Возможно ли Заказчику заключить дополнительное соглашение к контракту на капитальный ремонт
Заказчиком в 2022 году был заключен муниципальный контракт на капитальный ремонт дома культуры. Цена контракта 21 млн. рублей. В ходе исполнения контракта установлено, что объемы работ, определенные проектно-сметной документацией невозможно выполнить без дополнительных работ, которые не были первоначально предусмотрены проектом и сметами. Сумма увеличения контракта составит 8 млн. рублей. Лимиты у заказчика имеются. Возможно ли в этом случае Заказчику заключить дополнительное соглашение, сумма которого превышает 30 процентов цены контракта в связи с выявлением дополнительного объема работ, который не был предусмотрен, но без которого невозможно выполнить контракт. Основание- ч. 65.1 ст. 112 № 44-ФЗ и Постановление Правительства № 680 от 16.04.2022
На основании ч. 65.1 ст. 112 Закона №44-ФЗ допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. В п. 1 письма Минфина России от 12.04.2022 N 24-01-07/31697 разъясняется, что на основании ч. 65.1 ст. 112 Закона №44-ФЗ при наличии решения соответствующего органа власти могут быть изменены любые существенные условия контракта без ограничений пределов изменений, вносимых в условия контракта. Поэтому размер увеличения цены контракта может превышать 30%. В п. 5 письма Минфина России от 12.04.2022 N 24-01-07/31697 разъясняется, что ч. 65.1 ст. 112 Закона №44-ФЗ применяется и к контрактам, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. Но изменить контракт на основании ч.65.1 ст.112 Закона №44-ФЗ стороны вправе, если подтверждено наличие независящих от сторон обстоятельств, из-за которых контракт не может быть исполнен на прежних условиях. Кроме того, для изменения необходимо решение соответствующего органа власти. Также, в соответствии с ч.1.3. ст.95 Закона №44-ФЗ подрядчик обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, так как изменения влекут возникновение новых обязательств подрядчика, не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении.
Еще одним возможным основанием для изменения контракта является постановление Правительства РФ от 16.04.2022 №680. ПП № 680 устанавливает порядок и случаи изменения в 2022 году существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, при возникновении независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения. Подпункт “ж” пункта 1 ПП №680 предусматривает изменение (увеличение) цены контракта без изменения объема и (или) видов выполняемых работ в связи с увеличением цен на строительные ресурсы в порядке, установленном ПП РФ от 9 августа 2021 г. №1315 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”. При этом ограничение по увеличению цены контракта более чем на 30% не применяется.
Но на основании ПП №680 не могут быть изменены существенные условия контрактов, не являющихся государственными и муниципальными контрактами (то есть заключенных заказчиками, не являющимися государственными и муниципальными заказчиками) (см. письмо Минфина России от 12.07.2022 N 24-01-07/66840). Заказчик – бюджетное или автономное учреждение не вправе изменить контракт на основании ПП №680.