Постановление Правительства РФ № 616[1] устанавливает запрет на допуск иностранных промышленных товаров к госзакупкам по Закону № 44-ФЗ[2]. ПП РФ № 616 является одним из инструментов системы национального режима при осуществлении закупок, сформулированной ст. 14 Закона № 44-ФЗ. Целями применения национального режима, в том числе, установления запрета на допуск, является защита основ конституционного строя, обеспечение обороны страны и безопасности государства, защита внутреннего рынка РФ, развитие национальной экономики, поддержка российских товаропроизводителей.
В нашей статье мы рассмотрим ряд вопросов, связанных с практическим применением ПП РФ № 616.
Уже на стадии планирования заказчику необходимо проверить, действуют ли в отношении объекта закупки нормативные правовые акты, устанавливающие запреты / ограничения / условия допуска, в том числе, ПП РФ № 616. Неприменение или неправильное применение приказов, постановлений по национальному режиму может повлечь для должностного лица заказчика административную ответственность по ч.1.4 ст. 7.30 КоАП РФ (штраф в размере 15000 руб.) или по ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (штраф в размере 3000 руб.)
Вопрос №1. Будет ли являться нарушением неустановление запрета по ПП РФ № 616 при наличии товара в Перечне[3]?
Ответ: за нарушение норм п. 1 ПП РФ № 616 заказчик может быть привлечен к административной ответственности.
Рассмотрим в качестве примера решение Московского областного УФАС России от 11.10.2022 по делу № 050/06/105-37205/2022 (далее – Московское областное УФАС России).
Заказчик закупал товары, включенные в Приложение №1 к приказу №126н. Но в Техническом задании были установлены требования к характеристикам товара «Ноутбук», который входит в Перечень товаров, утвержденных ПП РФ № 616. Таким образом, Заказчик объединил в одном контракте промышленные товары, включенные в Перечень, и не включенные в него.
Комиссия Московского областного УФАС России, рассмотрев дело, пришла к выводу о том, что действия Заказчика в части не установления запрета на допуск в соответствии с ПП РФ № 616, нарушают ч. 3 ст. 14 Закона №44-ФЗ и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ[4].
ПП РФ №616 применяется и в конкурентных закупках, и в закупках у единственного поставщика. Указанная позиция сформулирована Минпромторгом России[5] и Минфином России[6], а также находит подтверждение в правоприменительной практике[7]. Тем не менее, вопросы относительно установления запрета в закупках у единственного поставщика все равно остаются.
Вопрос №2. Применяется ли запрет на допуск промышленных товаров иностранного происхождения, установленный ПП РФ № 616, при закупке у единственного поставщика – учреждения (предприятия) уголовно-исполнительной системы в соответствии с нормами п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ?
Ответ: да, применяется.
В соответствии с нормами п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае, если
производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются учреждением и (или) предприятием уголовно-исполнительной системы, в том числе для нужд исключительно организаций, предприятий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1292 «Об утверждении перечня товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и (или) предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе для нужд исключительно организаций, предприятий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (далее – ПП РФ № 1292 и Перечень ТРУ, утв. ПП РФ № 1292 – соответственно).
Нормами ПП РФ № 616 установлены запреты на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза) (далее – ЕАЭС), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по Перечню, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением государств – членов ЕАЭС), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства (п. 1 и п. 2 ПП РФ № 616).
Запреты, установленные п. 1 и п. 2 ПП РФ № 616, распространяются также на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, в том числе являющиеся предметом лизинга (п. 4 ПП РФ № 616).
Таким образом, при осуществлении закупки товаров, включенных в Перечень, устанавливается запрет, предусмотренный ПП РФ № 616.
В соответствии с нормами п. 10 ПП РФ № 616 для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным ПП РФ № 616, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке:
– в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, – номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 22-27 и 29 Перечня), а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации[8] (https://gisp.gov.ru/pp719v2/pub/prod/);
– в отношении товаров, страной происхождения которых является государство – член ЕАЭС, за исключением Российской Федерации, – номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства – члена ЕАЭС[9] (https://erpt.eecommission.org/Goods);
– в отношении товаров, страной – которых являются Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, – номера реестровых записей из реестра, указанного в пп. «в» п. 6 ПП РФ № 616 (https://gisp.gov.ru/pp719v2/pub/otherprod/).
При этом в случае предоставления участником закупки в составе заявки информации из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров без указания совокупного количества баллов, указанного в абзацах втором и третьем п. 10 ПП РФ № 616, или с указанием такого совокупного количества баллов, не соответствующего требованиям, установленным для целей осуществления закупок ПП РФ № 719 или Решением Совета ЕЭК № 105 соответственно, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств.
ВАЖНО! Вышеуказанные положения в равной мере относятся ко всем участникам закупки, в том числе в случае, если участником закупки являются учреждение и (или) предприятие уголовно-исполнительной системы (далее – УИС).
ВАЖНО! Категории участников, которые относятся к учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы закреплены Постановлением Правительства РФ от 01.02.2000г. № 89 «Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему».
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что:
при осуществлении закупки у единственного поставщика в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ предусмотренные нормами ПП РФ № 616 запреты на допуск товаров иностранного происхождения применяются в случае закупки товаров, включенных в Перечень ТРУ, утв. ПП РФ № 1292 , и наличия такого товара в Перечне , утвержденном ПП РФ № 616[10].
Если закупаемый товар, включен в перечень ПП РФ № 616, то участник закупки в своей заявке может предложить только продукцию, происходящую из России или других государств – членов ЕАЭС. При этом п.3 ПП РФ № 616 содержит ряд исключений, позволяющих заказчику в определенных случаях закупать иностранные товары, не устанавливая запрет.
Вопрос №3. Является ли нарушением несоблюдение норм п. 3 ПП РФ № 616?
Ответ: да, является.
Запреты, установленные нормами ПП РФ №616, не применяются в следующих случаях (п. 3 ПП РФ №616):
1) отсутствие на территории Российской Федерации производства промышленного товара, которое подтверждается:
– в отношении промышленных товаров, предусмотренных Перечнем, – наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, утв. Приказом Минпромторга России от 29.05.2020 № 1755 либо наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, сведения о поставке которого отнесены к государственной тайне, выдаваемого в порядке, утв. Минпромторгом России;
– в отношении иных товаров, не предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами и приобретаемых для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, – заказчиком самостоятельно;
2) закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 19 – 21, 28, 50, 142 и 145 перечня);
3) необходимость обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 40 – 43, 70 – 76, 78 – 86, 94 – 117 и 134 перечня);
4) закупки, осуществляемые ФСБ России, ФСО России, СВР России, органами внешней разведки Минобороны России, МВД России, Росгравдии и подведомственными им организациями (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 – 7, 52 – 57, 73 – 75 и 81 перечня, в отношении товаров, указанных в пунктах 47 – 51 перечня, при условии закупки одной единицы товара, стоимость которой равна или менее 2 млн. рублей), Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации и подведомственными ему организациями (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 – 7, 52 – 57 и 81 перечня, в отношении товаров, указанных в пунктах 47 – 51 перечня, при условии закупки одной единицы товара, стоимость которой равна или менее 2 млн. рублей), Управлением делами Президента Российской Федерации и подведомственными ему организациями (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 3 – 7, 52 – 57, 73 – 75 и 81 перечня, в отношении товаров, указанных в пунктах 47 – 51 перечня, при условии закупки одной единицы товара, стоимость которой равна или менее 2 млн. рублей);
5) закупки товаров ФСО России, осуществляемые в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны, а также закупки транспортных средств МВД России для обеспечения безопасности объектов государственной охраны и проведения оперативно-поисковых мероприятий;
6) закупки товаров в целях оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, в целях проведения специальной военной операции, мобилизационной подготовки, мобилизации, осуществления деятельности на территории, на которой введено военное положение (выделенный курсивом фрагмент введен с 20.01.2023г. в соответствии с нормами ПП РФ № 2559 от 29.12.2022г.).
Рассмотрим пример, который приведен в Решении Челябинского УФАС России от 12.04.2022 по делу № 074/06/105-827/2022 (157-ж/2022) (далее – Решение Челябинского УФАС России).
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО “У” на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку системных блоков (извещение № 0869200000222000925).
Комиссия Челябинского УФАС России на заседании установила:
– Согласно п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона № 44-ФЗ.
– Исходя из содержания извещения о проведении аукциона, заказчиком осуществляется закупка системных блоков (код по КТРУ 26.20.15.000).
– Данные товары включены в утвержденный ППРФ № 616 перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, (далее – Перечень, утв. ПП РФ № 616).
– Согласно пп. «б» п. 3 ПП РФ № 616 запрет не применяется, в том числе в случае закупки одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 19 – 21, 28, 50, 142 и 145 Перечня, утв. ПП РФ № 616).
– Информация об установлении предусмотренного ПП РФ № 616 запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, содержится в извещении о проведении аукциона.
– В извещении о проведении аукциона указано на невозможность соблюдения данного запрета со ссылкой на то, что ПП РФ № 616 не применяется, если одна единица товара стоит не более 300 тыс. руб. и совокупная стоимость этих товаров не более 1 млн. руб.
– Вместе с тем, исходя из содержания извещения об осуществлении закупки, начальная (максимальная) цена контракта по рассматриваемому аукциону (суммарная стоимость совокупности товаров) составляет 2 918 400,00 рублей.
– В данном случае, суммарная стоимость совокупности товаров, закупаемых заказчиком в рамках рассматриваемого аукциона, превышает 1 млн. руб.
– Следовательно, отсутствуют основания для неприменения запрета, предусмотренного ПП РФ №616.
С учетом изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу о том, что указание в извещении об осуществлении закупки информации о невозможности соблюдения запрета, предусмотренного ПП РФ № 616, не соответствует п.15 ч.1ст.42 Закона № 44-ФЗ, ПП РФ № 616.
Представители уполномоченного органа с доводами жалобы согласились и пояснили, что в связи с высокой служебной нагрузкой специалистом при размещении извещения об осуществлении закупки допущена техническая ошибка в части указания на невозможность соблюдения запрета, предусмотренного ПП РФ №616 (пытался оправдаться уполномоченный орган).
[1] Постановление Правительства РФ от 30.04.2020г. № 616 “Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства” (далее – по тексту – ПП РФ №616).
[2] Федеральный закон от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон №44-ФЗ).
[3] Перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов ЕАЭС), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, утв. ПП РФ № 616 (далее по тексту – Перечень).
[4]В соответствии с нормами ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ: Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 ст. 7.30, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
[5] Письмо Минпромторга России от 24.07.2020 № ПГ-12-9638.
[6] Письмо Минфина России от 15.12.2020 № 24-01-08/109697.
[7] см. например решение УФАС по Хабаровскому краю от 19.05.2021 № 7-3/219.
[8]Если это предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015г. № 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий)) (далее – ПП РФ № 719).
[9]Если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020г. №105 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории ЕАЭС соответствующих операций (условий)) (далее по тексту – Решение Совета ЕЭК №105).
[10]Аналогичная позиция также отмечена в Письме Минфина России от 01.12.2022 N 24-06-06/117806
- Памятка – НДС в закупках
- Обоснование начальной максимальной цены договора
- Практические подходы к взысканию убытков согласно ФЗ-44
- Расторжение контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от его исполнения
- Практические подходы к описанию объекта закупки – радиоэлектронной продукции
- НДС в закупках. Часть 3