Запрос коммерческого предложения

Для получения актуальной информации о ценовых предложениях на ТРУ и расчета цены контракта/договора, заказчики 44-ФЗ [1] и 223-ФЗ [2] используют различные источники. Один из них  – запрос коммерческих предложений (КП).

Цель запроса – получить официальные данные от максимально возможного количества поставщиков (подрядчиков, исполнителей)(ППИ) для определения самой лучшей цены в будущей сделке.

Подобрать закупочную позицию

Законодательные основы запроса коммерческого предложения

Закон 44-ФЗ и подзаконные НПА четко регламентируют правила оформления и направления запроса КП. Закон 223-ФЗ требует от заказчика установить правила самостоятельно в Положении о закупке. Особенности законодательного регулирования запроса КП представлены в таблице:

44-ФЗ

223-ФЗ

ч. 5,18 ст. 22

– для метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) к источнику сведений о ценах относят – запрос КП, запрос о ценах в ЕИС (структура запросов одинакова).

ч.20 ст. 22

Приказ Минэкономразвития РФ от N 567 [3]

– устанавливает рекомендуемую структуру запроса (содержание и форма);

– устанавливает рекомендации по направлению запросов на предоставление данных о ценах не менее пяти ППИ с опытом поставки закупаемых ТРУ.

ч.2 ст.2

обязывает заказчика при разработке Положения о закупке регламентировать требования по определению и обоснованию цены договора самостоятельно;

– устанавливает право заказчика самостоятельно определять структура запроса (содержание и форма).

Запрос КП в 44-ФЗ регламентирован: соблюдаем содержание и форму.

Структура запроса КП по 223-ФЗ не определена, но при составлении можно пользоваться схемой запроса по 44-ФЗ.

Шаблон КП, который будет предоставляться по запросу,

разрабатывает участник.

Структура и содержание запроса коммерческого предложения

Содержание письменного запроса КП определено ч. 3.10 Приказа Минэкономразвития РФ от N 567. В него включается:

подробное описание закупаемого товара, работы, услуги, включая: единицу измерения, количество (объем) ТРУ;

сведения, необходимые, чтобы определить, являются ли ТРУ, предлагаемые ППИ, идентичными либо однородными;

основные условия контракта, в том числе, порядок поставки товара, на выполнение работ, на оказание услуг, ориентировочные сроки проведения закупки и оплаты, будет ли требоваться обеспечение и в каком размере, нужен ли гарантийный срок ТРУ и объем гарантий качества;

сроки на предоставление ответа;

оговорка о том, что процесс сбора данных о ценах не создает каких-либо обязательств у заказчика;

– условие о том, что из ответа заказчику необходимо точно установить цены единицы ТРУ и общую стоимость товаров, работ, услуг на перечисленных условиях, срок действия цены, ее расчет.

Кроме того, при оформлении запроса заказчик указывает: полное наименование организации – заказчика, которая запрашивает КП, реквизиты организации: адреса (почтовый и юридический), телефоны, email, другие данные (при необходимости), Ф.И.О., должность ответственного сотрудника, его подпись и контакты для обратной связи.

Шаблоны и образцы запроса коммерческого предложения

Заказчики самостоятельно разрабатывают образцы для направления запросов КП. Например, образец запроса коммерческих предложений может быть таким:

Если запрашиваемая цена необходима для проведения закупки, в которой будут действовать запреты/ограничения/условия допуска иностранной продукции, то нужно знать о следующих особенностях:

Запрос КП для реализации национального режима по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Заказчику рекомендуется:

Участнику рекомендуется:

– дать ссылку на НПА (механизм импортозамещения);

– указать на необходимость при подаче КП информации (при наличии) о рыночных ценах ТРУ, происходящих из государств членов ЕАЭС, включенных в соответствующие реестры ГИСП (с указанием реестровых номеров).

– при подготовке и направлении КП, дать информацию (при наличии) о цене на продукцию, происходящую из государств членов ЕАЭС, включенную в соответствующие реестры ГИСП (с указанием реестровых номеров).

Квотирование

В соответствии с Письмом Минфина России N 24-06-06/71841[4], при определении НМЦК для цели достижения минимальной доли закупок с учетом особенностей, установленных Постановлением N 2014 [5] (аналогично Постановление N 2013 [6]):

при обосновании методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик направляет запрос цены поставщикам из ГИСП.

Как правильно отправить запрос коммерческого предложения

Для определения адресата направления запроса, заказчик изучает общедоступные базы данных, реестры контрактов/договоров в ЕИС, реестры ГИСП (при применении национального режима в сере закупок). После определения круга ППИ для рассылки, устанавливается способ отправки информации: факс, электронная почта либо иной способ.

Персональный запрос КП направляется конкретному ППИ. При отсутствии или недостатке цен заказчик может направить общедоступный запрос в ЕИС через личный кабинет.

В случае направления запроса необходимо учитывать п. 3.9 Приказа Минэкономразвития РФ от N 567:

– запрос предлагается адресовать тем ППИ, которые в течение последних трех лет до определения НМЦК, обладали опытом выполнения сходных контрактов и выполнили свои обязательства без применения к ним неустоек;

– если ППИ найдено более пяти, то цены рекомендуется запрашивать у не менее чем пяти ППИ, выполнявших контракты за последние три года до определения НМЦК.

КП может быть направлено заказчику в электронном виде, на электронную почту в отсканированном виде или по факсу (Письмо Минфина № 24-01-08/13316[7]).

Анализ и сравнение коммерческих предложений

Заказчик анализирует и сравнивает поступившие предложения.

Если предложения не соответствуют установленным требованиям и условиям закупки, в том числе, не имеют все необходимые для принятия решения сведения (не совпадают характеристики, количественные показатели закупки, единица измерения, срок доставки и тд.), КП не может применяться для определения и обоснования цены.

Если условия проведения закупки предусматривают установление требований по соответствию ППИ (о наличии лицензии, членстве СРО и т.д.), то необходимо принимать и рассматривать предложения только соответствующих участников рынка.

Часто допускаемые ошибки при запросе коммерческого предложения

Повторяющиеся проблемы при подготовке и направлении запроса:

– отсутствует регистрация направленных запросов КП;

– не соблюдаются требования к содержанию или форме запроса КП;

– неверный подбор информации о стоимости в расчете (КП с истекшим сроком действия, использование КП, которые поступили от аффилированных лиц, использование КП неидентичных ТРУ, отсутствие в деле о закупке КП – «первоисточника» и т.д).

Чтобы избежать ошибки, важно соблюдать закон и учитывать основное правило: максимально подробно описывать объект закупки, перечень данных для установления идентичности либо однородности ТРУ, условия исполнения контракта.

Важно!! Если у заказчика, на этапе обоснования цены, меняются условия проведения закупки или требования к объекту закупки, необходимо заново провести запрос, для актуализации информации.

Как действовать после получения коммерческого предложения

После получения КП заказчик осуществляет сверку предложений с требованиями и условиями закупки.

В соответствии с п. 3.13 Приказа Минэкономразвития РФ от N 567 не стоит использовать для расчета НМЦК ценовую информацию:

– от лиц, данные о которых включены в РНП;

– от анонимных источников;

– из документов, не соответствующих требованиям заказчика к их содержанию;

– без расчета цен либо информации о стоимости ТРУ.

Если КП будет применяться для расчета цены, документ регистрируется в соответствии с правилами делопроизводства и хранится не менее шести лет с момента начала закупки с отметкой о дате и времени его формирования.

Юридические аспекты и ответственность при запросе коммерческого предложения

При подготовке запроса ценовых предложений по 44-ФЗ, необходимо придерживаться норм закона и рекомендаций Минэкономразвития России или Положения о закупке, если запрос формируется по 223-ФЗ.

Любое несоблюдение требований, в том числе, неверно составленный, направленный, принятый к рассмотрению несоответствующий законодательству запрос (без всех необходимых сведений и условий закупки, направленный несоответствующему ППИ), приведет к получению некорректной информации. В результате проверок, это может квалифицироваться контролерами, как нарушение в части определения, обоснования цены контракта.

Советы по улучшению эффективности запроса коммерческого предложения

Для получения выгодных и актуальных предложений от ППИ необходимо:

– изучить публичную информацию о ценах нескольких ППИ, которые осуществляют деятельность на рынке ТРУ, являющихся предметом контракта;

– проверить информацию на идентичность/однородность (при определении признаков идентичности и однородности);

– направить запросы не менее чем пяти ППИ (КП запрашивать у опытных участников);

– направить запросы ППИ, которые последние три года выполняли аналогичные контракты без неустойки.

Использование программного обеспечения для запроса коммерческих предложений

Процесс автоматизации подготовки и направления запроса КП, как и процесс автоматизации подбора КП, возможен при подключении сервисов соответствующего программного продукта.

Сервис запроса КП в программе «Эконом-Эксперт» позволяет быстро найти контрагента, поставляющего нужный товар и получить КП для закупки. При этом возможно:

– задать регион поиска,

– запросить КП только у поставщиков – СМП (СОНО),

– найти поставщиков, поставлявших товары или услуги из РФ/ЕАЭС,

– поставщиков, исполнявших в течение последних 3 лет контракты без применения неустоек;

– создать запрос на КП и отправить его выбранным ППИ письмом по email;

– просмотреть исполненные контракты выбранного контрагента.

В результате заказчик экономит время, расширяет круг поиска и подбора ППИ с возможностью получения и использования актуальной информации. Упрощается работа по сбору ценовой информации, выбор поставщика, и, как итог, повышается эффективность закупки.

Кейсы и примеры успешных запросов коммерческого предложения

Запрос на КП и сам ответ на запрос являются документами официальной переписки. Исходя из этого, важную роль играет грамотность и полнота составления запроса, понятность описания потребности заказчика, включая каждый аспект содержания документа (причина направления запроса, ТРУ, которые интересуют заказчика, условия закупки).

Чтобы результат переписки был максимально продуктивным, необходимо изначально проработать все необходимые условия и пожелания.

Вопросы и ответы по запросу коммерческого предложения

Рассмотрим наиболее частые вопросы, касающиеся запросов КП.

Каков срок действия КП?

44-ФЗ срок не устанавливает.

НО! Если с момента обоснования НМЦК по КП, прошло больше 6 месяцев, данные о ценах рекомендуется приводить к актуальному уровню с помощью специального коэффициента.

Является ли обязанностью размещение запроса о ценах в ЕИС?

Нет, не является. Рекомендация: разместите запрос, если отсутствуют КП или их недостаточно (1 КП).

Устанавливает ли 44-ФЗ обязательные требования к содержанию запроса?

Нет. Запрос КП проводится на основании ч. 6 ст. 22.

НО! Органы финансового контроля придерживаются требований Методических рекомендаций.

Необходима ли печать на КП?

Нет. 44-ФЗ не устанавливает такое требование, но на практике заказчик может запросить КП на фирменном бланке участника (указав наличие печати).

Заключение и следующие шаги после запроса коммерческого предложения

После направления запроса и получения информации от ППИ, необходимо учитывать, что направленное КП не влечет обязательств по заключению контракта/договора, но может быть использовано заказчиком в качестве документа – «первоисточника».

В этом случае к КП применяется общий алгоритм для расчета цены:

– корректировка ценовой информации (при необходимости);

– определение однородности цен и расчет по формуле.

Важно помнить, что запрос КП напрямую связан с вопросом эффективного, оптимального расходование бюджетных средств, а также надлежащего удовлетворения потребностей заказчика. Следовательно, проверочные мероприятия, проводимые органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, могут выявить ошибки и зафиксировать нарушения, в том числе при работе с источником на ценовое предложение.

О правилах расчета НМЦК и наиболее распространенных нарушениях при их выполнении можно прочитать в статье НМЦК что это такое в госзакупках


[1] Федеральный закон от 05.04.2013г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – N 44-ФЗ)

[2] Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ (далее по тексту – N 223-ФЗ)

[3] Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» (далее по тексту – Приказ Минфина N 567)

[4] Письмо Минфина России от 1 августа 2023 г. N 24-06-06/71841 «О рассмотрении обращения» (далее по тексту Письмо Минфина России N 24-06-06/71841).

[5] Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком» (далее по тексту – Постановление N 2014)

[6] Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 N 2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения» (далее по тексту – Постановление N 2013)

[7] Письмо Минфина России от 25.02.2020 № 24-01-08/13316 «О ценовой информации, используемой в целях определения (обоснования) НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)» (далее по тексту – Письмо Минфина N24-01-08/13316)



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *