Отказ от заключения контракта заказчиком
У победителя закупки по двум товарам не уточнена страна происхождения. заказчик признал победителем данного участника. Будут ли последствия для поставщика и заказчика в случае одностороннего отказа заказчика от заключения контракта?
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 43 Закона № 44-ФЗ в случае, если закупается товар или он поставляется при выполнении работ, в заявке участника указывается информация о характеристиках товара и о стране происхождения.
Отсутствие в составе заявки информации о наименовании страны происхождения товара является основанием для отклонения заявки на основании п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ.
Признание заявки соответствующей в случае, если она должна быть отклонена согласно нормам Закона № 44-ФЗ, может быть признано административным правонарушением по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ (административный штраф на должностных лиц (членов комиссии) в размере 1 процента НМЦК, но не менее 5 тысяч рублей и не более 30 тысяч рублей.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 16 ст. 95, ч. 4 ст. 104 Закона № 44-ФЗ в случае принятия такого решения и расторжения контракта, заказчик не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, обязан направить в ФАС обращение о включении информации о поставщике, с которым расторгли контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). ФАС в каждом конкретном случае принимает решение о включении (невключении) сведений в РНП о поставщике, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком документов.
Согласно ч. 7 ст. 104 Закона № 44-ФЗ, ФАС России в течение 5 рабочих дней с даты поступления обращения осуществляет проверку содержащихся в нем фактов.
Обращение заказчика рассматривается в порядке, предусмотренном п. 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. ПП РФ от 30 июня 2021 г. N 1078). При этом орган ФАС проводит внеплановую проверку, целью которой является установление обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении поставщика.
В соответствии с подп “а” п. 14 Правил ведения РНП, если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта и при прроведении проверки выяснено, что заказчиком нарушены установленные НПА требования к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки в РНП. Но в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта аналогичных норм не установлено.
Тем не менее, полностью исключить отсутствие негативных последствий для заказчика по результатам проведения внеплановой проверки в связи с рассмотрением обращения о включении поставщика в РНП, не представляется возможным.