применение постановления 878
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно применять ПП 878.
Планируется к закупке Терминал IP телефонии (КТРУ 26.30.11.110-00000045) в описании к позиции КТРУ имеются дополнительных характеристики, которые запрещены постановлением. Данный код ОКПД 2 попадает под ПП 878. Но данной продукции реестре промышленной продукции нет.
Можно ли не устанавливать ограничение допуска, в связи с отсутствием товара в реестре, а также можно ли описывать товар по ПП 878, т.е. указывать дополнительные характеристики?
Спасибо.
Ограничение допуска по ПП №878 нужно устанавливать, если товар включен в перечень ПП №878, даже если товар отсутствует в едином реестре российской радиоэлектронной продукции. Исключения из применения ПП №878 указаны в его п.10. К ним относятся только 2 случая:
а) размещение извещений об осуществлении закупок отдельных видов радиоэлектронной продукции в единой информационной системе в сфере закупок и (или) направление приглашений принять участие в определении поставщика закрытым способом осуществлены до вступления в силу настоящего постановления;
б) осуществление закупки радиоэлектронной продукции заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства.
Если в каталоге ТРУ есть позиция для закупаемого товара, работы, услуги с наступившей датой начала обязательного применения, заказчик обязан применять такую позицию и указывать согласно ней:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции) (п. 4 Правил использования КТРУ (утв. ПП РФ от 8 февраля 2017 г. № 145)).
При закупке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень ПП № 878, при условии установления ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, указание дополнительных характеристик, не предусмотренных позицией КТРУ, запрещено подпунктом “а” пункта 5 Правил использования КТРУ. Контрольные органы и суды чаще всего считают такое описание объекта закупки неправомерным (см. например, Решение УФАС по Московской области от 24.05.2022 N 050/06/105-18006/2022, Решение УФАС по Республике Бурятия от 25.05.2022 N 003/06/33-439/2022, Решение УФАС по Воронежской области от 27.05.2022 N 036/06/23-531/2022, Решение УФАС по Астраханской области от 10.08.2022 N 030/06/42-920/2022, Постановление АС Волго-Вятского округа от 30.11.2022 N Ф01-6624/22 по делу N А31-13218/2021, Постановление АС Центрального округа от 26.05.2022 N Ф10-1552/22 по делу N А48-9099/2021).
Если позиция КТРУ не содержит описания (характеристик ТРУ), заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона № 44-ФЗ (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги). Предусмотренные пунктом 5 Правил использования КТРУ запреты на указание дополнительных характеристик не применяются (письмо Минфина России от 24.01.2022 N 24-03-08/4090).
Согласно п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона №44-ФЗ, используя код ОКПД 2.
Правоприменительная практика по вопросу не использования позиций КТРУ в закупках радиоэлектронной продукции, противоречива. Есть случаи, когда контрольные органы поддерживают правоту заказчика. Чаще всего это происходит в закупках медицинских изделий. Например, заказчик не применял КТРУ, так как в каталоге отсутствовали позиции с нужными ему характеристиками, а дополнить описание он не мог в силу запрета, установленного пп. “а” п.5 Правил использования КТРУ. Комиссия УФАС отметила: “Комиссией Тюменского УФАС России изучены все позиции КТРУ по примененному заказчику к объекту закупки коду ОКПД 2… при этом установлено отсутствие всех трех вышеперечисленных характеристик, которые заказчик обосновывает как клинически значимые. Учитывая, что заказчику при осуществлении лечебных процессов требуется наличие в медицинском изделии определенных клинически значимых характеристик, которые отсутствуют в позициях КТРУ соответствующих примененному заказчиком к описанию объекта закупки коду ОКПД 2, в этой связи, по мнению Комиссии Тюменского УФАС России заказчиком правомерно осуществлено описание объекта закупки в соответствии с требованиями пункта 7 Постановления….”. (Решение УФАС по Тюменской области от 05.10.2022 N 072/06/44/172/2022, аналогично Постановление 19 ААС в от 28.02.2022 N 19АП-266/2022 по делу N А48-9099/2021).
Но есть противоположная практика (см. например Решение УФАС по Тверской области от 03.08.2022 N 05-6/1-118-2022).
Само по себе отсутствие товара в едином реестре российской радиоэлектронной продукции не исключает возможности закупки необходимого заказчику товара, включенного в перечень ПП №878. Согласно п. 3 ПП №878 заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства – члены ЕАЭС (т.е. заявка с товаром из реестра). Таким образом, если ни одной заявки с товаром из реестра на участие в закупке не подано, заказчик не отклоняет заявки с иностранным товаром и приравненные к ним и сможет купить товар, не включенный в реестр.