НМЦК что это такое в госзакупках

Надлежащее ценообразование в закупках – это важнейшая задача, с которой заказчик по Закону № 44-ФЗ [1] начинает работать с этапа подготовки плана-графика. Именно на данном этапе возникает необходимость расчета и обоснования начальной максимальной цены контракта (НМЦК) в конкурентной закупке или цены контракта (ЦК) в закупке с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ЕППИ).

Что такое НМЦК в государственных закупках

НМЦК – это предельное значение цены контракта, которое указывается заказчиком в документе по планированию (плане-графике), в извещении (открытой) или приглашении (закрытой) конкурентной закупке.

ЦК – это конкретное значение цены контракта (договора), которое указывается в контракте (договоре) о неконкурентной закупке.

Определение НМЦК  –  это обязанность заказчика по определению – установлению предельной цены в конкурентной закупке или конкретной цены в закупке у ЕППИ. При этом действие, не являясь публичным, обязательно для любой закупки (конкурентной и неконкурентной).

При этом необходимо учитывать позицию Минфина России, отраженную в письмах N 24-06-06/34437[13] и N 24-06-09/42427[14] в части установления порядка определения ЦК в закупке у ЕППИ: … если уполномоченный федеральный органом утвердил порядок определения НМЦК, ЦК в “специальной” сфере, ЦК определяется в соответствии с положениями соответствующих НПА.

Обоснование НМЦК (расчет  цены с приложением информации и документов либо с указанием реквизитов источников информации для расчета) – это обязанность заказчика в любой конкурентной закупке и неконкурентных закупках, указанных в п. 4 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ.

Обоснование НМЦК, ЦК – всегда публичное действие, отраженное в ЕИС:

–  извещение содержит обоснование НМЦК (отдельный электронный документ) в конкурентной закупке;

контракт (договор) включает обоснование ЦК в закупке у ЕППИ.

Законодательное регулирование НМЦК

Главные правила установления НМЦК установлены статьей 22 № 44-ФЗ. Кроме того, в целях оказания помощи специалистам, рассчитывающим НМЦК, Министерством экономического развития РФ разработаны Методические рекомендации (утв. приказом Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567). В рекомендациях разъяснены возможные способы определения и обоснования  НМЦК и ЦК.

Перечень основных нормативных правовых актов, используемых при расчете и обосновании НМЦК, приведен в следующей таблице:

ст. 22 N 44-ФЗ

 

 

 

 

 

1) устанавливает методы определения и обоснования НМЦК

2) вводит понятие идентичных/однородных товаров, работ, услуг (ТРУ)

3) определяет в «закупке без объема» с учетом ст. 19 № 44-ФЗ:

 – начальную цену единицы ТРУ;

– начальную сумму цен указанных единиц;

– максимальное значение ЦК;

– обосновывает цену единицы ТРУ (каждая единичная расценка должна быть обоснована).

НЦЕ – начальное значение суммы цен единиц ТРУ.

НМЦК, ЦК, НЦЕ  по тексту статьи НМЦК

ч.19 ст. 22

 

Распоряжение N 1995-р

от 18.07. 2017

виды и группы ТРУ и закрытый перечень источников информации о ценах устанавливаются Правительством РФ

закрытый перечень источников цен

ч.20 ст. 22

 

– методические рекомендации Приказ Минэкономразвития РФ от N 567 [2]

рекомендации, описывающие возможные способы определения и обоснования НМЦК с применением методов, предусмотренных 44-ФЗ, применяются с учетом особенностей

 Разъяснения (рекомендации) не обязательны к применению

ч.20.1 ст. 22

 

– методические рекомендации на уровне субъектов РФ

Методы расчета НМЦК  по 44-ФЗ

В ст. 22 № 44-ФЗ установлены следующие основные методы расчета и обоснования НМЦК (ЦК), а также установлены нюансы их применения:

Сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)

 

Приоритетный метод:

НМЦК, ЦК устанавливается на основе информации о рыночных ценах идентичных или однородных ТРУ, планируемых к закупкам (учитываются сопоставимые условия).

Источники информации о ценах:

– запрос коммерческих предложений

– запрос цен в ЕИС

– информация о ценах из реестра контрактов

– общедоступная ценовая информация

 Нормативный метод

–  установлен норматив

Метод применяется, если есть нормативный документ, предусматривающий ограничение нормативных затрат, предельные цены. Расчет НМЦК осуществляется на основе требований к закупаемым ТРУ, установленным в соответствии со ст. 19 44-ФЗ в случае, если такие требования устанавливают предельные цены ТРУ.

 Тарифный метод

–  утвержден тариф

В расчете необходимо сделать ссылку на нормативный акт (федеральный, региональный, муниципальный), которым установлен тариф.

Например:

– водоснабжение и водоотведение;

– тепло- и газоснабжение;

– общедоступная электросвязь и почтовая связь;

– подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.

Разница в выборе между нормативным и тарифным методом – это разница в выборе первичных данных для расчета: цена за единицу (тариф) или предельная цена (норматив)

 Проектно-сметный метод

– сметно-нормативная база

Метод применяется при закупке строительных работ, реконструкции, капитального ремонта, сноса ОКС, работ по сохранению объектов культурного наследия, текущий ремонт (право). В качестве обоснования цены используются строительные сметы (проектно-сметная документация).

Не распространяется:

–  услуги по научно-методическому руководству;

–  услуги по техническому и авторскому надзору.

 Затратный метод

– сведения о затратах и обычной прибыли

Метод действует в случае индивидуальной потребности (необходимых характеристик) ТРУ, если нельзя применить иные методы или в дополнение к ним.

НМЦК – сумма произведенных затрат ((прямых и косвенных) на производство или приобретение и/или реализацию ТРУ, на транспортировку, хранение и т.д.)) и обычной прибыли для выбранной сферы деятельности.

Например:

– научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

– оборудование по индивидуальным характеристикам.

Иные методы (в случае, если  невозможно использовать  другие методы, предусмотренные ст. 22 № 44-ФЗ)

– в обоснование НМЦК заказчик обязан описать, почему нельзя применить указанные методы.

НМЦК определяются и обосновываются заказчиком с помощью применения одного или нескольких методов

Процедура обоснования НМЦК

Процедура обоснования НМЦК зависит от объекта закупки. Заказчику необходимо учитывать множество факторов, влияющих на цену отдельных видов товара (работ, услуг), а также действие различных НПА. В целом, чтобы рассчитать НМЦК, заказчик выполняет следующие действия:

  1. Определяет потребность в конкретных товарах (работах, услугах), составляет их описание, условия исполнения контракта (срок и место поставки, наличие гарантии, требования об обеспечении исполнения контракта / гарантийных обязательств);
  2. Изучает рынок с целью найти товары (работы или услуги), соответствующие потребностям заказчика, и потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), способных исполнить контракт;
  3. На основе изучения рынка готовит описание объекта закупки (техническое задание);
  4. Проверяет, действуют ли в отношении объекта закупки НПА, определяющие специальный порядок определения НМЦК (охрана, лекарственные препараты, медицинские изделия, строительство и т.д.);
  5. Выясняет, действуют ли в отношении объекта закупки НПА по нормированию;
  6. Устанавливает, какие НПА по национальному режиму действуют в закупке;
  7. Определяет метод (методы) определения НМЦК.
  8. Рассчитывает НМЦК и формирует обоснование расчета.

Оформить обоснование НМЦК можно по форме из приложения № 1 к Методическим рекомендациям, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от N 567.

Роль НМЦК в планировании госзакупок

НМЦК, рассчитанная и обоснованная заказчиком, будет той самой ценой, по которой заказчик в дальнейшем объявит торги или заключит контракт с единственным поставщиком. При планировании закупки соответствующую сумму финансового обеспечения  необходимо предусмотреть в плане-графике закупок.

Внимание! Включить закупку в план-график нужно не позднее чем за 1 день до дня размещения извещения в ЕИС либо заключения контракта с единственным поставщиком (ч. 9 ст. 16 44-ФЗ).  Исключение – «неотложные» закупки по  п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, при которых изменение плана-графика возможно не позднее дня заключения контракта.

Размер НМЦК не только устанавливает стоимость объекта закупки, но и определяет возможность применения некоторых способов определения поставщика:

– если размер ЦК составляет более 600,0 тыс. руб., заказчик не вправе заключить «прямой» договор по п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ (за исключением электронных закупок по ч. 12 ст. 93 № 44-ФЗ);

– при размере ЦК более 5,0 млн. руб. нельзя провести электронную закупку у единственного поставщика по ч. 12  ст. 93 № 44-ФЗ;

Подробнее о закупках по ч. 12 ст. 93 № 44-ФЗ можно прочитать в нашей статье Порядок осуществления закупки у единственного поставщика в электронной форме.

– если размер НМЦК составляет более 10,0 млн. руб. нельзя провести запрос котировок в электронной форме на общих основаниях (п. 1 ч. 10 ст. 24 № 44-ФЗ).

Подробнее о запросе котировок можно прочитать в нашей статье Особенности проведения запроса котировок в рамках Закона № 44-ФЗ.

При проведении электронного аукциона в зависимости от размера НМЦК устанавливается срок подачи заявок участниками аукциона:

– если НМЦК не превышает 300,0 млн. руб. (либо НМЦК на выполнение строительных работ не превышает 2,0 млрд. руб.), извещение размещается не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

В остальных случаях извещение размещается не менее чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок (ч. 3 ст. 42 № 44-ФЗ).

Подробнее об электронном аукционе можно прочитать в нашей статье Федеральный закон 44-ФЗ: руководство по проведению электронных аукционов.

От размера НМЦК зависит, будет ли заказчик устанавливать в закупке требование об обеспечении заявки. Если НМЦК превышает 1,0 млн. руб., заказчик обязан потребовать от участника закупки обеспечить заявку денежными средствами или независимой гарантией и размер такого обеспечения устанавливается в процентах от НМЦК (ч. 2 ст. 44 № 44-ФЗ).

Вопросы обеспечения заявки на участие в закупках подробно рассмотрены в нашей статье Обеспечение заявки на участие в закупках.

Особенности расчета НМЦК для различных видов закупок

В некоторых случаях НМЦК определяется в особом порядке, установленном законами и отраслевыми документами. Вот перечень таких документов:

  ч.21 ст. 22 № 44-ФЗ

ч.21.1 ст. 22 № 44-ФЗ

ч.21.2 ст. 22 № 44-ФЗ

Особенности определения НМЦК в соответствующих сферах устанавливаются:

N 275-ФЗ [3]

N 161-ФЗ [4]

N 220-ФЗ [5]

ч.22 ст. 22 № 44-ФЗ

 

 

Постановление N 149

от 08.02. 2017

 

Постановление N 1028

от 11.08. 2016

 

 

Постановление N 847

от 02.07.2019

 

Постановление N 964

от 11.09.2015

 

 

Постановление N 645

от 08.05. 2020

 

Постановление N 34

от 23.01. 2021

– порядок определения НМЦК: устанавливают ФОИВ, Госкорпорации в определенной сфере деятельности по решению Правительства

– лекарственных препаратов для медицинского применения

Порядок утвержден приказом Минздрава N 1064н [6]

 

– в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом

Порядок утвержден приказом Минтранса N 351 [7]

 

– медицинских изделий

Порядок утвержден приказом Минздрава N 450н [8]

 

– в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования)

Порядок утвержден приказом Минстроя N 841/пр [9]

 

– охранных услуг

Порядок утвержден приказом Росгвардии N 45 [10]

 

– продукции судостроительной промышленности

Порядок утвержден приказом Минпромторга N 639 [11]

ч.25 ст. 22 N 44-ФЗ

 

Постановление N 2014[12]

для целей выполнения заказчиком минимальной доли закупок Правительство РФ устанавливает особенности определения НМЦК, в том числе товаров, поставляемых….

ч. 59 ст. 112 N 44-ФЗ

 

– предмет закупки: одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, цены такого контракта, заключаемого с единственным контрагентом.

Порядок определения НМЦК утвержден Приказом Минстроя России N 604/пр [13]

Использование информационных систем для расчета НМЦК

Среди представленных на рынке программных продуктов для автоматизированного расчета НМЦК хотим выделить сервис «Эконом-Эксперт». В нем реализованы подсистемы расчета НМЦК для наиболее часто закупаемых заказчиками товаров, работ, услуг:

–  методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

– для закупок лекарственных препаратов для медицинского применения (приказ № 1064н);

– для закупок медицинских изделий (приказ № 450н);

– для закупок охранных услуг (приказ № 45).

Ценовую информацию, используемую при определении НМЦК методом анализа рынка, может ввести сам пользователь на основе коммерческих предложений, полученных от поставщиков, или запроса цен в ЕИС. Если ценовой информации у пользователя нет, система поможет подобрать подходящие цены из контрактов, исполненных без применения неустоек из  реестра контрактов ЕИС.  Для сопоставимости условий исполненного контракта с планируемой закупкой предусмотрена гибкая система настроек и фильтров. Можно настроить выбор региона заказчика / поставщика, даты заключения и срока исполнения контракта, наименования товара, его характеристик, цены, количества товара в контракте. Для приведения цен к текущему уровню можно применять коэффициенты повышения цен в зависимости от периода закупки и от способа закупки. Автоматический расчет и контроль коэффициента вариации обеспечит однородность цен в расчете. Система рассчитает нужный пользователю результат: минимальную цену для определения ЦК с единственным поставщиком или среднюю цену для установления НМЦК в конкурентной закупке. По кнопке «Сформировать отчет» выгружается печатная форма расчета в выбранном пользователем формате.

В программе «Эконом-Эксперт» предусмотрено обоснование цены в закупках с неопределенным объемом (ч. 24 ст. 22 44-ФЗ). В этом случае определяется начальная цена единицы товара (работы или услуги), начальная сумма цен единиц, максимальное значение цены контракта. Переход к такому расчету осуществляется по переключателю «Невозможно определить кол-во ТРУ».  

Ошибки при расчете НМЦК и их последствия

Контролирующие органы по результатам проверочных мероприятий выявляют нарушения и выделяют самые распространенные ошибки:

– неверный выбор метода обоснования начальной (максимальной) цены контракта;

– отсутствие обоснования ЦК (обязанность ч.4 ст.93 № 44-ФЗ);

– не применен порядок определения НМЦК, не применена Методика расчета НМЦК;

– неверный расчет НМЦК (математические ошибки в расчете);

– неверный подбор информации о расчете (коммерческие предложения с истекшим сроком действия, использование при расчете информацию о ценах неидентичных ТРУ, использование информации о ценах из реестра контрактов по неисполненным контрактам, использование усредненных данных без их расчета или без подтверждения первоисточников и т.д).

При этом необходимо помнить, что в соответствии со ст.38 № 44-ФЗ и Приказом Минфина России N 158н [15] вопросами определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта занимается контрактный управляющий или сотрудник контрактной службы.

Внимание! Несоблюдение порядка и формы обоснования НМЦК может привести к ответственности по ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ, что грозит должностному лицу заказчика административным штрафом в размере 10 тысяч рублей.

Обжалование НМЦК участниками закупки

Результатом надлежащего ценообразования является эффективное расходование бюджетных средств. Именно поэтому органы власти, контролирующие органы, прежде всего Федеральное Казначейство (ФК) и его территориальные управления, обращают пристальное внимание на обоснование НМЦК.

Если НМЦК закупки занижена, то велика вероятность того, что торги не состоятся из-за отсутствия участников. Напротив, завышенная по сравнению с рыночным уровнем НМЦК привлечет участников закупки и, скорее всего, будет снижена на торгах. Но неправильно сформированная НМЦК вызывает вопросы у участников закупки и может стать объектом внимания контрольных органов.

Антимонопольные органы, как правило, не рассматривают жалобы участников на неправильный расчет НМЦК. Федеральная антимонопольная служба, проводя проверочные мероприятия, может выявить нарушения, связанные с некорректным обоснованием НМЦК. При этом у антимонопольного органа нет полномочий выносить решения и выдавать предписания нарушителям, поэтому материалы таких дел передаются органу финансового контроля, которые, в свою очередь, проводят проверку, если находят нарушения, штрафуют заказчика. В этой части рекомендуем ознакомиться с Письмом ФК N 07-04-05/21-38919 [17], с Обзором результатов контрольной деятельности в субъектах РФ, выявленных системных и систематических недостатков и нарушений, а также положительной практики, направленной на предупреждение нарушений в финансово-бюджетной сфере в I полугодии 2023 года.

Практические рекомендации по определению НМЦК

Анализ правоприменительной практики и материалов, размещаемых контрольными органами  по результатам проверок, позволяет сформулировать общие рекомендации заказчикам, которых необходимо придерживаться при подготовке обоснования НМЦК. Для метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) их суть состоит в следующем:

  1. Будьте внимательны к источникам информации о ценах на закупаемые товары (работы или услуги). Цены можно получить из запроса заказчика или на основании общедоступной информации. В запросе должны содержаться основные условия будущей закупки, срок ответа и способ передачи ответа.
  2. Убедитесь, что товары (работы или услуги), указанные в ценовой информации, являются идентичными (однородными), а условия сопоставимы с планируемой закупкой (объемы, сроки поставки).
  3. Проверьте, что поставщики, предоставившие коммерческие предложения, реально занимаются деятельностью, предмет которой закупается.
  4. Проконтролируйте, что участники рынка, предоставившие ценовую информацию, не являются аффилированными между собой лицами.
  5. Если поставка товара (выполнение работы, оказание услуги) подлежат лицензированию, саморегулированию, то коммерческие предложения нужно запрашивать у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которые соответствуют установленным требованиям.
  6. Не используйте информацию о ценах товаров (работ, услуг) из контрактов, которые не исполнены, или по которым взыскивались неустойки из-за нарушений поставщика (п. 1 ч. 18 ст. 22 44-ФЗ). См.  письмо Минфина России от 12.03.2020 № 24-01-08/18892.
  7. Если закупка проводится для целей достижения минимальной доли закупок российских товаров, то в силу п. 3 постановления Правительства РФ от 03.12.2020 №2014 при определении НМЦК методом анализа рынка ценовые запросы в первую очередь направляются субъектам промышленности из ГИСП. Если в системе есть информация о менее 3 субъектах, направляются запросы о цене также иным поставщикам идентичной (однородной) продукции из ЕАЭС, у которых есть исполненные контракты в реестре контрактов.

Анализ судебной практики по спорам, связанным с НМЦК

Если цена закупаемого товара превышает предельную цену, установленную документом по нормированию, такую закупку может проверить прокуратура.

Администрация муниципального района провела электронный аукцион на поставку легкового автомобиля. При этом стоимость автомобиля, определенная методом анализа рынка, превысила предельную стоимость транспортных средств, установленную для категории «руководители» Постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 № 927. Прокуратура, проверив данную закупку, нашла нарушение закона и посчитала сделку ничтожной. Арбитражный суд поддержал заказчика, но суды апелляционной и кассационной инстанции встали на сторону прокуратуры. По их мнению, заказчик нарушил запрет, установленный для стоимости транспортных средств категории «руководители» и приобрел товар по завышенной стоимости. В результате сделка признана ничтожной, администрацию обязали вернуть продавцу автомобиль, а продавца администрации – деньги. Верховный суд не стал пересматривать дело [19].

Получение ценовой информации у аффилированных лиц может стать предметом судебных разбирательств.

Заказчик обосновал НМЦК на оценку технического состояния автомобильных дорог с помощью коммерческих предложений, полученных от аффилированных лиц. Заказчик, являясь профессиональным участником закупочной деятельности, «…знал о конкурентных рынках по профилю своих потребностей в зависимости от конкретного вида работ, по которому направлялся запрос на коммерческие предложения, однако последовательно формировал запросы, организовывал и проводил поиск потенциальных участников торгов среди аффилированных лиц. Это позволяло им согласовывать участие в торгах и подаваемые ценовые предложения при формировании НМЦК [20].

Заказчик необоснованно укрупнил лоты, в результате торги проводились с минимальным снижением цены. Управление ФАС по Санкт-Петербургу установило в действиях заказчика и подрядчиков нарушения Закона о защите конкуренции [21]. Суды первой и апелляционной инстанций отменили решение УФАС, но окружной суд подтвердил его законность [22]. Верховный суд не стал пересматривать дело [23].

Вопросы и ответы по расчету и обоснованию НМЦК

Можно ли уменьшить НМЦК до размера лимитов бюджетных обязательств, если размер НМЦК превосходит доведенные до заказчика лимиты?

В соответствии с п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ государственные и муниципальные контракты оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных п. 3 указанной статьи. Устанавливая НМЦК сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств, заказчик может нарушить вышеуказанное требование, так как по результатам торгов снижение цены происходит далеко не всегда. Соответственно, если расчет НМЦК дает сумму, превышающую лимиты бюджетных обязательств, в качестве НМЦК может быть указана сумма лимитов бюджетных обязательств. Такой подход сформулирован в письмах Минэкономразвития России от 10.11.2015 NД28и-3328, от 11.06.2015 N Д28и-1628, от 27.01.2016 N Д28и-245, от 01.11.2016 N Д28и-2883, от 19.10.2015 N Д28и-3133, от 17.08.2015 N Д28и-2473, от 28.07.2016 N Д28и-1904, от 03.03.2014 N Д28и-254 и в письмах Минфина России от 10.09.2020 N 24-01-08/79621, от 11.09.2017 N 24-01-10/58699, от 28.08.2020 N 24-01-08/75606, от 06.10.2021 N 24-06-06/80818. Судебная практика также подтверждает правомерность такого подхода (см. Постановление АС Уральского округа от 30.04.2021 N Ф09-1914/21 по делу N А76-45161/2019, Постановление 2 ААС от 19.07.2021 N 02АП-2894/21 по делу N А28-7723/2020, Постановление 14 ААС от 02.09.2021 N 14АП-7246/21 по делу N А44-7175/2020, Постановление 6 ААС от 02.05.2017 N 06АП-1514/17). Следует отметить, что бюджетные, автономные учреждения и унитарные предприятия не являются получателями лимитов бюджетных обязательств, поэтому возможность снижения НМЦК до суммы выделенных средств на них не распространяется.

Может ли заказчик заключить контракт с единственным участником аукциона по цене ниже, чем НМЦК закупки?

Снижение цены на этапе заключения контракта Законом № 44-ФЗ не предусмотрено. После заключения контракта, стороны вправе внести в него изменения и снизить его цену на основании п. 1.1. ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ (при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта).

Необходимо ли обосновывать НМЦК по договорам с единственным поставщиком, заключаемым по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ?

Заказчик обязан определить цену в соответствии со ст.22 Закона № 44-ФЗ. Обосновывать цену он не обязан. В соответствии с ч. 4 ст.93 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик определяет цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6, 11, 12, 16, 18, 19, 22, 23, 30 – 35, 37 – 41, 46 и 49 части 1 настоящей статьи, заказчик обосновывает такую цену в соответствии с настоящим Федеральным законом и включает в контракт обоснование цены контракта.

Таким образом, обосновать цену контракта и включить обоснование в контракт заказчик должен только в случаях, указанных во втором предложении ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Но во всех закупках у единственного поставщика определение цены контракта должно проводиться в соответствии со ст. 22 Закона № 44-ФЗ. Таким образом, при определении цены методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) у заказчика должна быть ценовая информация, на основе которой рассчитана цена контракта (например, коммерческие предложения). Указанные выводы соответствуют позиции, сформулированной Минфином России в письме от 17 апреля 2023 г. N 24-06-06/34437(вопрос 2).

Перспективы развития регулирования НМЦК в России

На наш взгляд, участникам рынка госзакупок в ближайшем будущем следует ожидать принятия новых нормативных правовых актов, регламентирующих правила определения НМЦК в различных сферах деятельности. К ним относится, в первую очередь, порядок определения НМЦК при закупках топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин. Проект такого порядка был размещен в конце 2023 года ФАС России.

Аналогично, п. 6 постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 устанавливает, что определение НМЦК в закупках радиоэлектронной продукции с ограничениями допуска должно проводиться в особом порядке, разработанном Минпромторгом по согласованию с Минфином и ФАС России. На сегодняшний день такой порядок отсутствует.


[1] Федеральный закон от 05.04.2013г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее по тексту – N 44-ФЗ)

[2] Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 “Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее по тексту – Приказ Минфина N 567)

[3] Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее по тексту – N 275-ФЗ)

[4] Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» ” (далее по тексту – N 161-ФЗ)

[5] Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ “Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”(далее по тексту – N 220-ФЗ)

[6] Приказ Министерства здравоохранения РФ от 19 декабря 2019 г. N 1064н “Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения”(далее по тексту – Приказ Минздрава N 1064н)

[7] Приказ Министерства транспорта РФ от 20 октября 2021 г. № 351 “Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом”(далее по тексту – Приказ Минтранса N 351)

[8] Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 мая 2020 г. N 450н “Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок медицинских изделий” (с изменениями и дополнениями) (далее по тексту – Приказ Минздрава N 450н)

[9] Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 23 декабря 2019 г. N 841/пр “Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства” (с изменениями и дополнениями) (далее по тексту – Приказ Минстроя N 841/пр)

[10] Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 15 февраля 2021 г. № 45 “Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок охранных услуг” (далее по тексту – Приказ Росгвардии N 45)

[11] Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 28 февраля 2023 г. № 639 “Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок продукции судостроительной промышленности (за исключением продукции, закупка которой осуществляется в рамках государственного оборонного заказа)” (далее по тексту – Приказ Минпромторга N 639)

[12] Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. N 2014 “О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком” (далее по тексту – Постановление N 2014)

[13] Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 21 августа 2023 г. № 604/пр “Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, предметом которого может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методики составления сметы такого контракта и порядка изменения цены такого контракта в случаях, предусмотренных подпунктом “а” пункта 1 и …” (документ не вступил в силу) (далее по тексту – Приказ Минстроя N 604/пр)

[14] Письмо Минфина России от 17.04.2023 N 24-06-06/34437 “О рассмотрении обращения” (далее по тексту – Письмо Минфина N 24-06-06/34437)

[15] Письмо Минфина России от 11.05.2023 г. № 24-06-09/42427 “О рассмотрении обращения” (далее по тексту – Письмо Минфина N 24-06-06/34427)

[16] Приказ Минфина России от 31 июля 2020 г. № 158н “Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе”(далее по тексту – Приказ Минфина N158н)

[17] Письмо Федерального Казначейства России N 07-04-14/20-1135“О рассмотрении обращения” (далее по тексту – Письмо ФК N 07-04-14/20-1135)

[18] Письмо Федерального казначейства России от 26 декабря 2023 г. N 07-04-05/21-38919 “О направлении Обзора недостатков и нарушений” (далее по тексту – Письмо ФК N 07-04-05/21-38919)

[19] Решение Арбитражного суда Калужской области от 28 мая 2019 г. по делу N А23-4610/2018, Определение Верховного Суда РФ от 7 сентября 2020 г. N 310-ЭС20-11342 по делу N А23-4610/2018.

[20] Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 октября 2019 г. N 1-11-3/78-06-19.

[21] Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ
«О защите конкуренции».

[22] Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 ноября 2021 г. N Ф07-11645/21 по делу N А56-114280/2019

[23] Определение Верховного Суда РФ от 11 марта 2022 г. N 307-ЭС22-837 по делу N А56-114280/2019


Понравилась статья?

Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить новые материалы в нашем блоге


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *