Рассмотрим основные понятия сроков в закупках и некоторые правила расчета сроков, которые нужно соблюдать заказчику по Закону № 44-ФЗ (далее – Закон).
В Законе более 250 раз употребляется дефиниция «срок», но не дается понятие этого термина, и не описано как исчислять сроки. В этом вопросе нужно опираться на положения Гражданского кодекса (далее – ГК) РФ. За нарушения порядка исчисления и соблюдения сроков Кодексом об административных правонарушениях (далее – КоАП) РФ предусмотрена административная ответственность должностных и юридических лиц.
I. Понятие «срок» в закупках
Под сроком в гражданском праве понимается:
- промежуток времени, в течение которого осуществляются и защищаются права и исполняются обязанности, или
- момент времени, с наступлением которого связано возникновение, изменение и прекращение правоотношений.
Установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами (ГК РФ, ст. 190).
Сроки, определяемые периодом времени, устанавливаются началом течения, продолжительностью и окончанием.
Начало срока. День события, от которого исчисляют срок в днях, условно считается «нулевым». Начало течения срока начнется на следующий день после того, как событие наступило (ГК РФ, ст. 191).
Продолжительность срока. Сроки в днях в законе исчисляются в календарных и в рабочих днях. Важно учитывать это при подсчетах.
Окончание срока. День, до которого исчисляется срок в днях, как правило, не входит в продолжительность срока.
Важно! Если день окончания срока приходится на выходной или праздничный день, окончание срока переносится на первый рабочий день (ГК РФ, ст. 193).
Например, вступление в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта «вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта». (Закон, ст. 95, ч. 13)
Или срок отмены решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
«Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения…» (Закон, ст. 95, ч. 14).
Начало течения рассматриваемого срока: день, следующий после даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта
Окончание рассматриваемого срока: одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Продолжительность рассматриваемого срока: десять дней. И в первом, и во втором случае, если день окончания срока приходится на выходной или праздничный день, в соответствии со ст. 193 ГК РФ окончание срока переносится на первый рабочий день.
Внимание!
Не всякое ограничение в Законе, установленное временным показателем, является сроком – периодом времени, к которому в соответствии с ГК РФ применяется правила определения начала срока, продолжительность, определение дня окончания, в том числе перенос окончания срока, приходящийся на нерабочий день, на первый рабочий день.
Например, срок, с наступлением которого у заказчика пропадает обязанность ответов на запросы участников о разъяснении извещения (документации) о закупке, – определен моментом времени, а не периодом.
«Любой участник закупки, – указано в Законе, – зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки». (Закон, ст. 42, ч. 5).
Аналогичная норма для закрытых закупок сформулирована иначе. «Участник закупки, получивший приглашение, вправе направить заказчику в письменной форме запрос о даче разъяснений положений документации о закупке. Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой поступления от такого участника закупки запроса о даче разъяснений положений документации о закупке, заказчик направляет этому участнику разъяснения таких положений при условии, что запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке» .(Закон, ст. 73, ч. 4).
Применяя принцип аналогии закона сопоставив две указанные нормы сделаем вывод, что Закон не устанавливает как таковой срок подачи запроса участником закупки, который мог быть продлен по правилам ст. 193 ГК РФ, а определяет момент времени – не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок, с наступлением которого у заказчика при получении запроса пропадает обязанность направлять разъяснения положений извещения (документации). Аналогичная точка зрения была высказана Верховным Судом РФ в определении от 21.06.2021 № 304-ЭС21-3268.
Моментом времени исчисляется срок размещения извещения.
«Извещение об осуществлении закупки размещается при проведении:
1) электронного конкурса не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
2) электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, за исключением случаев, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, при которых такое извещение размещается не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
3) электронного запроса котировок не менее чем за четыре рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке». (Закон, ст. 42, ч. 3).
А периодом времени исчисляется срок подачи заявок, в том числе при его продлении при изменении извещения.
«Заказчик … вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки … При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял:
1) при проведении электронных конкурсов – не менее десяти дней;
2) при проведении электронных аукционов – не менее семи дней;
3) при проведении электронных аукционов, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, – не менее трех дней;
4) при проведении электронных запросов котировок – не менее 3 дней. (Закон, ст. 42, ч. 4)
Внимание!
При этом вопрос о переносе окончания срока подачи заявок в порядке статьи 193 ГК РФ не стоит, так как «дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке … не может приходиться на нерабочий день» (Закон, ст. 42, ч. 1, п. 21).
II. Особый порядок расчета сроков
В Законе использованы разные конструкции формирования срока: «не позднее», «в течение», «не менее», «не ранее» и смешанная «не позднее, но не ранее».
В 52 случаях законодатель определил начало течения срока формулой «со дня».
А в 70 случаях выбрана конструкция «со дня, следующего за днем».
Например, «подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля … допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика …» (Закон, ст. 105, ч. 2)
1. Порядок расчета сроков категории «не менее», см. рис. 1
1.1. Сроки, определяемые конструкцией «со дня» до дня (до даты) (например, срок размещения извещения об электронном аукционе – не менее, чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок. (Закон, ст. 42, ч. 3, п. 2)
1.2. Сроки, определяемые конструкцией «со дня, следующего за днем», например: сроки подачи заявок при внесении изменений в извещение об электронном аукционе – не менее, чем 7 дней. (Закон, ст. 42, ч. 4, п. 2)
Рис. 1. Сроки категории «не менее»
2. Порядок расчета сроков категории «не более», см. рис. 2
2.1. Сроки, определяемые конструкцией «со дня» (например, заказчик рассматривает гарантию в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня ее поступления, Закон, ст. 45, ч. 5). Срок определяется периодом времени: перенос окончания срока, выпадающего на нерабочий день.
2.2. Сроки «со дня, следующего за днем» (например, Заказчик направляет документы не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем подписания контракта, Закон, ст. 103, ч. 3). Рекомендация автора: в сроках категории «не более» день, следующий за днем считаем днем первым срока, день события – нулевым. Срок определяется периодом времени: перенос окончания срока, выпадающего на нерабочий день.
Рис. 2. Сроки категории «не более»
III. Административная ответственность за нарушения сроков в закупках
За нарушения сроков предусмотрена административная ответственность. Кодекс об административных правонарушениях содержит более 20 укрупненных составов правонарушений, предусматривающих ответственность за различные нарушения сроков в сфере закупок.
Законом от 28.12.2024 № 500-ФЗ статьи 7.29, 7.29.3, 7.30, 7.31, 7.31.1, 7.32, 7.32.1, 7.32.5 КоАП РФ признаны утратившими силу с 01.03.2025.
С 01.03.2025 вступают в силу статьи КоАП 7.30.1, 7.30.2, 7.30.3, 7.30.4, 7.30.5, 7.30.6, предусматривающие в том числе ответственность за нарушения сроков.
Обзор изменений:
1. Количество норм, предусматривающих ответственность за нарушение сроков в закупках, с 01.03.2025 уменьшилось более чем на 30% (с 36 до 25). Так часть 5 ст. 7.30.1 заменила собой восемь норм, действующих до 01.03.2025.
2. Размеры санкций серьезных изменений не претерпели (размер штрафа на должностных лиц уменьшился по средне – взвешенному показателю на 10%), в ряде случаев санкции новых статей установлены в формате «от – до» в отличие от фиксированных санкций статей, действующих до 01.03.2025.
3. Около 50% норм, предусматривающих административную ответственность за нарушение сроков, содержат штраф на должностных лиц в размере 50000 руб. и более.
4. Менее половины норм, предусматривающих административную ответственность за нарушение сроков, содержат штраф на юридических лиц
5. Только пять из 21 статей содержат предупреждение в качестве санкции. При этом без изменения оставлена статья КоАП 4.1.1, ч. 1 которой предусмотрено, что за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП.
Некоторые из этих составов и размеры административных штрафов, для примера, приведены в таблице № 1.
Табл. № 1
Административная ответственность за нарушение сроков
Нарушения сроков: | Срок, установленный Законом. | Административная |
Планирование | ||
утверждения и размещения план-графика | 10 рабочих дней после утверждения плана ФХД или доведения ЛБО | Предупреждение или штраф на должностное лицо от 5 до 10 тыс. руб. (ч. 1 ст. 7.30.1 КоАП) |
Определение поставщика | ||
подачи заявок (размещения извещения) | Электронный конкурс – 15 дней, аукцион – 15/7 дней, запрос котировок – 4 рабочих дня | Предупреждение или штраф на должностное лицо от 3 до 10 тыс. руб. (ч. 5 ст. 7.30.1 КоАП) |
размещения извещения после изменения в плане-графике | Не ранее чем через 1 календарный день | |
внесения изменения в извещение | Не позднее 1 рабочего дня до даты окончания срока подача заявок | |
отмены закупки | ||
размещения протоколов в ЕИС (направления оператору) | Итоговый протоком в запросе котировок, например, – не позднее 2 рабочих дней за датой окончания срока додачи заявок | |
Исполнение контракта | ||
заключения контракта | Заказчик не ранее 10 дней с даты подписания итогового протокола, но не позднее 2 рабочих дней со дня подписания проекта контракта участником подписывает и размещает контракт | штраф на должностное лицо от 5 до 30 тыс. руб. (ч. 2 ст. 7.30.2 КоАП) |
оплаты контракта, | 7 рабочих дней по контракту, заключенному в ЕИС, 10 рабочих дней по контракту, заключенному без ЕИС или подлежащий казначейскому сопровождению | Штраф на должностное лицо до 1% ЦК, но от 10 до 50 тыс. руб. За повторное нарушение дисквалификация на 1-2 года (ч. 8, 10 ст. 7.30.2 КоАП) |
расторжения контракта | 10 календарных дней с даты надлежащего уведомления контрагента | Предупреждение или штраф на должностное лицо 10 – 50 тыс. руб. На юридическое – штраф 100 – 200 тыс. руб. (7.30.2, ч. 9) |
Выводы и рекомендации
1. Под сроками в Законе понимаются:
– промежуток времени, в течение которого осуществляются и защищаются права и исполняются обязанности, имеющий начало течения, продолжительность и окончание, при этом, если Законом не оговорено иное, если окончание срока приходится на нерабочий день, окончание срока переносится на следующий рабочий или
– момент времени, с наступлением которого связано возникновение, изменение и прекращение правоотношений.
2. Специалисту заказчика обязательно следует учесть тип срока: «не более» или «не менее» и исчисление его начала: «со дня» или «со дня, следующего». Рекомендуем специалистам контрактной службы внимательно высчитывать установленные сроки (начало, продолжительность, окончание, в каких днях определен срок: в календарных или рабочих. Рабочие дни считать понедельник – пятница кроме федеральных официальных праздников, а также иных нерабочих дней, установленных органами власти Российской Федерации.
В конструкции «со дня, следующего за днем» (таких в Законе более 50 сроков) при установлении в Законе максимальных пресекательных сроков («в срок не более») с применением указанной конструкции производить от дня события (день события считать «нулевым» днем), минимальных ( «не ранее…») – со дня, следующего после указанного события (следующий после события – «нулевой» день).
При расчете в сроках, исчисленных в днях типа «не более», рекомендуем, по – возможности, вычесть 1 день, а если это невозможно (всего 1 день) – поставить исполнение на строгий контроль. В сроках типа «не менее», исчисленных в днях, – прибавить один запасной день.
3. Исчисление сроков, предусмотренных Законом для размещения в ЕИС электронных документов и информации, начинается с момента их размещения в ЕИС. Отдельные документы размещаются в ЕИС через Казначейство, территориальный орган которого вправе формировать уведомления о прохождении контроля указанных объектов контроля в течение следующего рабочего дня. При этом размещение объектов контроля в ЕИС будет осуществлено на следующий рабочий день со дня их направления на контроль в соответствующий орган Казначейства. Рекомендуем при расчете сроков категории «не менее» дату размещения документов и информации в ЕИС планировать с учетом одного дня контроля документов Казначейством.
4. Все операции в сфере закупок должны находиться на контроле специалистов контрактной службы в части соблюдения сроков с определением персональной ответственности и дублированием контрольных функций.
Целесообразно вести систему контроля исполнения сроков по каждой закупочной процедуре. С учетом того, что КоАП РФ содержит более двадцати составов за нарушения различных сроков, предусматривающих административные штрафы на должностных лиц от 3000 рублей до 50 тысяч рублей, представляется важным локальными актами организации – заказчика установить персональную ответственность специалистов за те или иные действия, которые урегулированы законодательными сроками, и создать систему внутреннего контроля сроков исполнения. Указанные шаги минимизируют риски привлечения к административной ответственности руководителя организации, руководителя контрактной службы (контрактного управляющего) и само юридическое лицо.
5. Привлечение к административной ответственности должностного лица заказчика возможно в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением им своих служебных обязанностей. Если в организации на основании Типового положения (Регламента) о контрактной службе принято Положение о контрактной службе или Положение о контрактном управляющем, то должностное лицо контрольного органа будет изучать документ, регламентирующий служебные обязанности руководителя контрактной службы или конкретного работника контрактной службы, контрактного управляющего в целях установления должностного лица, ответственного за соблюдение того или иного срока, например: обеспечение исполнения условий контракта по оплате поставленной продукции.
Если таких документов в организации нет, к ответственности в качестве должностного лица заказчика будет привлечен руководитель организации.
- Влияние размера НМЦК на условия закупки
- Какие изменения допускаются при проведении электронного аукциона
- Как участвовать в электронном аукционе: пошаговая инструкция
- Памятка – Сроки в закупках – порядок расчета и ответственность за их нарушение
- Административная ответственность в сфере закупок: новеллы 2025 года
- Применение электронных документов и их образов при осуществлении публичных закупок