Вопрос об обеспечении цены контракта в 2022 году
Согласно части 4 статьи 93 Закона N 44-ФЗ в редакции Закона N 360-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик определяет цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в соответствии с Законом N 44-ФЗ. При этом в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6, 11, 12, 16, 18, 19, 22, 23, 30 – 35, 37 – 41, 46 и 49 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, заказчик обосновывает такую цену в соответствии с данным Законом и включает в контракт обоснование цены контракта. Просим дать разъяснение по определению цены по закупкам у единственного поставщика в соответствии с п.4 и 5 ч. 1ст. 93., а именно, требуется ли сбор, например коммерческих предложений или реестровых записей контрактов. А также если это требуется, то разъясните процесс определения. Дело в том, что в методических рекомендация везде цена определяется по формуле (выводим среднюю цену), а как нужно у единственного поставщика по п. 4 и 5. (выбираем предложение с наименьшей ценой или так же по формуле).
Добрый день!
По закупкам на основании п.4, п.5 ст.93 Закона №44-ФЗ необходимо определять цену контракта в соответствии с Законом №44-ФЗ. При этом Закон не требует обоснования цены. В соответствии с новой редакцией (с 01.01.2022) части 4 ст.93 Закона №44-ФЗ “При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик определяет цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6, 11, 12, 16, 18, 19, 22, 23, 30 – 35, 37 – 41, 46 и 49 части 1 настоящей статьи, заказчик обосновывает такую цену в соответствии с настоящим Федеральным законом и включает в контракт обоснование цены контракта”. Из первого предложения следует, что заказчик должен определить цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком, в соответствии с нормами Закона №44-ФЗ. Здесь не указаны исключения для п.4 и п.5 ч.1 ст.93. Но обосновать цену контракта и включить обоснование в контракт заказчик должен только в случаях, указанных во втором предложении ч.4 ст.93 Закона №44-ФЗ. Поэтому, при всех закупках у единственного поставщика определение цены контракта должно проводиться в соответствии со ст.22 Закона №44-ФЗ. Т.е. при определении цены методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) у заказчика должна быть ценовая информация, на основе которой определена цена контракта (например, коммерческие предложения). Расчет и обоснование нужны только в случаях, перечисленных во втором предложении ч.4 ст.93, но ценовая информация нужна в любом случае закупки у единственного поставщика. По новой редакции ч.4 ст.93 Закона №44-ФЗ пока нет ни разъяснений, ни практики. Поэтому, не зная, каков будет подход контролирующих органов по данному вопросу, мы полагаем более безопасным для заказчика собрать ценовую информацию для предстоящей закупки у единственного поставщика по п.4 или п.5 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ (коммерческие предложения, информация из реестра контрактов и т.д.). Поскольку ст. 22 Закона N 44-ФЗ не предусматривает никаких отдельных указаний в отношении порядка определения и обоснования цены контракта с единственным контрагентом, такая цена определяется и обосновывается с применением тех же методов, что и начальная (максимальная) цена контракта, заключаемого по итогам закупок конкурентными способами: анализа рынка (сопоставимых рыночных цен), нормативного, тарифного, проектно-сметного, затратного или иных методов, если вышеуказанные в какой-либо конкретной ситуации не применимы. При определении цены контракта с единственным контрагентом методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) цена, рассчитанная таким методом в соответствии с Методическими рекомендациями от 02.10.2013 N 567 на основании ч. 20 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, может превышать цену, согласованную с контрагентом. Но указанные Методические рекомендации носят рекомендательный характер и не являются обязательными. Кроме того, учитывая принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6, 12 Закона N 44-ФЗ), заказчик может использовать наименьшую цену из ценовых источников. Это подтверждается разъяснениями регулирующих органов: (разъяснения по вопросу 2 в письме Минэкономразвития России от 09.12.2014 N Д28и-2768, письмо Минэкономразвития России от 08.04.2014 N Д28и-443, ответ на вопрос 19 в приложении к письму Федерального казначейства от 22.12.2014 N 42-7.4-05/5.7-791).