Федеральный закон № 44-ФЗ регулирует все этапы проведения закупок и определяет круг обязанностей для ее участников. Статья 107 закона предусматривает ответственность за нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
Какая предусмотрена ответственность за нарушения в сфере закупок?
- дисциплинарная
- гражданско-правовая
- административная
- уголовная
Кто платит штрафы по 44-ФЗ?
Основной объект – должностное лицо заказчика. Также привлекаются к ответственности члены комиссии по осуществлению закупок, оператор электронной площадки, контрактная служба, контрактный управляющий.
За что предусмотрены штрафы для заказчика?
- штрафы за неисполнение контракта по 44-ФЗ
- штрафы за ненадлежащее исполнение контракта по 44-ФЗ
- за нарушение сроков размещения и не размещение информации в ЕИС
- за нарушение порядка заключения, изменения контракта, ведения реестра контрактов
Административные штрафы по 44-ФЗ заказчикам с 2016 года:
Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях в сфере государственных закупок. Срок давности привлечения к ответственности составляет 1 год со дня совершения правонарушения. Если в ходе проверки контрольный орган выявит нарушение законодательства, то может возбудить дело об административном правонарушении в соответствии с Коап. Основное наказание за такое правонарушение – это административный штраф. Административная ответственность по 44-ФЗ и 223-ФЗ прописана в Коап. Постановление Правительства от 25 ноября 2013 г. N 1063 разъясняет правила определения размера штрафов.
Как избежать штрафов при осуществлении закупок?
Подавляющее большинство штрафов в госзакупках вызвано человеческим фактором. В условиях высокой загруженности крайне велик риск о чем-то забыть, пропустить нужный срок, превысить доступный лимит, не отметить нужные преференции и т.д.
К счастью, для госзаказчиков существуют программные продукты, предотвращающие ошибки и штрафы. Один из таких продуктов – программа “Эконом-Эксперт”.
При ведении закупок через “Эконом-Эксперт” вся вносимая информация при планировании, проведении, и исполнении закупок будет проверяться на соответствие ограничениям и постановлениям (2019-р, 656, 349 и т.д.). Трудоемкие расчеты (например, НМЦК и сроки конкурентных процедур) будут формироваться автоматически, а нужные отчеты можно будет сделать нажатием одной кнопки. Вся информация после проверок будет выгружаться из “Эконом-Эксперт” на ЕИС.
Пример проверки закупки при планировании в “Эконом-Эксперт”.
Как можно проверить свои закупки на ошибки?
Можно проверить свои закупки на ошибки автоматически при помощи бесплатной демо-версии “Эконом-Эксперт”. После установки программы вы сможете загрузить в нее информацию, размещенную по вашей организации в ЕИС, и нажатием одной кнопки проверить все закупки на наличие ошибок по постановлениям, срокам, ограничениям по закупкам у единственного поставщика и закупкам малого объема.
Пример проверки ПГ на ошибки в “Эконом-Эксперт”.
Таблица административных штрафов за нарушение законодательства в сфере закупок
№ п/п | Вид нарушения | Статья КоАП | Размер штрафа, руб. |
Неправильный выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) | |||
1. | Принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований ФЗ-44 | Часть 1 статьи 7.29. | 30 000 |
2. | Выбор иного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона | Часть 2 статьи 7.29. | 50 000 |
3. | Принятие решения о проведении конкурса с ограниченным участием, закрытого конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса в случаях, не предусмотренных ФЗ-44
Нарушение порядка и сроков направления в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок информации и документов для согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
| Часть 2.1 статьи 7.29. | 50 000
|
Нарушение порядка осуществления закупок * | |||
4. | Нарушение сроков размещения в единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ-44 при проведении конкурса, аукциона, не более чем на два рабочих дня | Часть 1 статьи 7.30. | Должностные лица -5 000 Юридические лица – 15 000 |
5. | Нарушение сроков размещения в единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ-44 при проведении конкурса, аукциона, более чем на два рабочих дня | Часть 1.1 статьи 7.30. | Должностные лица -30 000 Юридические лица – 100 000 |
6. | Нарушение сроков размещения в единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ-44 при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), не более чем на один рабочий день | Часть 1.2 статьи 7.30. | Должностные лица -3 000 Юридические лица – 10 000 |
7. | Нарушение сроков размещения в единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ-44 при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), более чем на один рабочий день | Часть 1.3 статьи 7.30. | Должностные лица -15 000 Юридические лица – 50 000 |
8. | Размещение информации с нарушением требований ФЗ-44
Нарушение порядка: · предоставления конкурсной документации или документации об аукционе · разъяснения положений конкурсной документации или документации об аукционе, · приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений | Часть 1.4 статьи 7.30. | Должностные лица -15 000 Юридические лица – 50 000 |
9. | По основаниям, не предусмотренным ФЗ-44 · отклонение заявки на участие в конкурсе, · отказ в допуске к участию в аукционе, · признание заявки на участие в закупке не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, · отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе
В случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями ФЗ-44: · признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, · признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе,
Нарушение порядка: · вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, · рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией
| Часть 2 статьи 7.30. | 1% от начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5 000 и не более 30 000 |
10. | Нарушение требований к содержанию протокола, составленного в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) | Часть 2.1 статьи 7.30. | 10 000 |
11. | Неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с ФЗ-44 | Часть 3 статьи 7.30. | Должностные лица -50 000 Юридические лица – 500 000 |
12. | Установление не предусмотренных ФЗ-44: · порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений участников закупки, · требований к участникам закупки, · требований к размеру обеспечения заявок на участие, · требований к размеру и способам обеспечения исполнения контракта, · требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных ФЗ-44 информации и документов | Часть 4 статьи 7.30. | 1% от начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5 000 и не более 30 000 |
13. | Включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ-44
Включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой | Часть 4.1 статьи 7.30. | 1% от начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 10 000 и не более 50 000 |
14. | Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством | Часть 4.2 статьи 7.30. | Должностные лица – 3 000 |
15. | Отклонение заявки на участие в запросе котировок, отказ в допуске к участию в запросе предложений участнику закупки по основаниям, не предусмотренным законодательством
Признание заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений, окончательного предложения соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений в случае, если участнику закупки, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросе в соответствии с требованиями законодательства
Нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, запросе предложений, с окончательными предложениями и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям
Нарушение порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений, окончательных предложений, установленного документацией о проведении запроса предложений | Часть 6 статьи 7.30. | 5% от начальной (максимальной) цены контракта, но не более 30 000 |
16. | Признание победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований законодательства | Часть 7 статьи 7.30. | Должностные лица – 50 000 |
17. | Сокращение сроков подачи заявок в случаях не предусмотренных ФЗ-44
Нарушение порядка и сроков отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
| Часть 8 статьи 7.30. | Должностные лица – 30 000 |
18.** | Осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного ФЗ-44 | Часть 11 статьи 7.30. | Должностные лица – 50 000 |
19. | Нарушение сроков для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, не более чем на два рабочих дня | Часть 13 статьи 7.30. | Должностные лица – 3 000 |
20. | Нарушение сроков для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, более чем на два рабочих дня | Часть 14 статьи 7.30. | Должностные лица – 30 000 |
Примечания:
*- До ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок административная ответственность, предусмотренная статьей 7.30, применяется в случае нарушения сроков размещения информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
**- Временем совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 7.30, является дата окончания календарного года.
| |||
Нарушение порядка ведения реестра контрактов, реестра недобросовестных поставщиков | |||
21. | Включение заведомо недостоверной информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) | Часть 1 статьи 7.31. | Должностные лица – 50 000 |
22. | Ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
Непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такой реестр контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с ФЗ-44 | Часть 2 статьи 7.31. | Должностные лица – 20 000 |
Нарушение сроков возврата обеспечения заявок
| |||
23. | Нарушение порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), не более чем на три рабочих дня | Часть 1 статьи 7.31.1. | Должностные лица -5 000 Юридические лица – 30 000 |
24. | Нарушение порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), более чем на три рабочих дня | Часть 2 статьи 7.31.1. | Должностные лица -15 000 Юридические лица – 90 000 |
Нарушение порядка при заключении, исполнении и изменении контрактов | |||
25. | Заключение контракта с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым заключается контракт | Часть 1 статьи 7.32. | Должностные лица -1% от начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5 000 и не более 30 000
Юридические лица – 1% от начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 50 000 и не более 300 000 |
26. | Заключение контракта с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым заключается контракт, если такое нарушение привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг | Часть 2 статьи 7.32. | Двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения |
27. | Нарушение сроков заключения контракта или уклонение от заключения контракта | Часть 3 статьи 7.32. | Должностные лица -50 000
|
28. | Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена ФЗ-44 | Часть 4 статьи 7.32. | Должностные лица -20 000 Юридические лица – 200 000 |
29. | Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена ФЗ-44 и такое изменение привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг | Часть 5 статьи 7.32. | Двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения |
30. | Нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта | Часть 6 статьи 7.32. | Должностные лица -50 000 Юридические лица – 200 000 |
Нарушения в сфере энергоснабжения и повышения энергетической эффективности | |||
31. | Осуществление закупок товаров, работ, услуг не соответствующих требованиям их энергетической эффективности | Часть 11 статьи 9.16 | Должностные лица -30 000 Юридические лица – 100 000 |
Невыполнение в срок законного предписания | |||
32. | Невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок | Часть 7 статьи 19.5 | Должностное лицо заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, член комиссии -50 000 Юридические лица – 500 000 |
Нарушение порядка и сроков предоставления информации в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок | |||
33. | Непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с ФЗ-44, либо представление заведомо недостоверной информации и документов
| Статья 19.7.2. | Должностные лица -15 000 Юридические лица – 100 000 |
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 – 7.32, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно проекта ФЗ «О внесении изменений в КоАП»[1] вводятся следующие составы правонарушений для государственных заказчиков:
№ п.п. | Нарушение | Размер штрафа, руб. |
1. | Составление и утверждение плана закупок, плана-графика в нарушение требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок | От 20 000 до 30 000 |
2. | Несоблюдение установленных законодательством РФ о контрактной системе порядка и формы обоснования закупок | 10 000 |
3. | Размещение в ЕИС извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика закрытым способом в случае, если информация о такой закупке не включена в план-график | 30 000 |
[1] Принят в первом чтении 16 октября 2015 года Государственной Думой РФ.
Бесплатные материалы о штрафах:
БЕСПЛАТНЫЕ ВЕБИНАРЫ ПО ТЕМЕ «АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗАКАЗЧИКА»:
ЗАПИСАТЬСЯ НА БЕСПЛАТНУЮ ДЕМОНСТРАЦИЮ ПРОГРАММЫ “ЭКОНОМ-ЭКСПЕРТ”:
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
- Электронный аукцион;
- Преступления в сфере экономической деятельности;
- Запрос котировок;
- “Эконом-Эксперт”.
Как получить бесплатные материалы по штрафам?
Чтобы получить полезную информацию, а также получать полезные материалы по штрафам и системе госзакупок каждые две недели, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.
А прямо сейчас Вы можете бесплатно и без регистрации воспользоваться сервисом расчета ОКПД2/КТРУ и НМЦК