Особенности применения постановления № 2014 по квотированию закупок по 44-ФЗ

С 01 января 2021 года заказчики по Закону №44-ФЗ обязаны выполнять квоты по закупке товаров производства России и стран ЕАЭС и отчитываться об этом в ЕИС. Соответствующие нормы введены ч.3 ст. 14 Закона №44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком» (далее – ПП №2014).

Помимо Постановления 617 действуют другие ограничения, запреты и преференции. Проверить объект закупки на 17 постановлений, узнать рекомендации по их применению, все это доступно в программе Эконом-Эксперт.Online

Каких закупок касается квотирование

Перечень товаров с указанием минимального размера квоты на период 2021 – 2023 гг. содержится в приложении к ПП №2014. В этом перечне указаны коды ОКПД-2 товаров и соответствующая им минимальная доля закупок российских товаров на 3 года, начиная с 2021 в процентном отношении. Таким образом, если заказчик закупает товары с ОКПД-2 из Перечня по ПП №2014, он обязан закупить  российский товар стоимостью, не меньшей установленной  минимальной доли. Квота по ПП №2014 распространяется и на товары, поставляемые при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Для целей выполнения ПП №2014 заказчик может закупить продукцию, произведенную в России или странах ЕАЭС (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика). 

Установленную ПП №2014 минимальную долю закупок обязаны выполнять все заказчики, за исключением: органов внешней разведки, органов ФСБ, органов государственной охраны (ч.7 ст. 14 Закона № 44-ФЗ). 

ПП №2014 применяется только в конкурентных закупках, в которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств (п.1 ПП №2014). Следовательно,  минимальная доля закупок по ПП №2014 может не выполняться заказчиками в следующих случаях:

– когда в закупке установлены условия допуска (т.е. приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н). Если в одной закупке установлены ограничения допуска и условия допуска, то квоту нужно выполнять;

– когда в закупке установлен запрет на допуск иностранной продукции (т.е. ПП №616 от 30.04.2020г., ПП №1746 от 21.12.2019г. и ПП №1236 от 16.11.2015г.);

– когда осуществляется закупка у единственного поставщика. 

На сегодня ограничения допуска иностранной продукции установлены 5 правовыми актами и, соответственно, в случаях их применения заказчики обязаны закупать российский товар стоимостью не менее установленной квоты:

  1. ПП №878 от 10.07.2019г. (радиоэлектронная продукция);
  2. ПП №102 от 05.02.2015г. (медицинские изделия);   
  3. ПП №617 от 30.04.2020г. (промышленная продукция);
  4. ПП №832 от 22.08.2016г. (пищевые продукты);
  5. ПП №1289 от 30.11.2015г. (лекарственные препараты из перечня ЖНВЛП).

Однако в Перечне по ПП №2014 сейчас нет товаров, подпадающих под действие двух последних постановлений (ПП №832 и ПП №1289), из чего можно сделать вывод, что пищевые продукты и лекарственные препараты из перечня ЖНВЛП пока не подлежат квотированию. 

Если закупаемый товар находится в перечне по ПП №2014, но ограничение допуска не устанавливается, то квота не действует. Например, при закупке продукции радиоэлектронной промышленности, если закупаемого товара нет в Едином реестре российской  радиоэлектронной продукции или характеристики товара в реестре не подходят заказчику, ограничение допуска по ПП №878 не устанавливается. В таком случае при закупке данного товара не нужно выполнять минимальную долю закупок. 

Можно ли объединять в одной закупке товары из перечня по ПП №2014 и не находящиеся в нем

ПП №2014 не содержит запрета на объединение в одной закупке товаров, включенных в перечень по ПП №2014 и не включенных. Но при этом следует учитывать, что размер минимальной доли и ее выполнение заказчику необходимо рассчитывать только по товарам, включенным в перечень. Минфин России в письме от 29.03.2021 № 24-03-08/22593 разъяснил, что Постановление № 2014 не предусматривает требований к формированию лотов, поэтому заказчики должны руководствоваться правилами формирования лотов, установленными правовыми актами по  национальному режиму.

Как рассчитать минимальную долю закупок российских товаров

При планировании закупок процент минимальной доли российских товаров считают от запланированных средств на соответствующие закупки. Фактически в отчет будут включаться суммы по товарам, принятым в отчетном году, информация о приемке которых включена в реестр контрактов. 

Для расчета минимальной доли закупок, которую нужно выполнить по ПП №2014, заказчику необходимо:

  1. Сравнить ОКПД-2 в своих закупках с перечнем по ПП №2014. Это необходимо сделать уже при планировании закупок, сравнивая ОКПД-2 закупаемого товара с перечнем по ПП №2014. Здесь нужно принимать во внимание не только закупаемые товары, но и товары, поставляемые при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (например, оборудование, поставляемое заказчику при проведении капремонта).
  2. Выделить ОКПД-2, совпадающие в планируемых закупках с перечнем по ПП №2014. По данным товарам заказчик будет обязан выполнить минимальную долю закупок российского товара.
  3. Определить общую сумму по каждому ОКПД-2 из закупок, определенных в предыдущем пункте.
  4. Рассчитать минимальную долю закупок, которую необходимо будет выполнить в соответствующем году по каждому ОКПД-2. Для этого необходимо умножить долю, указанную в перечне по ПП №2014, на сумму, которую планируется потратить на закупку по каждому ОКПД-2 в этом году.   
  5. Уточнить, действует ли квота на закупаемый товар, непосредственно перед проведением закупки. Как было сказано выше, минимальная доля закупок не должна выполняться, если ограничение допуска в закупке не устанавливается. Кроме того, при подготовке документации планируемая сумма закупки может измениться.

Как применять ПП №2014 при проведении закупок

  1. Особенности формирования технического задания. 

При описании объекта закупки, осуществляемой для выполнения минимальной доли закупок российских товаров, необходимо указывать функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики российских товаров, в том числе включенные в КТРУ. 

  1. Особенности расчета и обоснования НМЦК 

При определении идентичных и однородных товаров заказчик вправе учитывать только товары из ЕАЭС (в том числе включенные в Реестр российской промышленной продукции, Реестр евразийской промышленной продукции, Единый реестр российской радиоэлектронной продукции), а  также включенные в КТРУ характеристики (при наличии) соответствующих товаров.

Применяя метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), заказчик направляет запрос информации о цене субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в государственную информационную систему промышленности (ГИСП). 

Министерство промышленности и торговли РФ в письме от 2 марта 2021 г. N15387/12 разъяснило, что «…в случае недостаточности сведений о субъектах деятельности в сфере промышленности, включенных в ГИСП, заказчик вправе дополнительно запросить для обоснования НМЦК недостающую ценовую информацию у иных участников рынка, осуществляющих производство товара, являющегося предметом закупки, либо использовать информацию о ценах товара, содержащихся в единой информационной системе в сфере закупок, по исполненным контрактам, по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных такими контрактами». 

Из вышеуказанных разъяснений Минпромторга следует, что, если заказчик по запросам,  ценовой информации, направленным производителям, включенным в ГИСП, не получил достаточной информации, для расчета НМЦК по ПП №2014 он имеет право: 

  1. запросить ценовую информацию у иных производителей, не включенных в ГИСП, и использовать ее для расчета НМЦК; 
  2. пользоваться ценовой информацией из реестра контрактов ЕИС по исполненным контрактам, по которым не взыскивались неустойки. 

На сайте ГИСП (https://gisp.gov.ru/nmck/) Минпромторг РФ предлагает заказчикам в случае отсутствия достаточного количества компаний для определения НМЦК (менее 3-х) или отсутствия сведений об организациях в ГИСП:

– зафиксировать, что нужная информация отсутствует или представлена не в полном объеме (сделать скриншот из ГИСП) в целях предоставления обоснования для отчета о невыполнении установленной минимальной доли;

– направить в Минпромторг России информацию об отсутствии необходимых сведений в ГИСП (Metod@minprom.gov.ru).

Полагаем, что заказчик в этом случае также имеет право разместить запрос о предоставлении ценовой информации в ЕИС (п.3.7.2.Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013г. №567) и пользоваться при расчете НМЦК предоставленной ценовой информацией от любого лица, ответившего на запрос.    

Как отчитаться по квотированию

О выполнении минимальной доли закупок российских товаров заказчикам необходимо будет разместить в ЕИС годовой отчет. Порядок его формирования и размещения регламентируется статьей 30.1 Закона №44-ФЗ и Положением, утвержденным все тем же ПП №2014.

Отчетным периодом является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом является 2021 год. Отчет автоматически подготавливается в ЕИС не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, на основании информации, содержащейся в Реестре контрактов заказчика. В отчете указываются уникальные номера реестровых записей из реестра контрактов.  

Заказчик должен не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным:

  1. включить в отчет обоснование (если минимальная доля закупок не достигнута); 
  2. подписать отчет электронной подписью. Размещение отчета в ЕИС осуществляется автоматически не позднее 1 часа с момента его подписания.

Если функции по исполнению контрактов, в том числе по приемке, возложены на уполномоченный орган (уполномоченное учреждение), то подготовить обоснование недостижения минимальной доли закупок должен уполномоченный орган (уполномоченное учреждение) (п.6 Положения №2014).

Если заказчик вносил изменения в информацию об исполнении контрактов, размещенную в Реестре контрактов, то ему необходимо внести изменения также в размещенный отчет (п.11 Положения №2014). Сделать это необходимо до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Информация о закупках, содержащая гостайну в ЕИС не размещается, а включается в отдельное приложение к отчету, которое формируется на бумажном носителе с указанием грифа секретности (при наличии).

Причинами, недостижения минимальной квоты, которые указываются в обосновании, являются (подпункт «ж» п.10 Положения №2014):

01 – осуществлена приемка товара, происходящего из иностранных государств, по контракту (контрактам), заключенному (заключенным) по результатам закупки (закупок), при осуществлении которой (которых) не подано заявок, содержащих предложение о поставке российского товара;

02 – осуществлена приемка товара, происходящего из иностранных государств, по контракту (контрактам), заключенному (заключенным) по результатам закупки (закупок), при осуществлении которой (которых) возникли предусмотренные нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации обстоятельства, допускающие исключения из ограничений, установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона;

03 – иное.

Минпромторг РФ не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, проводит оценку выполнения заказчиками обязанности достижения минимальной обязательной доли закупок российских товаров. Отчет о результатах оценки достижения заказчиками минимальной доли закупок в отчетном году направляется в Правительство РФ, Минфин России для использования при осуществлении мониторинга закупок.

Есть ли штрафы за невыполнение минимальной доли или неразмещение отчета

Неразмещение отчета может быть квалифицировано контролирующими органами по ч.3 ст.7.30 КоАП РФ. Наказанием является наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тысяч рублей; на юридических лиц – 500 тысяч рублей.

Штрафа за невыполнение минимальной доли закупок сейчас нет, но Минюст РФ подготовил соответствующий проект поправок в КоАП (проект Федерального закона от 31.12.2020г.). По проекту   несоблюдение минимальной доли закупок влечет предупреждение или наложение административного штрафа ‎на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Если Минпромторг РФ дает положительную оценку обоснования невозможности достижения заказчиком минимальной доли закупок, то должностное лицо освобождается от административной ответственности. Предполагается вступление в силу проекта с 1 января 2022г. 

Административная практика по ПП №2014

ПП №2014 действует относительно недавно, поэтому подходы в решении административных дел и судебных споров только формируются. Рассматриваемые вопросы в первую очередь касаются составления документации и расчета НМЦК. Так как заказчики начнут размещать в ЕИС отчеты о достижении минимальной доли закупок только с 2022 года, очевидно, что и соответствующие дела будут рассматриваться с 2022 года.

В решении УФАС по Челябинской области от 20 февраля 2021 г. N 074/06/105-446/2021 рассмотрена жалоба участника на невыполнение заказчиком требований о применении национального режима при осуществлении закупки и неисполнение требований о минимальной доле закупок, что повлекло определение НМЦК без учета требований законодательства. Комиссия УФАС при рассмотрении дела установила, что ОКПД-2 объекта закупки не включается в ПП №617 и ПП №2014, соответственно ограничения допуска в закупке правомерно не установлены. Комиссия указала, что так как положения ПП №2014 о подготовке отчета об объеме закупок российских товаров, применяются заказчиками при подготовке отчета и обоснования с 1 января 2022 г., оценка действиям заказчика в части исполнения требований ПП №2014 может быть дана исключительно Минпромторгом РФ и только в 2022 году. В связи с чем довод жалобы заявителя признан несостоятельным.

В другом деле (решение УФАС по Забайкальскому краю от 13 апреля 2021 г. N 04-03-1943) участник пожаловался в УФАС на составление обоснование НМЦК заказчиком по коммерческим предложениям, в которых указана цена за товар, не соответствующий техническим требованиям проводимой закупки, в связи с чем, данный участник не смог участвовать в закупке. Закупалась продукция радиоэлектронной промышленности, имеющаяся в Едином реестре. На данную закупку распространялось также действие ПП №2014. Комиссия УФАС выяснила, что заказчиком, в соответствии с п. 3 ПП №2014 направлялись запросы коммерческого предложения трём производителям, включенным в ГИСП. Но в документации о закупке заказчик указал одну из характеристик товара, не соответствующую полученным коммерческим предложениям. Характеристику, указанную заказчиком, имеет продукция только одного российского производителя. В результате заказчик и уполномоченное учреждение признаны нарушившими п.1 ч.1 ст.64 Закона №44-ФЗ.

Понравилась статья?

Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить новые материалы в нашем блоге

6 комментариев “Особенности применения постановления № 2014 по квотированию закупок по 44-ФЗ

  1. Елена Ответ

    Благодарю Вас за ваши прекрасные статьи!!!!!

  2. Марина Ответ

    Добрый день!
    Могли бы подсказать?

    № п/п 106. 32.50.13.190

    293500 Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с K2ЭДТА

    293660 Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с K3ЭДТА

    293540 Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с натрия цитратом

    В 2021г. мы закупали пробирки, используя КТРУ:

    32.50.50.000-00000927 Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с натрия цитратом
    32.50.50.000-00001106 Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с K3ЭДТА

    Подпадают они под 2014? Или нет, т.к. не совпадают ОКПД2?

  3. Анна Юрьевна Ответ

    Добрый день, вопрос интересный и однозначного ответа на него нет.
    Практика по данному вопросу пока не сложилось. Как будет ЕИС формировать отчет с такими КТРУ-тоже пока не известно.
    Данные КТРУ связаны с неактуальным кодом ОКПД2 32.50.50.000, исключенным из классификатора и полагаться на этот код не нужно.
    Полагаю, что данные КТРУ надо учитывать в отчете по ПП 2014, т.к. их НКМИ 293540 и 293660 содержатся в Перечне ПП 2014.

  4. Анна Лямина Автор записиОтвет

    Хочу добавить, что не все коды НКМИ, указанные в ПП 2014, актуальны.
    К примеру, мед. изделиям, как “Шприцы-инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них”, “Оборудование и аппараты для фильтрования, обеззараживания и (или) очистки воздуха”.
    К сожалению, это частая практика, когда перечни постановлений содержат устаревшую информацию.
    Поэтому Минпромторг вероятно внесет изменения в постановление. Источник: письмо Минпромторга от 7 июля 2021 г. N ПГ-19-6911, ссылка http://ivo.garant.ru/#/document/401457266/paragraph/1:2

  5. Мария Ответ

    Отличная статья, а не подскажите как найти решения УФАС по Челябинской области и по Забайкальскому краю в полном объеме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *