Закупки с единственным поставщиком
Как правильно сделать контракт по горячему питанию и на какую сумму с единственным поставщиком
Специальных оснований для заключения контракта на оказание услуг горячего питания Закон № 44-ФЗ не содержит. Следовательно, заказчик вправе заключить такой контракт с единственным поставщиком на основании п. 4 или п. 5 (для определенного этим пунктом круга заказчиков) ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. При этом необходимо соблюдать ограничения по сумме одной закупки (не более 600 тыс. руб.) и годовому объему закупок, предусмотренные данными пунктами.
В проект контракта рекомендуем включать Типовые условия контрактов на оказание услуг питания детей, обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утвержденные ПП РФ от 29 марта 2023 г. N 498).
В соответствии с ч. 11 ст. 34 Закона № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок. Соответствующие типовые условия контрактов утверждены ПП РФ от 29 марта 2023 г. N 498. Согласно ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктом 1, пунктами 4 и 5 (за исключением контрактов, заключенных в соответствии с частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), пунктами 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 – 53, 56 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 – 9, 11 – 13 настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок. Другими словами, при проведении закупки у единственного поставщика на основании п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчик не обязан использовать типовые условия контрактов.
В конфликт с данной нормой закона входит норма п. 3 постановления Правительства РФ от 29 марта 2023 г. № 498 о том, что данное постановление применяется при осуществлении закупок услуг питания детей, обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в том числе в закупках у единственного поставщика. Но правоприменительную практику по поводу разрешения данного противоречия на сегодняшний день нам найти не удалось.
В п. 2 типовых условий предусмотрена обязанность исполнителя оказывать услуги в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами, с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, в том числе направленных на предотвращение вредного воздействия факторов среды обитания, биологических факторов, химических факторов, физических факторов. Здесь необходимо отметить, что ключевые правила оказания услуг общественного питания установлены СанПиН 2.3/2.4.3590-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения”. Как показывает анализ судебной практики, именно в связи с несоблюдением исполнителями требований СанПиН 2.3/2.4.3590-20 заказчики чаще всего отказываются от исполнения контракта на оказание услуг общественного питания и суды признают такой отказ правомерным.