Памятка – Расчет и обоснование НМЦК. Метод анализа рынка. Часть 1

Нормативная база

Статья 22 Закона 44-ФЗ

Приказ Министерства экономического развития РФ от 02.10.2013 № 567 “Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)” (далее – Методические рекомендации)

Заказчики Пермского края учитывают приказ Министерства  по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 17.07.2019 N СЭД-32-01-04-83 «Об утверждении регламента проведения экспертизы начальных (максимальных) цен контрактов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Пермского края».

Подобрать закупочную позицию

Какая цена должна быть обоснована

НМЦК

начальная максимальная цена контракта – предельное значение цены контракта (общая стоимость ТРУ[1]), которая устанавливается при проведении конкурентной закупки.

ЦКЕП

цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) – конкретное значение цены контракта (общая стоимость ТРУ), согласованное с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) и зафиксированное в контракте

НЦЕ

начальная сумма цен единиц ТРУ – предельное значение суммы единичных расценок ТРУ, которое устанавливается при проведении конкурентной закупки с «неопределённым» объемом в соответствии с ч.24 ст.22 Закона 44-ФЗ.

В тексте настоящей памятки под НМЦК понимается НМЦК и ЦКЕП и НЦЕ

 

Что такое обоснованиеНМЦК

Обоснование НМЦК – расчет цены + приложение справочной информации и документов (либо указание реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет)[2]

– Обоснование размещается в ЕИС «анонимно»:

  • нельзя указывать наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию. 

– Рекомендуется хранить «первоисточники» (не менее 3 лет, также как и обоснование НМЦК[3]):

  • оригиналы использованных документов, 
  • снимки экрана (“скриншот”), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования.

– В случае закупки со спецификацией (если в рамках одной закупки предполагается закупка технологически и функционально связанных товаров, работ, услуг), то НМЦК может быть рассчитана одним из двух вариантов:

  • на основании информации о цене всего объекта закупки ИЛИ
  • как сумма цен всех включенных в объект закупки ТРУ.

 

Где отражается обоснованиеНМЦК

Способ определения поставщика

Документ, содержащий обоснование НМЦК

Конкурс 

Конкурсная документация

Аукцион 

Аукционная документация 

Запрос котировок

Извещение о проведении запроса котировок

Запрос предложений

Документация о проведении запроса предложений

Закупка у ЕП (пункты 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30 – 32, 34, 35, 37 – 41, 46, 49 ч.1 ст.93)

Контракт (ч.4 ст.93)

Закупка у ЕП (пункты 1, 2, 4, 5, 7, 8, 10, 13-17, 19-21, 24-26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47, 48, 50-56 ч.1 ст.93)

Не требуется обосновывать цену (ч.4 ст.93)

 

Кто составляет обоснование НМЦК 

Контрактный управляющий или контрактная служба[4].  

Условия применения метода анализа рынка

Должны выполняться два условия в совокупности[5]:

  1. НМЦК устанавливается на основании информации о рыночных ценах идентичных ТРУ, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных ТРУ.
  2. Информация о ценах ТРУ должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Коммерческие и (или) финансовые условия поставок ТРУ  признаются сопоставимыми, если различия между такими условиями не оказывают существенного влияния на соответствующие результаты или эти различия могут быть учтены с применением соответствующих корректировок таких условий[6]

Метод анализа рынка – приоритетный, остальные применяются – только в случаях, установленных Законом 44-ФЗ[7].

 

Идентичность/однородностьТРУ

Показатель 

Идентичные 

Однородные

Товары

  1. Имеют одинаковые характерные для них основные признаки:
  • функциональные, 
  • технические, 
  • качественные, 
  • эксплуатационные характеристики
  1. Могут учитываться:
  • страна происхождения,
  • производитель. 
  1. Могут не учитываться незначительные различия во внешнем виде 
  1. Не являются идентичными.
  2. Имеют сходные характеристики.
  3. Состоят из схожих компонентов.
  4. Выполнят одни и те же функции и (или) являются коммерчески взаимозаменяемыми. 
  5. При определении однородности товаров учитываются:
  • качество товаров, 
  • репутация на рынке, 
  • страна происхождения

Работы

  1. Имеют одинаковые характерные основные признаки (качество). 
  2. Реализуются с использованием одинаковых методик, технологий, подходов.
  3. Выполняются (оказываются) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией:
  • сопоставимые характеристики подрядчика, исполнителя, 
  • сопоставимая деловая репутация на рынке.
  1. Не являются идентичными.
  2. Имеют сходные характеристики.
  3. Коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемые. 
  4. Учитываются:
  • качество работ, услуг,
  • репутация на рынке, 
  • вид работ, услуг, 
  • объем работ, услуг,
  • уникальность и коммерческая взаимозаменяемость

Услуги

Как учесть страну происхождения при определении идентичности (однородности) товаров? 

Ответа на этот вопрос Закон 44-ФЗ и Методические рекомендации не содержат, но из совокупного анализа норм закона следует, что необходимо учитывать акты о национальном режиме (ст.14 Закона 44-ФЗ), в частности акты, устанавливающие запрет на закупку иностранных товаров (ПП РФ от 21.12.2019 № 1746, ПП РФ от 16.11.2015 № 1236 и ПП РФ от 30.04.2020 № 616). Т.о. если закупаемый заказчиком товар попадает под действие указанных постановлений, то при расчете НМЦК следует принимать в расчет только российские и евразийские товары.

При сопоставлении качества товара следует учесть требования ГОСТ, ТУ, технических регламентов. Так товар, производимый по ГОСТ, и товар, производимый по ТУ, не являются идентичными, но могут являться однородными.

Не являются идентичными товары, для которых установлены различные технические условия (постановление ФАС ЗСО от 01.10.2003 N Ф04/5017-1468/А46-2003), жилье, находящееся на стадии строительства, и готовое жилье (постановление ФАС МО от 16.11.2009 N КА-А40/11844-09), новый товар и товар б\у (постановление ФАС ЗСО от 14.11.2005 N Ф04-7171/2005(15769-А27-15,  постановление ФАС ЦО от 22.01.2009 N А64-7270/07-13), грузовой автомобиль и полуприцеп (постановление ФАС СЗО от 13.02.2006 N 44-3208/2005-9), квартиры, расположенные в разных районах города, на разных этажах, имеющие различную площадь, отделку и количество комнат (постановление ФАС ПО от 19.12.2000 N А55-5935/7074/00-34).

Как учесть характеристики, квалификацию подрядчика (исполнителя)? 

Из совокупного анализа норм закона и сложившейся практики рекомендуется учесть следующее:

  • обязательные требования к участникам закупки по ст. 31 Закона 44-ФЗ,
  • наличие у подрядчиков (исполнителей) лицензий, специальных разрешений, членства в СРО, если этого требует характер закупаемых заказчиком работ, услуг,
  • отсутствие сведений о подрядчиках (исполнителях) в РНП,
  • дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с ПП 99[8], если закупка будет проводиться заказчиком с применением ПП 99,
  • коды основных видов деятельности подрядчиков (исполнителей) в соответствии с ОКВЭД2,
  • отсутствие аффилированности между лицами, предоставившими ценовые предложения для расчета НМЦК (согласно ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции”),
  • если закупка будет объявляться среди СМП и СОНО, то коммерческие предложения брать от данных субъектов,
  • если закупка будет объявляться с преференциями УИН и организациям инвалидов (ст. 28, 29 Закона 44-ФЗ), то рекомендуем запросить цены, помимо прочих лиц, и у данных организаций и учреждений,
  • поставщик (исполнитель, подрядчик) имеет в течение последних 3 лет, предшествующих определению НМЦК, опыт выполнения аналогичных контрактов, заключенных с заказчиком и (или) другими заказчиками без применения к поставщику (подрядчику, исполнителю) неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных соответствующим контрактом[9].

Например, при определении идентичности (однородности) услуг аренды недвижимости сопоставимыми являются такие условия, как наличие отдельного входа в здание и подъезда, персонального пассажирского и грузового лифта, охраны, размер площадей, месторасположение (постановление ФАС ВВО от 11.01.2006 N А43-7220/2005-30-310, ФАС ПО от 31.07.2007 N А55-16334/2006). При определении идентичности услуг охраны, необходимо учесть наличие у лиц, чьи ценовые предложения анализируются, лицензии на частную охранную деятельность. 

Нормативные акты не требуют обосновывать идентичность/ однородность ТРУ. Но сведения, которые позволят заказчику определить идентичными или однородными являются ТРУ, должны быть указаны в запросе на предоставление ценовой информации, направляемом потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю).

 

Общий алгоритм метода

1. Определить потребность в конкретном ТРУ.

2. Установить перечень необходимых требований к ТРУ, закупка которых планируется.

3. Провести исследование рынка в целях выявления имеющихся на рынке ТРУ, отвечающих требованиям заказчика.

4. Сформировать Техническое задание в соответствии с требованиями статьи 33 Закона 44-ФЗ, а также требования к условиям поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

5. Проверить наличие актов о нормировании в соответствии со ст.19 Закона 44-ФЗ. 

Если такие акты есть и в них установлена предельная цена, то необходимо рассчитать НМЦК нормативным методом и сравнить ее потом с НМЦК, рассчитанной анализом рынка.

6. Направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее 5 поставщикам (подрядчикам, исполнителям).

7. Разместить запрос о предоставлении ценовой информации в ЕИС.

Это не обязательно! Но настоятельно рекомендуем для «подстраховки» заказчика.

8. Осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками.

9. Осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации.

10. Проверить выявленные (полученные) ценовые предложения на соответствие условиям заказчика, не соответствующие – отклонить.

11. Проверить полученные ценовые предложения на наличие идентичных ТРУ, если их нет – однородных ТРУ.

12. Применить к полученным ценам корректирующие коэффициенты (при необходимости).

13. Проверить однородность полученных цен, рассчитать коэффициент вариации.

Совокупность значений, используемых в расчете, при определении НМЦК считается неоднородной, если коэффициент вариации цены превышает 33%. Если коэффициент вариации превышает 33%, целесообразно провести дополнительные исследования в целях увеличения количества ценовой информации, используемой в расчетах[10].

14. Осуществить расчет НМЦК по идентичным ТРУ (не менее 3 ценовых предложений), при их отсутствии – по однородным ТРУ, сравнить ее с НМЦК, полученной нормативным методом (если требуется).

  • В качестве НМЦК рекомендуется взять минимальное из двух полученных значений (например, если анализом рынка НМЦК составила 1 300 000 руб., а нормативным методом  – 1 200 000 руб.,  то НМЦК в закупке берем рассчитанную нормативным методом 1 200 000 руб.).
  • Рекомендуется НМЦК рассчитать как среднеарифметическое полученных ценовых предложений по формуле[11]:
Формула для расчета НМЦК
НМЦК рын – определяемая методом сопоставления рыночных цен (анализа рынка)
  • Методические рекомендации НЕ СОДЕРЖАТ ЗАПРЕТ об использовании заказчиком при расчете НМЦК предложений, содержащих минимальную цену товара (работы, услуги). Заказчик ВПРАВЕ указать цену меньшую, чем в представленном обосновании НМЦК (в том числе полученной по результатам трех коммерческих предложений), и соответствующую выделенным лимитам бюджетных обязательств[12]

15. Сформировать обоснование НМЦК.

 

Источники информации для расчета НМЦК анализом рынка[13]

Общедоступная информация о рыночных ценах ТРУ

Информация о ценах ТРУ, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Информация, полученная в результате размещения запросов цен ТРУ в ЕИС

Использовать одно ценовое предложения для расчета НМЦК нельзя[14]

Правительство РФ может ограничить перечень источников информации – см., например, распоряжение Правительства РФ от 18.09.2017 N 1995-р.

При закупках технических средств реабилитации и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р, используется только 3 источника информации:

реестр контрактов по исполненным в течение последних 3 лет контрактам на территории субъекта РФ, в котором расположен заказчик, и на территории сопредельных с местом расположения заказчика субъектов РФ

каталог ТРУ в ЕИС (при наличии информации о ценах на технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалидам)

ценовые предложения поставщиков, полученные по результатам размещения заказчиком запросов цен в ЕИС

 

Общедоступная информация о рыночных ценах ТРУ[15]

Заказчик может использовать информацию из любых нижеуказанных источников[16].

Вид информации

Комментарий 

информация о ценах ТРУ, содержащаяся в контрактах 

  • из реестра контрактов в ЕИС 
  • срок заключения контракта – в течение последних 3 лет[17]
  • контракты исполнены (закладка «исполнение завершено»)
  • по контрактам не взыскивалась неустойка

информация о ценах ТРУ, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях

обращенные к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами (ст. 437 ГК РФ).

Публичная оферта – предложение, содержащее все существенные условия договора, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется.

Можно использовать данные из интернете-магазинов, если информация (скриншоты) содержат четкие и определенные сведения о ценах на идентичные ТРУ, позволяют идентифицировать их продавцов,  в информации наряду с основной ценой должны быть отражены особые ценовые условия: розничные и оптовые цены; цены при оплате наличным и безналичным расчетом; цена при приобретении товара в кредит; цена при покупке определенного количества объема)[18].

информация о котировках на российских биржах и иностранных биржах

информация о котировках на электронных площадках

данные государственной статистической отчетности о ценах ТРУ

http://www.gks.ru/http://permstat.gks.ru/

информация о ценах ТРУ, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, муниципальными НПА, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях

Например, справочник цен в РИС Закупки ПК (для Пермского края).

 

Приказ Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 12.12.2019 N СЭД-32-01-04-154 “Об утверждении предельных цен ТРУ”.

информация о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ, или законодательством иностранных государств

Например, можно обратиться в оценочные компании и региональные торгово-промышленные палаты.

Для заказчиков Пермского края  – Пермская ТПП (центр оценки, тел. (342) 235-78-48, доб. 134, 122, www.permtpp.ru)

результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен

информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка

http://www.pinfo.ruhttps://www.argusmedia.com/https://www.fishprice.ru

иные источники информации

 

Административная ответственность за нарушения при обосновании НМЦК

Кто осуществляет контроль – органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля[19].

Например, РФ – Федеральное казначейство, Пермский край – Минфин Пермского края.

Состав административного правонарушения

Сумма адм. штрафа, руб.

Статья КоАП РФ

Несоблюдение порядка обоснования НМЦК

10 000

Ч.2 ст.7.29.3

Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок (например, в документах нет обоснования НМЦК)

3 000

Ч.4.2 ст.7.30 

[1] Товары, работы, услуги

[2] п.1.9, п.2.1 Методических рекомендаций

[3] Статьи 219 – 222, 229 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, утв. приказом Росархива от 20.12.2019  N236

[4] П.3 ч.4 ст.38 Закона 44-ФЗ

[5] Ч.2, 3 ст.22 Закона 44-ФЗ

[6] Ч.16 ст.22 Закона 44-ФЗ

[7] Ч.6 ст.22 Закона 44-ФЗ

[8] Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 “Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям”

[9] П.3.9 Методических рекомендаций

[10] П.3.20.2 Методических рекомендаций

[11] П.3.21 Методических рекомендаций

[12] Письмо  Минфина России от 16.06.2017 N 24-01-10/37713

[13] Ч.5 ст.22 Закона 44-ФЗ

[14] Письмо ФАС России от 13.07.2011 N АЦ/27041

[15] Ч.18 ст.22 Закона 44-ФЗ

[16] Письмо Минэкономразвития от 03.10.2016 N Д28и-2581, письмо Минфина от 12.12.2017 N 24-01-09/82766

[17] П.3.7.3 Методических рекомендаций

[18] Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.01.2017 N Ф01-5888/2016 по делу N А38-2169/2016

[19] П.3 ч.8 ст.99 Закона 44-ФЗ


Читайте так же


Понравилась статья?

Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить новые материалы в нашем блоге

7 thoughts on “Памятка – Расчет и обоснование НМЦК. Метод анализа рынка. Часть 1

  1. Елена Reply

    Закупка у ЕП (пункт 17 ч 1 ст 93) обязательно требуется обосновывать цену (ч.4 ст.93)

  2. ДИАНА Reply

    Благодарим Вас за полезную для работы Памятку.

  3. Галина Reply

    Работаю в бюджете есть расценки на виды работ, ремонт дорог, но составили НМЦК с учетом сопоставимых рыночных цен. Есть ли обоснование, что нужно составить Локальную Смету в расценках сметных программ.

  4. Марина Reply

    Спасибо огромное за информирование. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: можно ли взять коммерческие по аналогичной закупке, применить индекс потребительских цен и использовать для другой закупки (абсолютно такой же, только в другом периоде)?

    • МВД Reply

      согласно пункту 3.14 приказа Минэкономразвития №567, при расчете НМЦК целесообразно использовать информацию, предоставленную заказчику не более чем за 6 месяцев до даты проведения анализа рынка. Поэтому перед каждой закупкой рекомендуется собирать обновленные коммерческие предложения.

  5. Наталья Reply

    Можно ли при обосновании закупки по 44 ФЗ с единственным поставщиком указать цену по наименьшему коммерческому предложению ?

  6. Тамара Reply

    Спасибо огромное за памятку по расчету и обоснованию НМЦК.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *