Совместимы ли следующие коды ОКПД-2?
Подскажите, пожалуйста, можно ли использовать следующие коды ОКПД-2 в одной закупке: 68.31.16.120, 68.31.16.110, 74.90.12.121?
Закон N 44-ФЗ не устанавливает ограничений в отношении выбора заказчиком объекта закупки как такового, то есть выбора товаров, работ, услуг, которые будут предметом одного контракта. Как следует из положений Закона N 44-ФЗ (в частности из ст. 12, 13, чч. 1 и 2 ст. 33 этого Закона), заказчик формирует предмет закупки самостоятельно, определяя, какие товары, работы, услуги (или их сочетание) в наибольшей мере отвечают его потребностям. Представители уполномоченных государственных органов и судьи неоднократно подчеркивали, что заказчик вправе определять предмет контракта исходя из собственных нужд с учетом требований законодательства (смотрите, например, письмо Минэкономразвития России от 12.01.2017 N ОГ-Д28-771, решение Свердловского УФАС России от 21.06.2017 N 935-з, постановление АС Западно-Сибирского округа от 28.07.2016 N Ф04-3087/16).
Но ограничения в части формирования предмета закупки следуют из положений ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции”, устанавливающей запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок, запроса предложений путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов или запроса котировок, запроса предложений. Норма ч. 3 ст. 17 Закона N 135-ФЗ является специальной по отношению к положениям Закона N 44-ФЗ и должна учитываться при закупках, осуществляемых в соответствии с этим Законом.
Таким образом, для объединения всех услуг в одной закупке заказчику необходимо продумать обоснование технологической и функциональной взаимосвязи закупаемых услуг. Законодательство не раскрывает понятие функциональной и технологической взаимосвязи товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, так как это является техническим вопросом. Поэтому, в случае возникновения спорной ситуации окончательный ответ на вопрос, совместимы ли услуги, включенные в контракт, технологически и функционально между собой, может дать только суд.
По нашему мнению, единственным относительно объективным критерием технологического и функционального единства может выступать обоснование того, что выполнение одних услуг невозможно, затруднительно или экономически нецелесообразно без одновременного или последовательного оказания других услуг.
Кроме того, в данном случае ограничение на возможность объединения всех указанных услуг в одной закупке может следовать из установления требований к участникам закупки. Например, если для исполнения каких-либо услуг участник закупки должен имет лицензию или быть членом соответствующей СРО, а для других услуг – нет. Также могут влиять дополнительные требования к учатсникам закупки (постановление Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. N 2571). В дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. ПП РФ от 29 декабря 2021 г. N 2571) включена позиция номер 41 “Услуги по оценке недвижимого имущества”. Если в отношении каких- либо из закупаемых услуг необходимо установить дополнительные требования по п. 41 ПП №2571, а в отношении других услуг – нет, то объединение всех таких услуг в одной закупке может быть признано ограничивающим количество участников закупки. Круг потенциальных исполнителей услуг без дополнительных требований более широк, чем услуг, в отношении которых установлены дополнительные требования.