Дополнительные требования к участникам закупки

Требования к участникам закупки установлены ст. 31 Закона № 44-ФЗ (далее –Закон) и подразделяются на единые (Закон, ст. 31, ч. 1, п.п. 1 – 11), отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков (далее -РНП) (Закон, ст. 31, ч. 1.1) и дополнительные требования (Закон, ст. 31,части 2 и 2.1).

Единые требования к участникам, указанные в ч. 1 ст. 31 Закона, заказчик устанавливает при применении конкурентных способов и при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 Закона, однако и в остальных случаях закупок у единственного поставщика не предусмотрены отступления от требований п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона, что участник закупки не может быть офшорной компанией (Закон, ст. 31, ч. 1, п. 10) и не является иностранным агентом (Закон, ст. 31, ч. 1, п. 10.1).

Рекомендуем во всех случаях заключения контракта у единственного поставщика включать в него пункт следующего содержания: «Подписанием настоящего контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) подтверждает свое соответствие единым требованиям, установленным ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ»

Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 ст. 31 указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки (Закон, ст. 42, ч. 1, п. 12). Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам в нарушение требований Закона. Указанные требования предъявляются в равной мере ко всем участникам (Закон, ст. 31, части 5 – 7).

Заказчик вправе установить требование об отсутствии в РНП информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке (Закон, ст. 31, ч. 1.1). Заказчик обязан установить требование об отсутствии в РНП информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с п/п. «в» п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении РФ [постановление Правительства (далее – ПП) РФ от 29.12.2021 № 2571, п. 3 «б»].

В случае установления Правительством РФ в соответствии с ч. 2 дополнительных требований к участникам заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования (далее – доптребования) (Закон, ст. 31, ч. 4).

Закупочная комиссия обязана проверить соответствие участников требованиям, указанным в п.п. 1 и 7.1, п. 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур) ч. 1 и ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона, требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 ст. 31 (если установлены).

Комиссия вправе проверять соответствие участников требованиям, указанным в п.п. 35, 7, 8, 9, 11 ч. 1 ст. 31 Закона, а также при проведении электронных процедур требованию п. 10 ч. 1 ст. 31.

Комиссия не вправе возлагать на участников обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством РФ в соответствии с частями 2 и 2.1 ст. 31 (Закон. Ст. 31, ч. 8).

 

  1. I. Дополнительные требования к участникам закупки. Установлены ч. 2 и ч. 2.1 ст. 31 Закона.
  2. При этом отметим:

а) приоритет части 2 ст. 31. Дополнительные требования по части 2.1 применяются в отношении участников, к которым не применены доптребования в соответствии с ч. 2;

б) перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок доптребованиям, указанным в частях 2 и 2.1, устанавливается Правительством РФ (Закон, ст. 31, ч. 3);

  1. Дополнительные требования по части 2 установлены ПП РФ от 29.12.2021 № 2571. Перечень из 41 позиции закупок и дополнительных требований сгруппирован в 10 разделов.

Каждая из позиций содержит необходимые требования к участнику, а также перечень информаций и документов, подтверждающих соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям.

Внимание!

23 сентября 2024 г. опубликовано постановление Правительства РФ № 1285, которым внесены изменения в ПП РФ № 2571. В том числе, Перечень дополнен новой позицией № 36.1. Вступает в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования.

  1. Дополнительные требования по части 2.1. Если при применении конкурентных способов НМЦК, сумма НМЦК (при проведении совместного конкурса, аукциона) составляет 20 млн. рублей и более, заказчик (за исключением случая, если установлены доптребования по ч. 2 ст. 31) устанавливает доптребование об исполнении участником (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки контракта или договора, заключенного в соответствии с ФЗ № 223-ФЗ при условии исполнения таким участником требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее 20% НМЦК (Закон, ст. 31, ч. 2.1).
  1. II. Новые подходы в правоприменении: некоторые правила применения доптребований, вытекающие из сложившейся практики.
  2. Дополнительные требования необходимо устанавливать независимо от сферы деятельности заказчика, за исключением позиций, содержащихся в ПП РФ № 2571, которыми это прямо предусмотрено. Пример практики, когда контролеры решили, что доптребования в закупке применяют независимо от сферы деятельности заказчика (решение ФАС России от 17.02.2022 по делу № 28/06/105-359/2022): участник закупки услуг по уборке помещений суда пожаловался, что заказчик незаконно установил дополнительные требования. Так как, по мнению заявителя, их необходимо применять в случае, если сфера деятельности заказчика относится к здравоохранению, образованию или науке.

Аналогичного мнения придерживается Минфин России в своих письмах от 14.02.2022 № 24-01-09/10138; от 14.04.2023 № 24-06-09/33774, в соответствии с которым вид или сфера деятельности заказчика не образует условия применения дополнительных требований к участникам закупки. Наименования разделов, а также позиций, указанных в приложении к ПП РФ № 2571, сформированы в отношении сферы закупаемых товаров, работ, услуг и не предусматривают соотнесения с видами или сферами деятельности заказчика. Такая же позиция содержится в решениях ряда территориальных органов (решение СПб УФАС России от 18.04.2022 по делу № 44-1161/22; решение Ставропольского УФАС РФ от 01.03.2022 по делу № 026/06/42-298/2022).

Примечание: указанная правовая позиция контрольных органов и Минфина РФ получила нормативное закрепление в ПП РФ № 2571 (см. изменения, внесенные ПП РФ от 23.09.2024 № 1285).

Однако в практике есть решения, содержащие противоположную точку зрения: решение Владимирского УФАС РФ от 16.02.2022 № 033/06/31-81/2022; решение Московского УФАС РФ от 31.01.2022 по делу № 077/06/106-1290/2022. Один из самых ярких примеров, представляющих позицию о том, что дополнительные требования необходимо применять с учетом сферы деятельности заказчика, представлен в постановлении АС Московского округа от 19.12.2022 по делу № А40-53872/2.

  1. Закупка не должна содержать не связанные между собой товары, работы, услуги. Заказчик разместил извещение на проведение аукциона на оказание услуг по комплексному обслуживанию помещений с НМЦК 28,7 млн руб. В перечень услуг заказчик включил техническое обслуживание и текущий ремонт конструктивных элементов здания, комплекса инженерных коммуникаций, услуги по уборке помещений. На закупку в ФАС РФ поступило шесть жалоб на действия заказчика за неправомерное объединение в составе одного лота не связанных между собой видов работ. Такие требования ограничили число участников, поскольку не все имеют достаточное количество квалифицированного персонала под все виды работ. По каждому виду услуг заказчик установил разные дополнительные требования по ПП РФ № 2571, что также привело к необоснованному ограничению участников.

Указанные в закупке услуги образуют отдельную правоспособность участия в закупке, которая предусмотрена позициями 14, 15 и 36 приложения к ПП РФ № 2571. Комиссия по контролю рассмотрела жалобы и признала их обоснованными.

  1. Сложившаяся практика, что в одной закупке нельзя установить сразу два доптребования по части 2 ст. 31 Закона, была изменена Верховным судом РФ.

3.1. По мнению контрольных органов и экспертов, в одном извещении об осуществлении закупки нельзя устанавливать сразу два дополнительных требования. Причем следует сделать акцент на том, что речь идет как об установлении требований в рамках ч. 2 ст. 31 Закона (заказчикам не следует включать в один лот работы из разных позиций дополнительных требований), так и об установлении требований в соответствии с ч. 2 и ч. 2.1 ст. 31 Закона (так как условия применения норм, регламентирующих установление дополнительных требований по данным частям, являются взаимоисключающими, а именно, требования по ч. 2.1 Закона устанавливаются, когда НМЦК, сумма НМЦК (в случае совместного конкурса или аукциона) составляет 20 млн руб. и более, но при условии, что в таком извещении об осуществлении закупки не должны быть установлены требования по ч. 2 Закона). Примеры практики: постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2023 № 09АП-7855/2023 по делу № А40-196378/2022; решение ФАС РФ от 04.07.2022 по делу № 28/06/105-2185/2022 и др.

3.2. Однако в апреле 2024 года практика поменялась. По обстоятельствам дела УФАС по г. Москве признал заказчика нарушившим ПП РФ № 2571, поскольку при закупке технического обслуживания систем кондиционирования и вентиляции, климатического оборудования в комплексе зданий музея заказчик установил в извещении одновременно 2 доптребования:

1) из п. 5 приложения: наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда. Цена выполненных работ, оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20% НМЦК;

2) из п. 14 приложения: наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по техническому обслуживанию зданий, сооружений, цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК).

Комиссия УФАС признала жалобу участника обоснованной и указала, что установление доптребований по двум позициям Приложения к ПП РФ № 2571 неправомерно, поскольку исключает возможность участия в закупке субъектов, обладающих опытом выполнения работ по техобслуживанию зданий, и не обладающих опытом оказания услуг, выполнения работ связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев.

Арбитражный суд г. Москвы отказал заказчику в удовлетворении требования о признании решения Московского УФАС недействительным. Девятый арбитражный апелляционный суд, (далее – ААС) наоборот, согласился с позицией заказчика и признал решение УФАС недействительным. Арбитражный суд Московского округа оставил в силе постановление 9-го ААС (постановление от 25.12.2023 № Ф05-29375/2023 по делу N А40-22121/2023).

УФАС обратилось в Верховный суд (далее – ВС) с кассационной жалобой. В итоге 05.04.2024 г. ВС вынес определение об отказе в передаче кассационной жалобы в экономическую коллегию ВС, тем самым окончательно подтвердив правомерность предъявления заказчиком двух доптребований в рамках одной закупки. (Определение от 05.04.2024 по делу № А40-22121/2023).

  1. Для закупки строительных работ с доптребованиями подойдут акты приемки в любой форме. В извещении о строительной закупке заказчик установил доптребования к опыту на линейном объекте. Участник подтвердил квалификацию в том числе договором, КС-2, КС-3 и актом о завершении работ.

Заказчик отклонил заявку за неполный комплект документов. В нем не было актов приемки законченного строительством объекта, которые названы в постановлении о доптребованиях. Речь идет, в частности, о КС-11 и КС-14.

Контрольный орган  и суды заказчика не поддержали:

– при исполнении договора, который представил участник, составляли лишь КС-2, КС-3 и акт о завершении работ. Все документы приложили к заявке;

– применять формы КС-11 и КС-14 не обязательно. Стороны договорились, что не будут их составлять;

– постановление о доптребованиях называет только возможные варианты актов приемки. Этот перечень не закрытый.

Внимание! В практике есть и иная позиция: постановление АС Западно-Сибирского округа от 22.02.2024 по делу № А45-24501/2022.

  1. Дополнительные требования при закупке ремонта дороги: УФАС не поддержало отклонение заявки. Участник закупки работ по текущему ремонту автодороги пожаловался на то, что его заявку незаконно отклонили. Для оценки опыта он представил договор на ремонт тротуаров, но заказчик решил, что такой документ не подходит.

Контрольный орган поддержал участника: подтвердить опыт можно было в том числе договором на ремонт автодороги. Тот, что представил участник, следовало принять, поскольку по Закону об автодорогах тротуар — это их часть. Отметим, Ставропольское УФАС уже высказывало сходное мнение: решение от 06.03.2024 по делу № 026/06/106-449/2024.

III. Ошибки в применении доптребований: примеры из практики ФАC за 2023 – 2024 годы.

  1. Не были установлены дополнительные требования. Заказчик может быть привлечен к административной ответственности, если он не установил доптребования, когда есть основания для их установления.

Примечание. Размещение должностным лицом заказчика в единой информационной системе в сфере закупок с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе

– влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц – пятидесяти тысяч рублей (КоАП РФ. Ст. 7.30, ч. 1.4).

Бурятское (решение от 11.01.2024 №003/06/31-879/2023), Башкортостанское (решение  от 02.02.2024 № ТО002/06/106-127/2024) Новосибирское (решение от 29.02.2024 № 054/06/31-452/2024), Калининградское (решение от 02.05.2024 № 039/06/50-324/2024) УФАС выдали заказчикам предписания об устранении нарушений законодательства в связи с тем, что они не установили в извещении доптребования с учетом наименования объекта закупки и НМЦК.

  1. Не учитывалась минимальная цена, при которой устанавливают доптребования (см. ПП РФ № 2571, п. 3а). Татарстанское УФАС обратило внимание, что заказчик установил доптребования при закупке работ в сфере дорожной деятельности для муниципальных нужд без учета НМЦК, при которой они должны быть установлены (5 млн. руб., а доптребования применяют при превышении этого значения).

Ставропольское УФАС (решение от 05.02.2024 № 026/06/106-166/2024) нашло нарушение в том, что заказчик без оснований установил доптребования, когда приобретал работы по ремонту автодороги. При закупке для муниципальных нужд их следовало применять, если НМЦК выше 5 млн руб. В данном случае цена была намного ниже.

Кемеровское УФАС (решение от 08.02.2024 № 042/06/31-133/2024) сочло лишним доптребование, которое установили при закупке работ по подготовке проектной документации для муниципальных нужд. НМЦК составляла ровно 5 млн руб. Доптребования применяют при превышении этого значения.

Тывинское УФАС (решение от 06.05.2024 № 017/06/105-194/2024) тоже не поддержало заказчика. Он приобретал работы по капремонту и установил доптребования, которые применяют при цене для муниципальных нужд. Но заказчик не учел, что источник финансирования закупки – средства федерального бюджета. При закупках для федеральных нужд доптребования применяют, если НМЦК выше 10 млн руб. А НМЦК закупки составляла только 6 млн. руб.

  1. Были неоднозначно установлены доптребования. Красноярское УФАС нашло нарушение в том, что доптребования не установлены в самом извещении, а только в электронном документе — приложении к нему.

Астраханское УФАС обратило внимание, что доптребования в извещении приведены, а в требованиях к содержанию и составу заявки и инструкции по заполнению не указаны, какие документы нужно представить и как это сделать.

Томское УФАС сочло нарушением требование о том, что участники представляют документы для подтверждения соответствия доптребованиям в составе заявки. Такие документы направляет заказчику оператор электронной площадки.

  1. Была выбрана неверная позиция доптребований. Томское УФАС решило, что заказчик при закупке работ по строительству линий электроосвещения на автодорогах общего пользования неверно установил доптребования в сфере градостроительной деятельности, вместо дорожной. Уличное освещение — элемент обустройства автодорог.

ВС РФ (определение от № 304-ЭС23-8057 от 09.06.2023) поддержал суды, которые посчитали иначе:

– отдельное строительство элемента обустройства, в т.ч. того, что предназначено для освещения автодорог, нельзя считать работами в дорожной сфере. Их относят к работам по строительству линейного объекта в градостроительной сфере;

– то, что работы ведут на полосе отвода автодороги с учетом функционального назначения строящегося объекта, не означает, что они относятся к дорожной сфере.

Иркутское УФАС поправило заказчика, который закупал работы по текущему ремонту автодороги, а доптребования установил для работ по ее капремонту. Постановление о доптребованиях разделяет текущий и капитальный ремонты. При принятии решения контролеры учли, в частности, наименование объекта закупки и состав работ.

Арбитражный суд Поволжского округа (решение от 22.09.2023 № Ф06-8010/2023) решил, что заказчик установил неправильную позицию доптребований при закупке работ по ремонту автодороги:

– по классификации работ по ремонту и содержанию дорог работы из сметы относят к капитальным;

– доптребования следовало установить для работ по капремонту, а не по текущему ремонту дороги.

ВС РФ не стал пересматривать дело (определение от 10.01.2024 № 306-ЭС23-26955).

Свердловское УФАС (решение от 07.05.2024 № 055/06/106-1607/2024) тоже поправило заказчика, который выбрал неверную позицию при закупке работ по ремонту светофорного объекта. Он отнес их к работам по благоустройству. Контролеры решили, что с учетом классификации работ по ремонту и содержанию дороги они относятся к текущему ремонту.

IV. Внесены изменения в постановление Правительства РФ № 2571. (См. Официальное опубликование правовых актов http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202409230016).

В соответствии с внесенными изменениями в пункт 3 «а» доптребования применяются вне зависимости от сферы деятельности заказчика: «Установить, что:

а) положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиция приложения к настоящему постановлению (далее – приложение) применяется с учетом положений настоящего пункта в случае, если объект закупки включает один или несколько закупаемых товаров, работ, услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции графы «Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, наименование товаров, работ, услуг, являющихся объектом отдельных видов закупок» вне зависимости от сферы осуществления деятельности заказчика …» (выделено автором).

Изменены понятия применения подтверждающего договора ряда позиций приложения к графе «Дополнительным требованиям к участникам закупки» (п. 3, п/п. «б», абз. 6).

Внесены изменения в 14 позиций приложения к постановлению (1, 2, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 17, 18, 23, 33), включена новая позиция № 36.1 «Услуги по стирке, чистке (в том числе химической) изделий текстильных».

Использованы материалы СПС КонсультантПлюс, СПС «Гарант», сайта Гражданский контроль государственных закупок gkgz.ru, журналы «Вестник Института госзакупок», № 03, март 2024, Госзаказ в вопросах и ответах №2, 2024 г., обзор: «Ошибки применения дополнительных требований в госзакупках: примеры из практики за 2023 – 2024 годы» (КонсультантПлюс, 2024)



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *