Квотирование закупок по 223-ФЗ: Постановление №2013 и его реализация на практике

С 01 января 2021 года заказчики, работающие по Закону №223-ФЗ, обязаны закупать отечественные товары в размере, не менее установленной минимальной доли. Соответствующие нормы введены Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. N 2013 “О минимальной доле закупок товаров российского происхождения” (далее – ПП №2013), принятым во исполнение п.1 ч.8 ст.3 Закона №223-ФЗ.

Документ содержит коды ОКПД-2 товаров, по которым установлена обязательная квота на 2021 – 2023 годы с указанием соответствующего размера квоты. Для каждого года определен свой размер минимальной доли, но по некоторым позициям он не будет изменяться в течение этих трех лет. На данный момент в Приложение к ПП №2013 включена 251 позиция.

Необходимо заметить, что товарами российского происхождения по ПП №2013 считаются не любые товары, произведенные в РФ, а только те, информация о которых включена в Реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, или в Реестр промышленной продукции, произведенной на территории государства – члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. № 616.  Товары, включенные в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции (Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878) тоже  принимаются для выполнения установленной минимальной доли.

Соответствующие реестры размещены:

– Реестр промышленной продукции, произведенной на территории РФ (далее – РПП) – https://gisp.gov.ru/pp719v2/pub/prod/;

–  Реестр промышленной продукции, произведенной на территории государства – члена ЕАЭС, за исключением РФ (далее – РПП ЕАЭС) – https://gisp.gov.ru/pp616/pub/app_eaeu/search/;

– Единый реестр российской радиоэлектронной продукции (далее – ЕРРРП) – https://gisp.gov.ru/documents/10546664/.

Правила квотирования, установленные ПП №2013 не применяются к договорам, заключенным до 01.01.2021г. (п.4 ПП №2013) и к закупкам, которые объявлены до 01.01.2021г., но договоры по которым заключены после 01.01.2021г. (п.3 ПП №2013).

Каких закупок касается квотирование?

Непосредственно ПП №2013 не содержит ссылок на Постановление Правительства РФ от  16  сентября 2016 г. N 925 “О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами”, которое применяется только в конкурентных закупках и, следовательно, никак не ограничивает способы  определения поставщика. Таким образом, ПП №2013 применяется при любых способах закупки: и при конкурентных закупках, и при закупках у единственного поставщика. Вывод о том, что заказчики выполняют минимальную долю закупок отечественной продукции, в том числе путем осуществления конкурентных и неконкурентных закупок подтвердил Минфин РФ в письме от 15 января 2021 г. N 24-03-07/1390.

Как рассчитать минимальную долю закупок российских товаров: в стоимостном или натуральном выражении?

В ПП №2013 ничего не сказано о порядке расчета минимальной доли российских товаров. Можно предположить, по аналогии с Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 №2014, регулирующим квотирование по Закону №44-ФЗ, что расчет должен производиться в стоимостном выражении, т.е. в рублях. Ясность в данный вопрос внес Минфин в вышеуказанном письме от 15 января 2021 г. N 24-03-07/1390. В нем указано: «…минимальной долей закупок товаров от годового объема закупок по соответствующему коду ОКПД-2 является минимальное допустимое отношение стоимости товаров, поставленных в отчетном году к общему стоимостному объему товаров, поставленных в отчетном году по данному коду ОКПД-2». Таким образом, расчет минимальной доли закупок в соответствии с ПП №2013 необходимо вести в рублях. 

Как применять ПП №2013 при проведении закупок?

Полагаем, что заказчику для исполнения требований ПП №2013 следует предпринять  следующие действия:

  1. Сравнить коды ОКПД-2 товаров, планируемых к закупке, с кодами ОКПД-2 из Приложения к ПП №2013.

Необходимо учесть, что обязательная квота установлена в том числе и для товаров, которые поставляются при выполнении работ или оказании услуг (п.1 ПП №2013). Полагаем, что при определении поставляемых товаров необходимо руководствоваться подходом, выработанным в письме ФАС России от 25 июня 2020 г. N ИА/53616/20 и признанным Решением Верховного Суда РФ от 4 февраля 2021 г. N АКПИ20-959 не противоречащим действующему законодательству. Указанное письмо ФАС касается применения положений Закона №44-ФЗ, но, полагаем, что в отсутствии соответствующих разъяснений, оно может относиться и к вопросам, регулируемым Законом №223-ФЗ, в том числе, квотированию.

Итак, в соответствии с письмом ФАС России от 25 июня 2020 г. N ИА/53616/20 товар не является поставляемым, если:

– товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;

– товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

– товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).

Соответственно, если вышеуказанные условия в конкретной закупке не выполняются, товар является поставляемым при выполнении работ или оказании услуг и входит в обязательную квоту (например, оборудование, поставляемое заказчику при проведении капремонта, которое передается по товарной накладной и принимается к бухгалтерскому учету заказчика в качестве отдельного объекта учета).

  1. Выделить ОКПД-2, встречающиеся и в планируемых закупках, и в Приложении к ПП №2013. По данным товарам заказчик будет обязан выполнить минимальную долю закупок российского товара.
  2. Определить общую сумму по каждому коду ОКПД-2 из закупок, определенных в предыдущем пункте.
  3. Рассчитать минимальную долю закупок, которую необходимо будет выполнить в соответствующем году по каждому ОКПД-2. Для этого необходимо умножить долю в процентах, указанную в Приложении к ПП №2013, на сумму, которую планируется потратить на закупку по данному коду ОКПД-2 в этом году (которую определили в п.3), и сделать такой расчет для всех кодов ОКПД-2, определенных в пункте 2.
  4. Продумать возможные способы достижения установленного размера квоты, внести необходимые изменения в Положение о закупке.

Минфин России в уже цитируемом письме от 15 января 2021г. N 24-03-07/1390 указал, что минимальная доля закупок товаров российского происхождения, является обязательной и  заказчики должны учитывать необходимость ее достижения при формировании положения о закупке, применяя  конкурентные и неконкурентные способы закупки.

Для рассмотрения возможности выполнения обязательной квоты по ПП №2013 путем проведения конкурентных закупок необходимо рассмотреть вопросы:

1) Имеет ли право заказчик в извещении и документации о закупке товаров из Приложения к ПП №2013 устанавливать требование о поставке товара только российского происхождения?

Полагаем, что не имеет. В ПП №2013 нет таких указаний, оно не устанавливает ограничения для участников закупки, а только устанавливает минимальную долю товаров российского происхождения, которую обязан закупить заказчик.

2) Имеет ли право заказчик установить требование о документальном подтверждении участником закупки в составе заявки российского происхождения продукции путём предоставления информации о наличии товара в соответствующем реестре?

Минпромторг РФ в письмах от 19.03.2021 № ПГ-12-2780 и от 28.05.2021 N 43917/12 дал положительный ответ на этот вопрос, указав, что заказчик  в документации о закупке указывает требование к участнику закупки представить информацию о нахождении товара в соответствующем реестре (РПП, РПП ЕАЭС или ЕРРРП).

3) Имеет ли право заказчик отклонять заявки участников за непредоставление указанных документов?

Полагаем, что не имеет, так как ст.17 Закона №»135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает при проведении торгов действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Отклонение заявок участников, не предоставивших информацию о нахождении товара в реестре, может быть квалифицировано как нарушение ст.17 Закона №135-ФЗ.

Таким образом, на данный момент отсутствует механизм, позволяющий заказчику гарантированно выполнить обязательную долю закупок российской продукции с помощью проведения конкурентных закупок. Эта ситуация стала очевидна и для регуляторов системы закупок, в связи с чем планируются изменения в соответствующие документы. Об этом сообщил Минпромторг России в письме от 28 мая 2021 г. N 43917/12: «…в настоящее время проводится работа по оптимизации и гармонизации положений постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 “О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами” с положениями постановления N 2013, регулирующими порядок подтверждения страны происхождения товара для целей достижения заказчиками минимальной доли закупок товаров российского происхождения».

В соответствии с указанными выше выводами, полагаем, что основным механизмом выполнения обязательной квоты российских товаров, установленной ПП №2013, является проведение закупок у единственного поставщика. Закон №223-ФЗ позволяет заказчикам самостоятельно определить основания проведения закупок у единственного поставщика, но обязывает указать их в положении о закупке. Поэтому, в положении о закупке необходимо предусмотреть новое основание для заключения договоров с единственным поставщиком – закупка товара, включенного в Приложение к ПП №2013.

Кроме того, в Положении закупке можно предусмотреть возможность замены поставляемого товара на товар, включенный в один из реестров. Это может быть полезно  в случае, если нужный товар был внесен в один из реестров уже после объявления закупки товара с ОКПД-2, включенным в Приложение к ПП №2013.

Нужно ли выделять в отдельные закупки товары, подпадающие под квотирование?

Такого требования в ПП №2013 нет, но мы видим целесообразность такого разделения с точки зрения упрощения процесса выделения товаров, закупаемых в соответствии с ПП №2013, из общей массы закупок для расчета выполнения квоты.

  1. Контролировать выполнение минимальной доли в течение отчетного года.

Для того чтобы контролировать выполнение минимальной доли отечественных закупок, заказчикам необходимо вести внутренний учет поставок товара по ПП №2013. Полагаем что в расчет выполнения квоты должны приниматься суммы приемки и оплаты товаров российского происхождения, информация о которых включена в реестр договоров в отчетном году. Данный вывод подтверждается нормами Постановления Правительства РФ от 27 мая 2021 г. N 814, касающимися содержания ежемесячной отчетности.

Как отчитаться по квотированию в соответствии с ПП №2013?

В настоящее время требований о формировании отчетности о выполнении минимальной доли закупок российских товаров по ПП №2013 нет.

Однако с 01 октября 2021 года вступает в силу п.1 Изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства
РФ от 27 мая 2021 г. №814. Он дополняет  Положение о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утвержденное постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. N 908 новым приложением «Сведения о договорах, заключенных в 20__ г. по результатам закупок товаров, работ, услуг». Данное приложение является новым ежемесячным отчетом, который необходимо будет размещать заказчикам по Закону №223-ФЗ. Исходя из структуры отчета, в него включаются:  

– информация о заказчике;

– сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг

– сведения о закупках товаров российского происхождения, в том числе товаров, поставленных при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг

– сведения о закупках товаров российского происхождения, в том числе товаров, поставленных при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг за 20__ год.

Есть ли штрафы за невыполнение квоты?

Прямой ответственности нет и, полагаем, что она не может быть установлена, так как причины не выполнения квоты не всегда зависят от заказчика. Например, заказчик в отчетном году не закупал квотируемые товары у единственного поставщика, а закупал исключительно через проведение  конкурентных закупок, которые выигрывали поставщики с иностранным товаром.

Но это не значит, что ПП №2013 не нужно применять. По имеющейся информации, крупным заказчикам, в первую очередь хозяйственным обществам с долей государственного участия более 50% уже направлены директивы с требованием исполнять ПП №2013. Возможно, такие указания будут направлены и в адрес государственных компаний и государственных корпораций.

Административная практика по ПП №2013

Материалы административной практики по ПП №2013, которые доступны на данный момент, касаются неверного толкования заказчиками его норм, но, чаще всего, не относятся непосредственно к  выполнению установленной ПП №2013 обязательной доли закупок российских товаров. Полагаем, что такие материалы появятся в 2022 году по результатам выполнения обязательной квоты за 2021 год.

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 25 марта 2021 г. N 065/07/3-168/2021по Сахалинской области от 25 марта 2021 г. N 065/07/3-168/2021

Заказчик проводил закупку бульдозеров и составил техническое задание таким образом, что по техническим характеристикам документации о закупке соответствовал только один товар единственного китайского производителя. Комиссия УФАС установила, что минимальная доля   закупок бульдозеров (ОКПД 28.92.21) российского происхождения по ПП №2013 в 2021 году составляет 90 процентов. Соответственно доля закупки соответствующего товара иностранного происхождения должна составлять не более 10 % от общества количества данного товара. В соответствии с планом закупок заказчика, размещенным в Единой информационной системе в сфере закупок, приобретение бульдозеров в 2021 году, за исключением оспариваемой закупки заказчиком не планируется. Комиссия УФАС признала заказчика нарушившим в т.ч. п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона №223-ФЗ и выдала заказчику предписание по устранению выявленных нарушений.

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха   (Якутия) от 19 февраля 2021 г. N 014/07/3-192/2021

Заказчик закупал фронтальный погрузчик, под требуемые технические характеристики из документации о закупке подходил только один товар единственного китайского производителя. Участник пожаловался на ограничение конкуренции заказчиком, выразившееся в намеренном ограничении  участников закупки, лишении  их возможности предложить погрузчики других производителей с аналогичными характеристиками. Участник указывал также на нарушение заказчиком ПП №2013, так как согласно прилагаемому перечню к данному постановлению, доля закупаемых фронтальных погрузчиков в 2021 г. должна быть не менее 50% (п. 161), а согласно плана закупки товаров, работ услуг заказчика, данное требование не соблюдается.  Комиссия Якутского УФАС рассмотрев дело, приняла сторону заказчика и указала, что заказчик действовал в соответствии с Законом №223-ФЗ и своим положением о закупке. Минимальная доля закупок российских товаров по ПП №2013 устанавливается в процентном отношении к объему закупок товаров соответствующего вида, осуществленных Заказчиком в отчетном году и вступает в силу с 01 января 2021 г. Согласно положениям ПП №2013 на дату подачи жалобы не определен годовой объем закупок товаров соответствующего вида, осуществленных Заказчиком в отчетном 2021 году, так как отчетный период не истек.

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 апреля 2021 г. N 077/07/00-5225/2021).

В данном решении рассмотрена ситуация, возникшая при закупке осветительного оборудования, включенного в ЕРРРП. Участник закупки пожаловался, что заказчик не установил в документации ограничение по Постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 и условия об отклонении всех заявок, содержащих предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, происходящей из иностранных государств. УФАС признало жалобу необоснованной, отметив: «При проведении конкурентных закупок в соответствии с нормами Закона о закупках, спорное постановление (имеется в виду ПП №878) используется заказчиком в целях определения минимальной доли закупок товаров российского происхождения (постановление Правительства Российской Федерации от 03.01.2020 N 2013 “О минимальной доле закупок товаров российского происхождения”), при этом ограничения на участников закупки не накладываются, за исключением обязательного требования ко всем конкурентным процедурам, а именно декларации участником закупки в заявке наименования страны происхождения согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 “О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами”.


Рекомендуем вам посмотреть вебинар «Правила национального режима: запреты, ограничения, условия допуска»


Читайте также

Понравилась статья?

Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить новые материалы в нашем блоге

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии