Почти 10 месяцев действует один из самых «нашумевших» актов о национальном режиме по Закону 44-ФЗ – постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее — Постановление 616).
Постановление 616 ввело запрет на закупку обширной номенклатуры промышленных товаров (бумага, мебель, автомобили, спец.техника, товары легкой промышленности, медицинские маски и пр.). Все это время с применением постановления возникают сложности не только у заказчиков, но и у производителей и поставщиков.
Пунктом 3 Постановление 616 установлен исчерпывающий перечень случаев, когда запреты не применяются.
Наиболее распространенный случай – осуществление «мелких» закупок.
Это закупка, для которой выполняются следующие условия:
- стоимость одной единицы товара не превышает 100 тыс. руб.;
- суммарная стоимость совокупности таких товаров составляет менее 1 млн руб.
Такое исключение действует при закупках любых товаров, кроме товаров легкой промышленности из пунктов 1 – 7, 123, 125 – 127 перечня, утвержденного Постановлением 616.
Для многих заказчиков используемая в постановлении терминология остается загадкой. Что понимается под «суммарной стоимостью таких товаров»: НМЦК, цена контракта, предлагаемая участником закупки или что-то иное?
Минпромторг России в письмах от 08.07.2020 № 47475/12, от 24.07.2020 № ПГ-12-9638 дал разъяснения, что под «суммарной стоимостью товаров» следует понимать стоимость товаров, соответствующих одному коду ОКПД2. Таким образом, закупка товаров в рамках одного кода ОКПД2 суммарной стоимостью менее 1 млн. руб. не подпадает под запрет, если стоимость единицы товара не превышает 100 тыс. руб. При этом если предметом одного контракта являются промышленные товары, включенные в перечень к постановлению и относящиеся к разным ОКПД2, то неприменение запрета по рассматриваемому основанию устанавливается к единице каждого такого товара по отдельности.
Возникает вопрос, какую детализацию кода ОКПД2 Минпромторг России имеет в виду: код, указанный в отдельной позиции перечня, или код, укрупненный до класса, подкласса, группы и т. д.? Если речь идет о коде, указанном в отдельных позициях перечня, почему именно так и не сказано в разъяснениях? И почему вообще Минпромторг России для учета использует код ОКПД2?
Для наглядности разберем четыре примера.
Пример 1. Заказчик проводит электронный аукцион на поставку кроватей деревянных для детей и матрасов детских.
№ п/п | Вид товара | Код ОКПД 2 | Позиция перечня | Начальная цена за ед. товара, руб. | Кол-во | Общая стоимость, руб. |
1 | Кровать деревянная для детей | 31.09.12.122 | 120 | 10 000,0 | 90 | 900 000,0 |
2 | Матрас детский | 31.03.12.130 | 118 | 5 000,0 | 90 | 450 000,0 |
НМЦК | 1 350 000,0 |
Классификатор ОКПД 2 с проверкой на постановления
По каждой позиции стоимость единицы товара не превышает 100 тыс. руб., суммарная стоимость по каждой позиции спецификации не превышает 1 млн руб., но общая НМЦК свыше 1 млн руб. Кроме того, оба вида товара относятся к одному классу ОКПД2 (31 «Мебель»), но к разным позициям перечня.
Если считать суммарную стоимость совокупности товаров по коду ОКПД2 по отдельной позиции перечня, то заказчик не применяет Постановление 616 к данным товарам, хотя общая НМЦК превышает 1 млн руб.
Если же считать суммарную стоимость по НМЦК, то заказчик должен применять Постановление № 616.
Пример 2. Заказчик проводит электронный аукцион на поставку матрасов детских и взрослых.
№ п/п | Вид товара | Код ОКПД 2 | Позиция перечня | Начальная цена за ед. товара, руб. | Кол-во | Общая стоимость, руб. |
1 | Матрас пружинный | 31.03.12.110 | 118 | 20 000,0 | 40 | 800 000,0 |
2 | Матрас детский | 31.03.12.130 | 118 | 5 000,0 | 90 | 450 000,0 |
НМЦК | 1 250 000,0 |
По каждой позиции спецификации стоимость единицы товара не превышает 100 тыс. руб., суммарная стоимость по каждой позиции спецификации не превышает 1 млн руб., но общая НМЦК свыше 1 млн руб. Кроме того, оба вида товара относятся к одной группе ОКПД2 (31.03 «Матрасы») и к одной позиции перечня.
Если считать суммарную стоимость совокупности товаров по каждому детализированному коду ОКПД2, то заказчик не применяет постановление к данным товарам.
Если же считать суммарную стоимость по НМЦК, то заказчик должен применять Постановление 616.
Пример 3. Заказчик проводит электронный аукцион на поставку матрасов детских и взрослых с разной стоимостью.
№ п/п | Вид товара | Код ОКПД 2 | Позиция перечня | Начальная цена за ед. товара, руб. | Кол-во | Общая стоимость, руб. |
1 | Матрас пружинный | 31.03.12.110 | 118 | 20 000,0 | 80 | 1 600 000,0 |
2 | Матрас детский | 31.03.12.130 | 118 | 5 000,0 | 90 | 450 000,0 |
НМЦК | 2 050 000,0 |
По каждой позиции спецификации стоимость единицы товара не превышает 100 тыс. руб., суммарная стоимость по первой позиции спецификации превышает 1 млн руб., по второй позиции — не превышает, но общая НМЦК свыше 1 млн руб. Кроме того, оба вида товара относятся к одной группе ОКПД2 (31.03 «Матрасы») и к одной позиции перечня.
Если считать суммарную стоимость совокупности товаров по каждому детализированному коду ОКПД2, то заказчик к первой позиции применяет Постановление 616, ко второй — не применяет.
Если же считать суммарную стоимость по НМЦК, то заказчик должен применять постановление к обеим позициям.
Пример 4. Заказчик проводит электронный аукцион на поставку матрасов детских разных размеров.
№ п/п | Вид товара | Код ОКПД2 | Позиция перечня | Начальная цена за ед. товара, руб. | Кол-во | Общая стоимость, руб. |
1 | Матрас детский, размер 160×80 | 31.03.12.130 | 118 | 10 000,0 | 90 | 900 000,0 |
2 | Матрас детский, размер 120×60 | 31.03.12.130 | 118 | 5 000,0 | 90 | 450 000,0 |
НМЦК | 1 350 000,0 |
По каждой позиции спецификации стоимость единицы товара не превышает 100 тыс. руб., суммарная стоимость по каждой позиции спецификации не превышает 1 млн руб., но общая НМЦК свыше 1 млн. руб. Кроме того, оба вида товара относятся к одной категории ОКПД2 (31.03.12.130 «Матрасы детские») и к одной позиции перечня.
Если считать суммарную стоимость совокупности товаров по каждой позиции спецификации (матрасы ведь с разными характеристиками!), то заказчик не применяет Постановление 616 к данным товарам.
Если же считать суммарную стоимость по НМЦК (по общей стоимости товаров, относящихся к одному коду ОКПД2), то заказчик должен применять постановление.
Как показывают разобранные выше примеры, и нормы постановления, и разъяснения Минпромторга России можно трактовать совершенно по-разному, и результат будет разный.
Как же смотрят на этот случай и расчёт антимонопольные органы?
Так, в Рязанской области был проведен совместный электронный аукцион на поставку инструмента с различными кодами ОКПД2, общая НМЦК 2 385 180 руб., стоимость по каждой позиции (по каждому виду инструмента) менее 1 млн руб. Организатором совместного аукциона был установлен запрет в соответствии с ПП РФ № 616. Участник закупки обжаловал установление запрета, полагая, что закупка попадает под исключение «как мелкая закупка». Однако Рязанское УФАС России, руководствуясь письмом Минпромторга России от 05.06.2020 № ПГ-12-7403, посчитало, что закупаемые товары не являются «совокупностью товаров» в смысле вышеуказанного разъяснения, поскольку соответствуют различным кодам ОКПД2, и признало жалобу необоснованной (решение Рязанского УФАС России от 14.07.2020 № 4246, закупка № 0859200001120007794). При этом никакого анализа количества и стоимости товаров по каждому заказчику, участвующему в совместных торгах, а также по каждому коду ОКПД2 антимонопольным органом не проводилось.
Уполномоченное учреждение Новосибирской области проводило закупку матрасов в количестве 288 штук, НМЦК 576 000 руб., цена единицы товара всего 2 000 руб. Был установлен запрет в соответствии с ПП РФ № 616. Уполномоченное учреждение обосновало это тем, что предметом закупки является одна единица товара — матрас, а не совокупность таких товаров (несколько позиций описания объекта закупки), и стоимость единицы товара (не цена за единицу) превышает 100 000 руб. Однако Новосибирское УФАС России не поддержало такую позицию и признало в действиях уполномоченного учреждения нарушения Закона № 44-ФЗ и Постановления 616 (решение Новосибирского УФАС России от 02.07.2020 № 054/06/14-1206/2020, закупка № 0851200000620002795).
В более поздних решениях (конец 2020 г., начало 2021 г.) антимонопольные органы уже дают обоснованную оценку действий заказчиков в таких закупках.
Так, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 22 января 2021 г. N 047/06/64-80/2021 при принятии решения руководствовалось вышеуказанными письмами Минпромторга РФ и пришло к выводу, что «…под совокупностью товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ 616 следует понимать товары с кодом ОКПД2 указанном в перечне промышленных товаров …». Однако при рассмотрении документации о закупке антимонопольным органом было выявлено, что в документах заказчика не содержится указания на стоимость единицы каждого товара, а также на суммарную стоимость товаров, с учетом необходимого Заказчику количества к поставке. Поэтому товары не возможно сопоставить, а значит нельзя определить порядок применения постановления. В итоге в действиях заказчика установили нарушения п.10 ст.42 Закона 44-ФЗ.
Рассматривая жалобу участника закупки в октябре 2020 г., УФАС по Санкт-Петербургу пришло к выводу, что если предметом одного контракта являются промышленные товары, включенные в перечень к Постановлению и относящиеся к разным ОКПД 2, то неприменение запрета по основанию, предусмотренному пп. “б” п. 3 Постановления, устанавливается к единице каждого такого товара по отдельности (решение от 23.10.2020 N 44-5573/20).
В другой закупке на поставку мебели офисной (коды ОКПД 2 – 31.01.11.110; 31.01.11.150; 31.01.11.150-00000003; 31.01.12.131; 31.01.12.139-00000001; 31.01.12.150; 31.01.12.190) антимонопольный орган установил, что стоимость одной единицы каждого товара (одного комплекта) составляет менее 100 000 тысяч рублей, НМЦК составляет 1 700 286,49 руб. Весь объект закупки соответствует подгруппе кода ОКПД 2 “31.01. Мебель для офисов и предприятий торговли”. Следовательно, запрет, установленный Постановлением 616, к данной закупке применим (решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 15.10.2020 N 024/06/105-2845/2020).
Анализируя указанные решения можно сделать вывод, что антимонопольные органы используют подход, когда под суммарной стоимость совокупности товаров понимается стоимость товаров по одному коду ОКПД2, указанному в соответствующей позиции перечня из Постановления 616.
То есть, возвращаясь к рассмотренным выше примерам: по примеру 1 – не надо применять запрет, а вот по примерам 2, 3, 4 – запрет уже применяется.
В итоге в целях неприменения запрета стоит рекомендовать заказчикам выделять товары по каждой отдельной позиции перечня из Постановления 616, в отдельную закупку с НМЦК не более 1 млн руб.