Обязанность обоснования цены контракта при закпке у ед. поставщика по п. 4,5 ч.1 ст. 93 44-ФЗ
Добрый день. Есть ли у заказчика обязанность обосновать цену в соответствии с 44-фз (в т.ч. анализ рынка (запрос коммерческих предложений) при заключении контракта у ед. поставщика по п. 4, 5 ч.1 ст. 93 44-ФЗ? Можно ли привлечь заказчика к административной ответственности при не соблюдении данной нормы? Есть ли официальные разъяснения по вопросу?
У заказчика есть обязанность определять цену контракта в любых закупках у единственного поставщика в соответствии с Законом № 44-ФЗ.
Согласно ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик определяет цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6, 11, 12, 16, 18, 19, 22, 23, 30 – 35, 37 – 41, 46 и 49 части 1 настоящей статьи, заказчик обосновывает такую цену в соответствии с настоящим Федеральным законом и включает в контракт обоснование цены контракта.
Поскольку ст. 22 Закона № 44-ФЗ не предусматривает никаких отдельных указаний в отношении порядка определения цены контракта с единственным поставщиком, такая цена определяется с применением тех же методов, что и НМЦК для конкурентных закупок. Таким образом, при использовании метода сопоставимых цен (анализа рынка) для определения цены контракта, заключаемого на основании п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, могут использоваться в том числе и коммерческие предложения.
Минфин России в письме от 17 апреля 2023 г. N 24-06-06/34437 (вопрос 2) разъяснил, что “…при осуществлении заказчиком закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ обоснование цены контракта в соответствии с положениями статьи 22 Закона N 44-ФЗ не требуется”. Но, “…если нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти установлен порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги в сферах деятельности, определенных Правительством Российской Федерации на основании части 22 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, цена контракта определяется в соответствии с положениями соответствующих нормативных правовых актов”. Т.е., если уполномоченным федеральным органом установлен порядок определения НМЦК в “специальной” сфере на основании ч. 22 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, цена контракта с единственным поставщиком в этом случае определяется в соответствии с положениями соответствующего нормативного правового акта.
На обязанность заказчика определять цену контракта с единственным поставщиком по п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ указал Минфин России в письме от 11.05.2023 г № 24-06-09/42427 https://gkgz.ru/wp-content/uploads/2023/05/Otvet-Minfina-obosnovanie-TSK-EP-24-06-09-42427.pdf: “Учитывая изложенное, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, определяется в соответствии положениями статьи 22 Закона № 44-ФЗ, при этом обязанность включения в контракт обоснования такой цены отсутствует”.
На наш взгляд, из вышеуказанных разъяснений можно сделать вывод о том, что в закупках по п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан определить цену контракта согласно нормам ст. 22 Закона № 44-ФЗ (т.е. обязан сохранить источники определения цены, например, коммерческие предложения), но не обязан ее обосновывать (т.е. сохранять какие-либо расчеты и обоснования). Но правоприменительной практики на текущий момент найти не удалось.
На наш взгляд, действующие составы КоАП РФ не предусматривают привлечение должностного лица заказчика к административной ответственности за отсутствие коммерческих предложений при определении цены контракта с единственным поставщиком, заключенного на основании п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Норма ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ говорит о несоблюдении порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, а, как было сказано выше, в закупках у ед. поставщика по п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ цена контракта только определяется, но не обосновывается. Состав ч. 1.4. ст.7.30 КоАП РФ предполагает размещение в ЕИС или направление оператору ЭТП информации и документов с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок. Но информация о закупках по п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в ЕИС не размещается.