Федеральный закон № 44-ФЗ регулирует все этапы проведения закупок и определяет круг обязанностей для ее участников. Статья  107 закона предусматривает ответственность за нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.

Какая предусмотрена ответственность за нарушения в сфере закупок?

  • дисциплинарная
  • гражданско-правовая
  • административная
  • уголовная

Кто платит штрафы по 44-ФЗ?

Основной объект – должностное лицо заказчика. Также привлекаются к ответственности члены комиссии по осуществлению закупок, оператор электронной площадки, контрактная служба, контрактный управляющий.

За что предусмотрены штрафы для заказчика?

  • штрафы за неисполнение контракта по 44-ФЗ
  • штрафы за ненадлежащее исполнение контракта по 44-ФЗ
  • за нарушение сроков размещения и не размещение информации в ЕИС
  • за нарушение порядка заключения, изменения контракта, ведения реестра контрактов

Административные штрафы по 44-ФЗ заказчикам с 2016 года:

Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях в сфере государственных закупок. Срок давности привлечения к ответственности составляет 1 год со дня совершения правонарушения. Если в ходе проверки контрольный орган выявит нарушение законодательства, то может возбудить дело об административном правонарушении в соответствии с Коап. Основное наказание за такое правонарушение – это административный штраф. Административная ответственность по 44-ФЗ  и 223-ФЗ прописана в Коап. Постановление Правительства от 25 ноября 2013 г. N 1063 разъясняет правила определения размера штрафов.

Как получить бесплатные материалы о штрафах?

Наша компания разрабатывает программу для госзаказчиков, в которой работают же более 4500 специалистов. Несколько раз в месяц мы проводим бесплатные вебинары для наших клиентов, создаем презентации и таблицы с разъяснениями. Таким образом, появилась база полезной информации, которой с радостью поделимся.

Материалы помогут Вам не допускать ошибок в сфере госзакупок и не получить штрафы. Заполните форму ниже и получите:

  • обзор судебной практики в сфере национального режима;
  • записи вебинаров по теме «Национальный режим».

Чтобы получить эту информацию, а также получать полезные материалы по 44-ФЗ и системе госзакупок каждые две недели, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Как избежать штрафов при осуществлении закупок?

Подавляющее большинство штрафов в госзакупках вызвано человеческим фактором. В условиях высокой загруженности крайне велик риск о чем-то забыть, пропустить нужный срок, превысить доступный лимит, не отметить нужные преференции и т.д.

К счастью, для госзаказчиков существуют программные продукты, предотвращающие ошибки и штрафы. Один из таких продуктов — программа «Эконом-Эксперт».

При ведении закупок через «Эконом-Эксперт» вся вносимая информация при планировании, проведении, и исполнении закупок будет проверяться на соответствие ограничениям и постановлениям (2019-р, 656, 349 и т.д.). Трудоемкие расчеты (например, НМЦК и сроки конкурентных процедур) будут формироваться автоматически, а нужные отчеты можно будет сделать нажатием одной кнопки. Вся информация после проверок будет выгружаться из «Эконом-Эксперт» на ЕИС.

Пример проверки закупки при планировании в «Эконом-Эксперт».

Проверка закупки на ошибки

Как можно проверить свои закупки на ошибки?

Можно проверить свои закупки на ошибки автоматически при помощи бесплатной демо-версии «Эконом-Эксперт». После установки программы вы сможете загрузить в нее информацию, размещенную по вашей организации в ЕИС, и нажатием одной кнопки проверить все закупки на наличие ошибок по постановлениям, срокам, ограничениям по закупкам у единственного поставщика и закупкам малого объема.

Пример проверки ПГ на ошибки в «Эконом-Эксперт».

Проверка плана-графика на ошибки

Таблица административных штрафов за нарушение законодательства в сфере закупок

№ п/п Вид нарушения Статья КоАП Размер штрафа, руб.
Неправильный выбор способа

определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

1. Принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований ФЗ-44 Часть 1 статьи 7.29. 30 000
2. Выбор иного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона Часть 2 статьи 7.29. 50 000
3. Принятие решения о проведении конкурса с ограниченным участием, закрытого конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса в случаях, не предусмотренных ФЗ-44

 

Нарушение порядка и сроков направления в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок информации и документов для согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

 

 

Часть 2.1 статьи 7.29. 50 000

 

Нарушение порядка осуществления закупок *
4. Нарушение сроков размещения в единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ-44 при проведении конкурса, аукциона, не более чем на два рабочих дня Часть 1 статьи 7.30. Должностные лица -5 000

Юридические лица — 15 000

5. Нарушение сроков размещения в единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ-44 при проведении конкурса, аукциона, более чем на два рабочих дня Часть 1.1 статьи 7.30. Должностные лица -30 000

Юридические лица — 100 000

6. Нарушение сроков размещения в единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ-44 при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), не более чем на один рабочий день Часть 1.2 статьи 7.30. Должностные лица -3 000

Юридические лица — 10 000

7. Нарушение сроков размещения в единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ-44 при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), более чем на один рабочий день Часть 1.3 статьи 7.30. Должностные лица -15 000

Юридические лица — 50 000

8. Размещение информации с нарушением требований ФЗ-44

 

Нарушение порядка:

·         предоставления конкурсной документации или документации об аукционе

·         разъяснения положений конкурсной документации или документации об аукционе,

·         приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений

Часть 1.4 статьи 7.30. Должностные лица -15 000

Юридические лица — 50 000

9. По основаниям, не предусмотренным ФЗ-44

·      отклонение заявки на участие в конкурсе,

·      отказ в допуске к участию в аукционе,

·      признание заявки на участие в закупке не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе,

·      отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе

 

В случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями ФЗ-44:

·      признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации,

·      признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе,

 

Нарушение порядка:

·      вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов,

·      рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией

 

Часть 2 статьи 7.30. 1% от начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5 000 и не более 30 000
10. Нарушение требований к содержанию протокола, составленного в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Часть 2.1 статьи 7.30. 10 000
11. Неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с ФЗ-44 Часть 3 статьи 7.30. Должностные лица -50 000

Юридические лица — 500 000

12. Установление не предусмотренных ФЗ-44:

·      порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений участников закупки,

·      требований к участникам закупки,

·      требований к размеру обеспечения заявок на участие,

·      требований к размеру и способам обеспечения исполнения контракта,

·      требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных ФЗ-44 информации и документов

Часть 4 статьи 7.30. 1% от начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5 000 и не более 30 000
13. Включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ-44

 

Включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой

Часть 4.1 статьи 7.30. 1% от начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 10 000 и не более 50 000
14. Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Часть 4.2 статьи 7.30. Должностные лица –

3 000

15. Отклонение заявки на участие в запросе котировок, отказ в допуске к участию в запросе предложений участнику закупки по основаниям, не предусмотренным законодательством

 

Признание заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений, окончательного предложения соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений в случае, если участнику закупки, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросе в соответствии с требованиями законодательства

 

Нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, запросе предложений, с окончательными предложениями и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям

 

Нарушение порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений, окончательных предложений, установленного документацией о проведении запроса предложений

Часть 6 статьи 7.30. 5% от начальной (максимальной) цены контракта, но не более 30 000
16. Признание победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований законодательства Часть 7 статьи 7.30. Должностные лица –

50 000

17.  

Сокращение сроков подачи заявок в случаях не предусмотренных ФЗ-44

 

Нарушение порядка и сроков отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

 

Часть 8 статьи 7.30. Должностные лица –

30 000

18.** Осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного ФЗ-44 Часть 11 статьи 7.30. Должностные лица –

50 000

19. Нарушение сроков для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, не более чем на два рабочих дня Часть 13 статьи 7.30. Должностные лица –

3 000

20. Нарушение сроков для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, более чем на два рабочих дня Часть 14 статьи 7.30.

Должностные лица –

30 000

 

Примечания:

 

*- До ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок административная ответственность, предусмотренная статьей 7.30, применяется в случае нарушения сроков размещения информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

 

**- Временем совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 7.30, является дата окончания календарного года.

 

Нарушение порядка ведения

реестра контрактов, реестра недобросовестных поставщиков

21. Включение заведомо недостоверной информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Часть 1 статьи 7.31. Должностные лица –

50 000

22. Ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

 

Непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такой реестр контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с ФЗ-44

Часть 2 статьи 7.31. Должностные лица –

20 000

Нарушение сроков возврата обеспечения заявок

 

23. Нарушение порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), не более чем на три рабочих дня Часть 1 статьи 7.31.1. Должностные лица -5 000

Юридические лица — 30 000

24. Нарушение порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), более чем на три рабочих дня Часть 2 статьи 7.31.1. Должностные лица -15 000

Юридические лица — 90 000

Нарушение порядка при заключении, исполнении и изменении контрактов
25. Заключение контракта с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым заключается контракт Часть 1 статьи 7.32. Должностные лица -1% от начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5 000 и не более 30 000

 

Юридические лица — 1% от начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 50 000 и не более 300 000

26. Заключение контракта с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым заключается контракт, если такое нарушение привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг Часть 2 статьи 7.32. Двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения
27. Нарушение сроков заключения контракта или уклонение от заключения контракта Часть 3 статьи 7.32. Должностные лица -50 000

 

28. Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена ФЗ-44 Часть 4 статьи 7.32. Должностные лица -20 000

Юридические лица — 200 000

29. Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена ФЗ-44 и такое изменение привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг Часть 5 статьи 7.32. Двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения
30. Нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта Часть 6 статьи 7.32. Должностные лица -50 000

Юридические лица — 200 000

Нарушения в сфере энергоснабжения и повышения энергетической эффективности
31. Осуществление закупок товаров, работ, услуг не соответствующих требованиям их энергетической эффективности Часть 11 статьи 9.16 Должностные лица -30 000

Юридические лица — 100 000

Невыполнение в срок законного предписания
32. Невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок Часть 7 статьи 19.5 Должностное лицо заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, член комиссии

-50 000

Юридические лица — 500 000

Нарушение порядка и сроков предоставления информации

в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок

33.  

Непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с ФЗ-44, либо представление заведомо недостоверной информации и документов

 

Статья 19.7.2. Должностные лица -15 000

Юридические лица — 100 000

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 — 7.32, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно  проекта  ФЗ «О внесении изменений в КоАП»[1] вводятся следующие составы правонарушений для государственных заказчиков:

№ п.п. Нарушение Размер штрафа, руб.
1. Составление и утверждение плана закупок, плана-графика в нарушение требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок От 20 000 до

30 000

2. Несоблюдение установленных законодательством РФ о контрактной системе порядка и формы обоснования закупок 10 000
3. Размещение в ЕИС извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика закрытым способом в  случае, если информация о такой закупке не включена в план-график 30 000

[1] Принят в первом чтении 16 октября 2015 года Государственной Думой РФ.

Записаться на бесплатную демонстрацию программы «Эконом-Эксперт»:

Записаться на демонстрацию

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: