Закупка оборудования по проекту
Добрый день.
Имеется проектно-сметная документация по реконструкции здания школы. Положительное заключение государственной экспертизы получено в 2022, а сам проект разрабатывался еще раньше. Сейчас заключен контракт на сами работы по реконструкции и в данный момент ведется работа по закупке оборудования для школы. Вопрос в том, что в смете из проекта предусматривается конкретное оборудование (марка, модель). По разговорам с поставщиками, половина из этого оборудования уже снята с производства, а цены на другую половину со времени разработки проекта значительно выросли и по тем ценам, что предусмотрены сметой уже закупить их нереально. Может ли заказчик в данном случае закупать аналоги (другая фирма и модель, но аналогичные характеристики) того оборудования что предусмотрены проектом или не может?
В соответствии с п. 1 ст. 743 ГК РФ по договору строительного подряда, на основании которого выполняются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту предприятия, здания, сооружения или иного объекта, а также монтажные, пусконаладочные и иные неразрывно связанные со строящимся объектом работы, подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Строительные работы выполняются на основании технической (проектной) документации, которая фактически определяет сам предмет договора строительного подряда – условие, без согласования которого никакой договор не может считаться заключенным в принципе. Следовательно, техническая (проектная) документация является неотъемлемой частью контракта на выполнение строительных работ и ее изменение может осуществляться только в порядке, установленном для изменения контракта.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Заокна № 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Исчерпывающий перечень постоянно действующих случаев, когда существенные условия контракта можно изменить при его исполнении, содержится в чч. 1, 1.2 и 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Кроме того, чч. 65.1-65.3 ст. 112 Закона № 44-ФЗ допускают изменение существенных условий некоторых контрактов в 2022 – 2024 годах из-за воздействия особых обстоятельств.
Возможными основаниями для изменения контракта в данном случае, на наш взгляд, могут быть:
1) ч. 65.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ, допускающая по соглашению сторон изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2025 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 – 1.6 статьи 95 Закона № 44-ФЗ на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно.
2) подпункт “б” п. 1 постановления Правительства РФ от 16 апреля 2022 г. N 680, допускающий изменение объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, спецификации и типов оборудования, предусмотренных проектной документацией. Но на основании ПП РФ № 680 не могут быть изменены существенные условия контрактов, не являющихся государственными и муниципальными контрактами (то есть заключенных заказчиками, не являющимися государственными и муниципальными заказчиками) (см. письмо Минфина России от 12.07.2022 N 24-01-07/66840).
3) п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ (если данный контракт соответствует указанным в данной норме требованиям, при которых она применима).
4) ч. 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, допускающая поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. Следует отметить, что изменить цену контракта на основании указанной нормы нельзя.
Согласно ч. 7 ст. 52 ГрК РФ отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в соответствии с данным кодексом, в том числе в порядке, предусмотренном частями 3.8 и 3.9 ст. 49 ГрК РФ.
Таким образом, приемка и оплата работ, которые не соответствуют утвержденной проектной документации и условиям заключенного контракта без согласования соответствующих изменений с проектировщиком, неправомерны. Судебная практика подтверждает данный вывод (например, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 4 мая 2022 г. N Ф02-1429/22 по делу N А33-3269/2021, постановление Арбитражного суда Московского округа от 31 марта 2022 г. N Ф05-4183/22 по делу N А40-22238/2021, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2023 г. N 15АП-1113/23 по делу N А53-2263/2022).