Нормативная база
Статья 22 Закона 44-ФЗ
Приказ Министерства экономического развития РФ от 02.10.2013 № 567 “Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)” (далее – Методические рекомендации)
Заказчики Пермского края учитывают приказ Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 17.07.2019 N СЭД-32-01-04-83 «Об утверждении регламента проведения экспертизы начальных (максимальных) цен контрактов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Пермского края».
Какая цена должна быть обоснована
НМЦК | начальная максимальная цена контракта – предельное значение цены контракта (общая стоимость ТРУ[1]), которая устанавливается при проведении конкурентной закупки. |
ЦКЕП | цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) – конкретное значение цены контракта (общая стоимость ТРУ), согласованное с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) и зафиксированное в контракте |
НЦЕ | начальная сумма цен единиц ТРУ – предельное значение суммы единичных расценок ТРУ, которое устанавливается при проведении конкурентной закупки с «неопределённым» объемом в соответствии с ч.24 ст.22 Закона 44-ФЗ. |
В тексте настоящей памятки под НМЦК понимается НМЦК и ЦКЕП и НЦЕ |
Что такое обоснованиеНМЦК
Обоснование НМЦК – расчет цены + приложение справочной информации и документов (либо указание реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет)[2].
– Обоснование размещается в ЕИС «анонимно»:
- нельзя указывать наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию.
– Рекомендуется хранить «первоисточники» (не менее 3 лет, также как и обоснование НМЦК[3]):
- оригиналы использованных документов,
- снимки экрана (“скриншот”), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования.
– В случае закупки со спецификацией (если в рамках одной закупки предполагается закупка технологически и функционально связанных товаров, работ, услуг), то НМЦК может быть рассчитана одним из двух вариантов:
- на основании информации о цене всего объекта закупки ИЛИ
- как сумма цен всех включенных в объект закупки ТРУ.
Где отражается обоснованиеНМЦК
Способ определения поставщика | Документ, содержащий обоснование НМЦК |
Конкурс | Конкурсная документация |
Аукцион | Аукционная документация |
Запрос котировок | Извещение о проведении запроса котировок |
Запрос предложений | Документация о проведении запроса предложений |
Закупка у ЕП (пункты 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30 – 32, 34, 35, 37 – 41, 46, 49 ч.1 ст.93) | Контракт (ч.4 ст.93) |
Закупка у ЕП (пункты 1, 2, 4, 5, 7, 8, 10, 13-17, 19-21, 24-26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47, 48, 50-56 ч.1 ст.93) | Не требуется обосновывать цену (ч.4 ст.93) |
Кто составляет обоснование НМЦК
Контрактный управляющий или контрактная служба[4].
Условия применения метода анализа рынка
Должны выполняться два условия в совокупности[5]:
- НМЦК устанавливается на основании информации о рыночных ценах идентичных ТРУ, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных ТРУ.
- Информация о ценах ТРУ должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Коммерческие и (или) финансовые условия поставок ТРУ признаются сопоставимыми, если различия между такими условиями не оказывают существенного влияния на соответствующие результаты или эти различия могут быть учтены с применением соответствующих корректировок таких условий[6]
Метод анализа рынка – приоритетный, остальные применяются – только в случаях, установленных Законом 44-ФЗ[7].
Идентичность/однородностьТРУ
Показатель | Идентичные | Однородные |
Товары |
|
|
Работы |
|
|
Услуги |
Как учесть страну происхождения при определении идентичности (однородности) товаров?
Ответа на этот вопрос Закон 44-ФЗ и Методические рекомендации не содержат, но из совокупного анализа норм закона следует, что необходимо учитывать акты о национальном режиме (ст.14 Закона 44-ФЗ), в частности акты, устанавливающие запрет на закупку иностранных товаров (ПП РФ от 21.12.2019 № 1746, ПП РФ от 16.11.2015 № 1236 и ПП РФ от 30.04.2020 № 616). Т.о. если закупаемый заказчиком товар попадает под действие указанных постановлений, то при расчете НМЦК следует принимать в расчет только российские и евразийские товары.
При сопоставлении качества товара следует учесть требования ГОСТ, ТУ, технических регламентов. Так товар, производимый по ГОСТ, и товар, производимый по ТУ, не являются идентичными, но могут являться однородными.
Не являются идентичными товары, для которых установлены различные технические условия (постановление ФАС ЗСО от 01.10.2003 N Ф04/5017-1468/А46-2003), жилье, находящееся на стадии строительства, и готовое жилье (постановление ФАС МО от 16.11.2009 N КА-А40/11844-09), новый товар и товар б\у (постановление ФАС ЗСО от 14.11.2005 N Ф04-7171/2005(15769-А27-15, постановление ФАС ЦО от 22.01.2009 N А64-7270/07-13), грузовой автомобиль и полуприцеп (постановление ФАС СЗО от 13.02.2006 N 44-3208/2005-9), квартиры, расположенные в разных районах города, на разных этажах, имеющие различную площадь, отделку и количество комнат (постановление ФАС ПО от 19.12.2000 N А55-5935/7074/00-34).
Как учесть характеристики, квалификацию подрядчика (исполнителя)?
Из совокупного анализа норм закона и сложившейся практики рекомендуется учесть следующее:
- обязательные требования к участникам закупки по ст. 31 Закона 44-ФЗ,
- наличие у подрядчиков (исполнителей) лицензий, специальных разрешений, членства в СРО, если этого требует характер закупаемых заказчиком работ, услуг,
- отсутствие сведений о подрядчиках (исполнителях) в РНП,
- дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с ПП 99[8], если закупка будет проводиться заказчиком с применением ПП 99,
- коды основных видов деятельности подрядчиков (исполнителей) в соответствии с ОКВЭД2,
- отсутствие аффилированности между лицами, предоставившими ценовые предложения для расчета НМЦК (согласно ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции”),
- если закупка будет объявляться среди СМП и СОНО, то коммерческие предложения брать от данных субъектов,
- если закупка будет объявляться с преференциями УИН и организациям инвалидов (ст. 28, 29 Закона 44-ФЗ), то рекомендуем запросить цены, помимо прочих лиц, и у данных организаций и учреждений,
- поставщик (исполнитель, подрядчик) имеет в течение последних 3 лет, предшествующих определению НМЦК, опыт выполнения аналогичных контрактов, заключенных с заказчиком и (или) другими заказчиками без применения к поставщику (подрядчику, исполнителю) неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных соответствующим контрактом[9].
Например, при определении идентичности (однородности) услуг аренды недвижимости сопоставимыми являются такие условия, как наличие отдельного входа в здание и подъезда, персонального пассажирского и грузового лифта, охраны, размер площадей, месторасположение (постановление ФАС ВВО от 11.01.2006 N А43-7220/2005-30-310, ФАС ПО от 31.07.2007 N А55-16334/2006). При определении идентичности услуг охраны, необходимо учесть наличие у лиц, чьи ценовые предложения анализируются, лицензии на частную охранную деятельность.
Нормативные акты не требуют обосновывать идентичность/ однородность ТРУ. Но сведения, которые позволят заказчику определить идентичными или однородными являются ТРУ, должны быть указаны в запросе на предоставление ценовой информации, направляемом потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю).
Общий алгоритм метода
1. Определить потребность в конкретном ТРУ.
2. Установить перечень необходимых требований к ТРУ, закупка которых планируется.
3. Провести исследование рынка в целях выявления имеющихся на рынке ТРУ, отвечающих требованиям заказчика.
4. Сформировать Техническое задание в соответствии с требованиями статьи 33 Закона 44-ФЗ, а также требования к условиям поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
5. Проверить наличие актов о нормировании в соответствии со ст.19 Закона 44-ФЗ.
Если такие акты есть и в них установлена предельная цена, то необходимо рассчитать НМЦК нормативным методом и сравнить ее потом с НМЦК, рассчитанной анализом рынка.
6. Направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее 5 поставщикам (подрядчикам, исполнителям).
7. Разместить запрос о предоставлении ценовой информации в ЕИС.
Это не обязательно! Но настоятельно рекомендуем для «подстраховки» заказчика.
8. Осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками.
9. Осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации.
10. Проверить выявленные (полученные) ценовые предложения на соответствие условиям заказчика, не соответствующие – отклонить.
11. Проверить полученные ценовые предложения на наличие идентичных ТРУ, если их нет – однородных ТРУ.
12. Применить к полученным ценам корректирующие коэффициенты (при необходимости).
13. Проверить однородность полученных цен, рассчитать коэффициент вариации.
Совокупность значений, используемых в расчете, при определении НМЦК считается неоднородной, если коэффициент вариации цены превышает 33%. Если коэффициент вариации превышает 33%, целесообразно провести дополнительные исследования в целях увеличения количества ценовой информации, используемой в расчетах[10].
14. Осуществить расчет НМЦК по идентичным ТРУ (не менее 3 ценовых предложений), при их отсутствии – по однородным ТРУ, сравнить ее с НМЦК, полученной нормативным методом (если требуется).
- В качестве НМЦК рекомендуется взять минимальное из двух полученных значений (например, если анализом рынка НМЦК составила 1 300 000 руб., а нормативным методом – 1 200 000 руб., то НМЦК в закупке берем рассчитанную нормативным методом 1 200 000 руб.).
- Рекомендуется НМЦК рассчитать как среднеарифметическое полученных ценовых предложений по формуле[11]:
- Методические рекомендации НЕ СОДЕРЖАТ ЗАПРЕТ об использовании заказчиком при расчете НМЦК предложений, содержащих минимальную цену товара (работы, услуги). Заказчик ВПРАВЕ указать цену меньшую, чем в представленном обосновании НМЦК (в том числе полученной по результатам трех коммерческих предложений), и соответствующую выделенным лимитам бюджетных обязательств[12].
15. Сформировать обоснование НМЦК.
Источники информации для расчета НМЦК анализом рынка[13]
Общедоступная информация о рыночных ценах ТРУ | Информация о ценах ТРУ, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей) | Информация, полученная в результате размещения запросов цен ТРУ в ЕИС |
Использовать одно ценовое предложения для расчета НМЦК нельзя[14] | ||
Правительство РФ может ограничить перечень источников информации – см., например, распоряжение Правительства РФ от 18.09.2017 N 1995-р. При закупках технических средств реабилитации и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р, используется только 3 источника информации: | ||
реестр контрактов по исполненным в течение последних 3 лет контрактам на территории субъекта РФ, в котором расположен заказчик, и на территории сопредельных с местом расположения заказчика субъектов РФ | каталог ТРУ в ЕИС (при наличии информации о ценах на технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалидам) | ценовые предложения поставщиков, полученные по результатам размещения заказчиком запросов цен в ЕИС |
Общедоступная информация о рыночных ценах ТРУ[15]
Заказчик может использовать информацию из любых нижеуказанных источников[16].
Вид информации | Комментарий |
информация о ценах ТРУ, содержащаяся в контрактах |
|
информация о ценах ТРУ, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях | обращенные к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами (ст. 437 ГК РФ). Публичная оферта – предложение, содержащее все существенные условия договора, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется. Можно использовать данные из интернете-магазинов, если информация (скриншоты) содержат четкие и определенные сведения о ценах на идентичные ТРУ, позволяют идентифицировать их продавцов, в информации наряду с основной ценой должны быть отражены особые ценовые условия: розничные и оптовые цены; цены при оплате наличным и безналичным расчетом; цена при приобретении товара в кредит; цена при покупке определенного количества объема)[18]. |
информация о котировках на российских биржах и иностранных биржах | |
информация о котировках на электронных площадках | |
данные государственной статистической отчетности о ценах ТРУ | http://www.gks.ru/, http://permstat.gks.ru/ |
информация о ценах ТРУ, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, муниципальными НПА, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях | Например, справочник цен в РИС Закупки ПК (для Пермского края).
Приказ Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 12.12.2019 N СЭД-32-01-04-154 “Об утверждении предельных цен ТРУ”. |
информация о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ, или законодательством иностранных государств | Например, можно обратиться в оценочные компании и региональные торгово-промышленные палаты. Для заказчиков Пермского края – Пермская ТПП (центр оценки, тел. (342) 235-78-48, доб. 134, 122, www.permtpp.ru) |
результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен | |
информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка | http://www.pinfo.ru, https://www.argusmedia.com/, https://www.fishprice.ru |
иные источники информации |
Административная ответственность за нарушения при обосновании НМЦК
Кто осуществляет контроль – органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля[19].
Например, РФ – Федеральное казначейство, Пермский край – Минфин Пермского края.
Состав административного правонарушения | Сумма адм. штрафа, руб. | Статья КоАП РФ |
Несоблюдение порядка обоснования НМЦК | 10 000 | Ч.2 ст.7.29.3 |
Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок (например, в документах нет обоснования НМЦК) | 3 000 | Ч.4.2 ст.7.30 |
[1] Товары, работы, услуги
[2] п.1.9, п.2.1 Методических рекомендаций
[3] Статьи 219 – 222, 229 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, утв. приказом Росархива от 20.12.2019 N236
[4] П.3 ч.4 ст.38 Закона 44-ФЗ
[5] Ч.2, 3 ст.22 Закона 44-ФЗ
[6] Ч.16 ст.22 Закона 44-ФЗ
[7] Ч.6 ст.22 Закона 44-ФЗ
[8] Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 “Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям”
[9] П.3.9 Методических рекомендаций
[10] П.3.20.2 Методических рекомендаций
[11] П.3.21 Методических рекомендаций
[12] Письмо Минфина России от 16.06.2017 N 24-01-10/37713
[13] Ч.5 ст.22 Закона 44-ФЗ
[14] Письмо ФАС России от 13.07.2011 N АЦ/27041
[15] Ч.18 ст.22 Закона 44-ФЗ
[16] Письмо Минэкономразвития от 03.10.2016 N Д28и-2581, письмо Минфина от 12.12.2017 N 24-01-09/82766
[17] П.3.7.3 Методических рекомендаций
[18] Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.01.2017 N Ф01-5888/2016 по делу N А38-2169/2016
[19] П.3 ч.8 ст.99 Закона 44-ФЗ
Читайте так же
- Формирование и описание предмета закупки в условиях предоставления национального режима, 223-ФЗ
- Памятка – НДС в закупках
- Обоснование начальной максимальной цены договора
- Практические подходы к взысканию убытков согласно ФЗ-44
- Расторжение контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от его исполнения
- Практические подходы к описанию объекта закупки – радиоэлектронной продукции
Закупка у ЕП (пункт 17 ч 1 ст 93) обязательно требуется обосновывать цену (ч.4 ст.93)
Благодарим Вас за полезную для работы Памятку.
Работаю в бюджете есть расценки на виды работ, ремонт дорог, но составили НМЦК с учетом сопоставимых рыночных цен. Есть ли обоснование, что нужно составить Локальную Смету в расценках сметных программ.
Спасибо огромное за информирование. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: можно ли взять коммерческие по аналогичной закупке, применить индекс потребительских цен и использовать для другой закупки (абсолютно такой же, только в другом периоде)?
согласно пункту 3.14 приказа Минэкономразвития №567, при расчете НМЦК целесообразно использовать информацию, предоставленную заказчику не более чем за 6 месяцев до даты проведения анализа рынка. Поэтому перед каждой закупкой рекомендуется собирать обновленные коммерческие предложения.
Можно ли при обосновании закупки по 44 ФЗ с единственным поставщиком указать цену по наименьшему коммерческому предложению ?
Спасибо огромное за памятку по расчету и обоснованию НМЦК.