Закрываем контракты на коммунальные услуги в ЕИС

Многие заказчики закупают коммунальные услуги и прочие услуги по содержанию имущества, например, услуги энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, обращения с твердыми коммунальными отходами, водоснабжения и водоотведения. Для таких закупок Законом 44-ФЗ предусмотрена упрощенная процедура – закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29 ч.1 ст.93 Закона 44-ФЗ в зависимости от вида услуг и вида объекта, на котором такие слуги оказываются. 

Но как показывает практика, многие заказчики выбирают более простой путь. И заключают контракты стоимостью не более 600 тыс. руб. как «мелкие закупки» по пунктам 4, 5 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ. Это отнюдь не запрещено законом, выбор подходящего основания для заключения контракта с единственным исполнителем остается правом заказчика. Как отмечает Минфин России в своем письме от 21.06.2017 N 24-05-07/38889 «… положения пунктов 4 и 5 указанной части не содержат ограничений по номенклатуре закупаемых товаров, работ, услуг. При этом наличие специальных норм в пунктах 1, 8 и 29 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ не возлагает на заказчика обязанность осуществлять закупки товаров, работ, услуг, предусмотренных данными нормами, исключительно в соответствии с указанными пунктами…».

На первый взгляд, это значительно упрощает жизнь, т.к. для «мелких» контрактов не требуется заносить сведения в реестр контрактов в ЕИС, но с другой стороны есть два больших минуса такого варианта.

Во-первых, годовой лимит таких закупок ограничен и лучше его оставить на срочные нужды.

Во-вторых, заключая контракт не по специальным пунктам, заказчик лишает себя возможности неограниченного внесения изменений в контракты на коммунальные услуги. Так, с 1 июля 2019 года часть 1 ст.95 Закона 44-ФЗ дополнили пунктом 10, который разрешает в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч.1 ст.93 закона, менять в ходе исполнения контракта любые существенные условия контракта. Т.е. определяющим является именно основание ст. 93, по которому заключен контракт, а не вид услуг. 

Перед тем, как перейти к вопросу о «закрытии» контрактов на коммунальные услуги, стоит обратить внимание на стандартную ошибку, которую допускают очень многие заказчики. Любой контракт требует указания единицы измерения закупаемых товаров, работ, услуг, и наиболее легко указать в качестве единицы измерения «условную единицу». Согласно Реестру контрактов в ЕИС так заказчиками закупаются и услуги водоснабжения, теплоснабжения, энергоснабжения и пр. Вместе с тем, такой вариант не соответствует специфике заключаемых договоров. 

При определении в контракте единицы измерения заказчик должен использовать Каталог товаров, работ, услуг в ЕИС, но только в случае, если для соответствующих услуг в каталог включена позиция и она уже является обязательной для применения (п.4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145):

 

Код КТРУ

Код ОКПД2

Наименование услуги

Единица измерения

Дата начала обязательного применения

35.30.10.000-00000004

35.30.1: Пар и горячая вода; услуги по снабжению паром и горячей водой

Услуги по отоплению

Гигакалория

01.03.2019

35.30.12.130-00000001

35.30.12.130: Услуги по транспортированию горячей воды

Услуги по горячему водоснабжению

Кубический метр

01.03.2019

36.00.20.130-00000001

36.00.20.130: Услуги по транспортированию и распределению воды по водопроводам

Услуги по холодному водоснабжению

Кубический метр

01.03.2019

38.11.11.000-00000001

 

38.11.11.000: Услуги по сбору неопасных отходов городского хозяйства, пригодных для повторного использования

Услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами

Тонна;^метрическая тонна (1000 кг)

01.03.2019

38.11.11.000-00000008

Кубический метр

35.11.10.000-00000001

35.11.1: Электроэнергия

Электроэнергия

Киловатт

01.01.2022

35.12.10.000-00000001

35.12.1: Услуги по передаче электроэнергии и технологическому присоединению к распределительным электросетям

Услуги по передаче электроэнергии и технологическому присоединению к распределительным электросетям

Киловатт-час

01.01.2022

35.12.10.000-00000002

Штука 

35.12.10.000-00000003

Условная единица

35.23.10.000-00000001 

35.23.1: Услуги по торговле газом, подаваемым по трубопроводам

Услуги по торговле газом, подаваемым по трубопроводам

Кубический метр

01.01.2022

35.23.10.000-00000002

 

Условная единица

Что делать, если для услуги в каталоге еще нет позиции или, наоборот, указано несколько позиций с разными единицами измерения?

Можем рекомендовать пользоваться универсальным правилом – «за что платим, то и есть единица измерения». Например, при закупке услуг аренды помещений заказчик может платить за кв. м., а может за час/сутки/месяц/год. Это и будет единицей измерения услуги. 

При ежемесячном занесении сведений об исполнении контракта в Реестр контрактов заказчик должен занести, в том числе, сведения об объёме оказанной услуге и ее единице измерения (п/п «к» п.2 Правил ведения реестра контрактов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084). Так, например, получая услуги по холодному водоснабжению, заказчик платит не за условные единицы (по 1/12 от условной единицы в месяц), а за фактический объём использованной воды по данным приборов учета (куб. м.).

В другом случае, закупая, например, услуги по технологическому присоединению к распределительным электросетям, использование единицы измерения «условная единица» может быть обоснованно в случае, если оплата за услуги осуществляется разово за весь предусмотренный контрактом объём.

Учитывая, что большинство коммунальных услуг предусматривают фиксацию ежемесячного фактического объёма услуг или приборами учета или в актах оказанных услуг, как же правильно в конце года «закрывать»  такие контракты? Разберем встречающиеся на практике варианты.

  1. Если контракт заключен заказчиком по специальным основаниям закупки у единственного поставщика (пункты 1, 8, 22, 23, 29 ч.1 ст.93 Закона 44-ФЗ).

Это наилучший вариант, т.к. заказчик может воспользоваться п.10 ч.1 ст.95 Закона 44-ФЗ, и дополнительным соглашением изменить любые условия контракта (см., например, письма Минфина России от 28.07.2020 N 24-03-08/65798, от 01.10.2020 N 24-03-08/86086). Такая возможность распространяется, в том числе на контракты, заключенные до 1 июля 2019 г. (п/п «а» п. 64 ст. 1 Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ, письмо Минфина России от 19.12.2019 N 24-03-07/99602).

Так, если плановые объемы услуг не были полностью выполнены или, наоборот, заказчику не хватило установленных контрактом объёмов, заказчик может скорректировать объём услуг и, соответственно, цену контракта на любой нужный ему размер – хоть на 10 %, хоть на 100 %. Но, обратите внимание, что контракты  должны оплачиваться в пределах доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств (п.2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ).

В этом случае сначала в реестр контрактов заносятся сведения об изменении контракта (указываются новые объёмы и цена), а потом сведения об исполнении контракта.

2) Если контракт заключен как «мелкие» закупки по пунктам 4 или 5 ч.1 ст.93 Закона 44-ФЗ.

В такой ситуации заказчик уже не сможет произвольно менять условия контракта и должен применять «стандартные» случаи внесения изменений в контракт (например, п/п «а», «б» п.1, п.5, п.6 ч.1 ст. 95 Закона 44-ФЗ).

В случае если объем услуг по контракту не был полностью выбран, то контракт расторгается по соглашению сторон с указанием в соглашении фактического объёма услуг и фактической цены. В случае расторжения договора обязательства считаются прекращенными с момента заключения соглашения сторон о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения (п.3 ст.453 ГК РФ). При расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства (п.2 ст.453 ГК РФ). 

Если заказчику необходимо время на оплату фактически оказанных услуг в соответствии с соглашением о расторжении, то в таком соглашении можно прописать срок расторжения контракта «со дня исполнения заказчиком обязанности по оплате контракта» или указать конкретную дату, с которой контракт будет считаться расторгнутым. Если же заказчик дату не конкретизирует, то датой расторжения будет являться дата подписания соглашения о расторжении обеими сторонами контракта.  

Что делать, если исполнитель не согласен подписывать соглашение о расторжении контракта? Если заказчик получил письменный отказ от расторжения контракта или не получил ответ в срок, установленный контрактом или указанный в письме заказчика, то заказчик может обратиться в арбитражный суд с требованием о расторжении контракта. Если срок для ответа исполнителя нигде не установлен, то для обращения в суд у заказчика есть 30 дней (п.2 ст.452 ГК РФ).

В случае если заказчику нужен дополнительный объём услуг и такое увеличение составляет не более 10% от объема по контракту, стороны могут подписать дополнительное соглашение. В таком случае цена контракта может быть увеличена пропорционально дополнительному объему услуги исходя из установленной в контракте цены единицы услуги, но не более чем на 10% цены контракта (п/п «б» п.1.ч.1 ст.95 Закона 44-ФЗ). 

В случае если необходимый дополнительный объём услуг превышает 10% от объема по контракту, контракт расторгается на сумму фактического исполнения, а на дополнительный объём заключается новый контракт. 

Обратите внимание, что за незаконное изменение условий контрактов заказчику может грозить административная ответственность в виде административного штрафа 20 000 руб. на должностное лицо и 200 000 руб. на юридическое лицо (ч.4 ст.7.32 КоАП РФ). Если же изменение условий контракта привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или к незаконному уменьшению объёма оказываемых услуг, то штраф составит двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен услуг, объемы которых уменьшены  (ч.5 ст.7.32 КоАП РФ).

Можно ли заключить контракт совсем без объёмов с указанием лишь ориентировочной цены контракта и оплачивать необходимые услуги по факту пока не будет исчерпана такая цены? Такой вариант предусмотрен ч.2 ст. 34 Закона 44-ФЗ лишь в случаях, установленных Правительством РФ. По разъяснению Минфина России (см. письмо от 27.08.2020 N 24-03-08/75335) «… указанные случаи определены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2014 г. N 19 “Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта”, положениями которого возможность заключения контракта на энергоснабжение по ориентировочной цене не предусмотрена…». 

По аналогии, указание ориентировочной цены контракта недопустимо и при закупках иных коммунальных услуг.


Понравилась статья?

Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить новые материалы в нашем блоге

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *