Новые требования к участникам закупки

3 мая 2022 г. вступил в силу Указ Президента РФ от 03.05.2022 г. №252 «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций».

Указ устанавливает применение определенных специальных экономических мер, направленных на защиту национальных интересов Российской Федерации «в связи с недружественными и противоречащими международному праву действиями США и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций, направленными на незаконные лишение Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц права собственности и (или) ограничение их права собственности» и в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах».

Подобрать закупочную позицию

Подпункт «а» пункта 2 Указа №252 устанавливает запрет для всех российских организаций и физических лиц на совершение и исполнение любых сделок, в том числе,  ранее заключенных, но не исполненных по состоянию на 03.05.2022 г., с отдельными юридическими, физическими лицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых введены российские санкции. 

Правительство РФ постановлением от 11.05.2022 № 851 утвердило перечень юридических лиц, с которыми запрещено заключать и исполнять сделки, а также уточнило параметры сделок. На сегодня в санкционный список включена 31 иностранная компания.

Как Указ №252 касается заказчиков

Для заказчиков, работающих по Федеральным законам №44-ФЗ и №223-ФЗ, из подпункта «а» пункта 2 Указа №252 и постановления Правительства №851 вытекает обязанность учитывать введенные ограничения при подготовке и проведении закупок. Поскольку в Указе №252 и Постановлении №851 не указано исключений, запреты на совершение сделок распространяются на всех российских заказчиков.

Как устанавливать новые требования по Закону №223-ФЗ

По Закону №223-ФЗ заказчики самостоятельно определяют в положении о закупке требования к участникам (в зависимости от способов закупки, видов закупаемых  товаров, работ, услуг) и, в установленных законом случаях, перечень документов, которые подтверждают соответствие этим требованиям. Как разъясняла ФАС России в разделе 8 письма от 24.12.2012 N ИА/44025/12, в документации о конкретной закупке такие требования и перечень таких документов устанавливаются в соответствии с положением о закупке.

Следовательно, заказчику достаточно указать в положении о закупке и в документации о закупке требование о том, что участник закупки не должен являться юридическим или физическим лицом, в отношении которого применяются специальные экономические меры, предусмотренные подпунктом «а» пункта 2 Указа Президента РФ от 03.05.2022 г. №252, либо являться организацией, находящейся под контролем таких лиц.

Подходы к применению новых требований по Закону №44-ФЗ 

Для заказчиков по Закону №44-ФЗ ситуация сложнее. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ участник закупки должен соответствовать требованиям,  установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. 

В соответствии с пунктом 11 части 1 этой же статьи у участника закупки должны отсутствовать ограничения для участия в закупках, установленные законодательством Российской Федерации. 

Требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ, заказчик обязан указать в извещении об осуществлении закупки (п.12 ч.1 ст.42 Закона №44-ФЗ). Участник закупки, в свою очередь, направляет документы, подтверждающие его соответствие этим требованиям (подпункт «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона №44-ФЗ) и в составе заявки предоставляет декларацию о своем соответствии требованиям, установленным пунктами 3-5, 7-11 части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ. Возникает вопрос: нужно ли указывать новые требования к участнику закупки в извещении в составе единых требований по п.1 ч.1 ст.31 Закона №44-ФЗ или достаточно предоставленной декларации участника об отсутствии у него ограничений для участия в закупках по п.11 ч.1 ст.31 Закона №44-ФЗ?

Единый подход пока не выработан. Управление государственных закупок Департамента управления делами Губернатора и Правительства Севастополя считает, что заказчики должны включать в извещение и документацию (если предусмотрена) новое требование к участникам закупок. На сайте региональной контрактной системы г. Севастополя размещен порядок установления дополнительных требований для заказчиков, работающих в ПК «РКС». Согласно данному порядку, в извещении необходимо указывать требование по части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ в такой форме: « В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.05.2022 № 851 участник закупки не должен являться юридическим или физическим лицом, в отношении которого применяются специальные экономические меры, предусмотренные подпунктом «а» пункта 2 Указа Президента РФ от 03.05.2022 № 252 «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций», либо являться организацией, находящейся под контролем таких лиц».

В рекомендациях, размещенных Департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края на сайте, о необходимости указывать новые требования в извещении не сказано. Их рекомендуется учитывать при рассмотрении заявок: «.. учитывая, что к участнику закупки предъявляются единые требования, в том числе в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ требование об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации, департамент рекомендует заказчикам, перечисленным в пункте 1 Указа № 252, отклонять заявки участников, являющихся лицами, находящимися под санкциями, за несоответствие обозначенному требованию либо предоставлению недостоверной информации в отношении своего соответствия».

Сделать вывод о правильности того или иного подхода в отсутствии официальных комментариев невозможно. На наш взгляд, механизм применения запрета по Указу №252 при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Законом №44-ФЗ требует разъяснений со стороны Минфина РФ, как федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.


Понравилась статья?

Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить новые материалы в нашем блоге


Изменения в 44-ФЗ на май 2022


1 комментарий “Новые требования к участникам закупки

  1. Эконом Эксперт Ответ

    Минфин России в письме от 09.06.2022 г. №24-06-06/54846 разъяснил порядок применения Указа Президента РФ от 03.05.2022 г. №252 при проведении закупок.
    В письме разъясняется, что заказчики при подготовке извещения об осуществлении закупки устанавливают на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ требование в том числе о том, что участник закупки не может являться лицом, находящимся под санкциями.
    Свое соответствие указанным требованиям участник закупки подтверждает документами, предусмотренными нормами Закона №44-ФЗ для подачи в составе заявки (подпункты “д”, “ж”, “з” п.1 ч.1 ст.43 Закона №44-ФЗ).
    Если участник закупки включен в перечень юридических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры, утвержденный Постановлением №851, заявка такого участника подлежит отклонению.
    https://drcs.krasnodar.ru/content/134/show/16696/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *