

Когда не устанавливаются ограничения допуска по ПП РФ № 617?

1) Необходимость обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки;

п. 11, п.12 ПП РФ № 617

2) Закупка запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

3) Закупка товаров, указанных в позициях 101 (оружие спортивное огнестрельное с нарезным стволоми 102 (патроны и боеприпасы прочие и их детали) Перечня ПП РФ № 617, в целях обеспечения нужд спорта высших достижений;

4) Закупка запасных частей и деталей к используемому оружию спортивному огнестрельному с нарезным стволом иностранного производства

5) Если в закупке установлен запрет на допуск.

Сложные вопросы применения ПП РФ №617

Нужно ли устанавливать ограничения допуска по ПП РФ № 617 для музыкальных инструментов и звукового оборудования, отсутствующих в Перечне   ПП РФ № 617, но включенных в Приложение к ПП РФ № 617[4]?

Преобладающая позиция: если товар не включен в Перечень ПП РФ № 617, ограничения допуска при его закупке не устанавливаются.

В письме Минфина России от 24.05.2023 № 24-06-06/47217 разъясняется, что ограничения допуска, предусмотренные ПП РФ № 617, устанавливаются только при закупке товаров, включенных в Перечень ПП РФ № 617. Если товары не включены в Перечень ПП РФ № 617, ограничения в соответствии с ПП РФ № 617 не устанавливаются. Производственные группы сформированы в целях формирования предмета контракта (лота).

Указанный вывод подтверждается правоприменительной практикой (см. например, решения Московского УФАС России от 22.11.2021 по делу № 077/06/106-20422/2021 (изв. № 0373100099921000167), от 02.12.2021 по делу № 077/06/106-21339/2021 (изв. № 0373100039021000012)).

Но иногда в практике встречается противоположный подход (см. например, решения Ставропольского УФАС России по делу № 026/06/64-1570/2021 от 06.07.2021 (изв. № 0321300002921000040), Якутского УФАС России по делу № 014/06/59-2489/2021 от 10.12.2021 (изв. № 0116300041421000089), Челябинского УФАС России по делу № 074/06/105-407/2022 от 25.02.2022 (изв. № 0169300015622000006)).

Пункт 6 ПП РФ № 617

Отклоняется ли заявка в закупке с установлением ограничений допуска по ПП РФ № 617, если код ОКПД 2 в реестровой записи не совпадает с кодом, указанным в извещении?

Такая заявка не отклоняется. Отличие кода ОКПД 2 не является основанием для признания заявки несоответствующей извещению.  Код ОКПД 2 носит информационный характер и не описывает функциональные, технические или качественные характеристики.

Правоприменительная практика в большинстве случаев подтверждает такой вывод (см. например, решение

УФАС по Омской области от 19 июля 2022 г. N 055/06/48-593/2022 (изв. N 0352100004622000010), решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18 апреля 2023 г. N 074/06/106-876/2023 (изв. N 0869200000223002360), Постановление Восьмого ААС от 13.12.2021 по делу № А81-3730/2021. постановление 9ААС от 04.03.2022 по делу № А40-253061/21).

Но иногда в практике встречается противоположная позиция (см. например, постановление 15ААС от 13.04.2022 по делу № А32-25405/2021).

 

При исполнении контракта поставщик не смог поставить товар с реестровым номером, указанный в его заявке. Предлагает заменить его на другой товар из РФ, но не включенный в реестр российской промышленной продукции. Возможна ли такая замена?

Такая замена возможна только в случае, если при рассмотрении заявок по ПП РФ № 617 заявки с иностранным товаром и приравненные к ним не были отклонены.

В соответствии с ч. 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 6 ст. 14 Закона № 44-ФЗ) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. 

Согласно пункту 10 ПП РФ № 617 при исполнении контракта, при заключении которого были отклонены заявки в соответствии с ограничениями, установленными настоящим постановлением, замена отдельного вида промышленного товара на промышленный товар, страной происхождения которого не является государство – член ЕАЭС, не допускается.

Таким образом, если в соответствии с п. 2 ПП РФ № 617 были отклонены заявки с иностранным товаром и приравненные к ним, возможна замена товара только на товар с улучшенными характеристиками, включенный в реестр российской промышленной продукции  или евразийский реестр промышленных товаров

Ч. 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, пункт 10 ПП РФ № 617

 

[1]Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

[2]По мнению ФАС России (письмо ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20, решением ВС РФ от 04.02.2021 N АКПИ20-959 письмо признано соответствующим законодательству) товар является поставляемым, если:

1) товар передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;

2) товар принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

3) Товаром не являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).

 

[3] В случае отсутствия в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных НПА, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона № 44-ФЗ, такая заявка приравнивается к заявке, содержащей предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств (п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ)

[4] Приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 617 «Производственные группы музыкальных инструментов и звукового оборудования».


Понравилась статья?

Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить новые материалы в нашем блоге


Идентификационный код закупки – правила формирования и использования


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *