Объединение в несколько лотов позиции по продуктам питания
Добрый день.
Помогите пожалуйста.
Какие наименования по продуктам питания можно укрупнять в один лот, чтобы не было много контрактов.
У меня 54 позиции, мне бы не хотелось заключать столько контрактов.
Я хочу заключить контракты путем запроса котировок в электронной форме.
Добрый день!
Закон N 44-ФЗ не устанавливает ограничений в отношении выбора заказчиком объекта закупки как такового, то есть выбора товаров, работ, услуг, которые будут предметом одного контракта. Как следует из положений Закона N 44-ФЗ (в частности из ст. 12, 13, чч. 1 и 2 ст. 33 этого Закона), заказчик формирует предмет закупки самостоятельно, определяя, какие товары, работы, услуги (или их сочетание) в наибольшей мере отвечают его потребностям. Представители уполномоченных государственных органов и судьи неоднократно подчеркивали, что заказчик вправе определять предмет контракта исходя из собственных нужд с учетом требований законодательства (смотрите, например, письмо Минэкономразвития России от 12.01.2017 N ОГ-Д28-771, решение Свердловского УФАС России от 21.06.2017 N 935-з, постановление АС Западно-Сибирского округа от 28.07.2016 N Ф04-3087/16).
Но в практике встречаются 3 основания, ограничивающие возможность объединения различных продуктов питания в одной закупке:
1. Ограничения в части формирования предмета закупки следуют из положений ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции”, устанавливающей запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок, запроса предложений путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов или запроса котировок, запроса предложений. Норма ч. 3 ст. 17 Закона N 135-ФЗ является специальной по отношению к положениям Закона N 44-ФЗ и должна учитываться при закупках, осуществляемых в соответствии с этим Законом. Есть случаи, когда УФАСы негативно относятся к объединению в рамках одного контракта продуктов, относящихся к разным товарным группам и рассматривают объединение в один лот (закупку) различных групп товаров не соответствующим требованиям статьи 33 Закона №44-ФЗ и статьи 17 Закона о защите конкуренции. При этом судебная практика подтверждает правомерность включения заказчиком в один контракт (один лот) продуктов питания, относящимся к разным товарным группам (см. например Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 декабря 2020 г. N Ф02-6551/20 по делу N А33-315/2020, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 октября 2020 г. N Ф02-4453/20 по делу N А33-311/2020, Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 октября 2020 г. N 03АП-4691/20 по делу N А33-315/2020).
2. Ограничения в части объединения в одной закупке различных товаров могут быть установлены нормативно-правовыми актами по национальному режиму, принятыми в соответствии со ст.14 Закона №44-ФЗ. Многие продукты питания включены в Перечень отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 22 августа 2016 г. N 832). ПП №832 не устанавливает ограничений на включение в один контракт товаров из Перечня по ПП №832 и товаров, не включенных в Перечень по ПП №832. Но объединять включенные в перечень и не включенные в перечень товары в одной закупке не рекомендуется, так как ФАС считает это ограничением конкуренции (см. Решение ФАС России от 25.05.2020 N 20/44/105/942, Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 12 марта 2019 г. N 15-ВП/2019, Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 9 июня 2018 г. N 74-ВП/2018, Решение УФАС по Республике Тыва от 30.01.2017 по жалобе № 05-05-06/19-17). Кроме того, для некоторых продуктов питания установлены условия допуска иностранных товаров по Приказу Минфина России от 4 июня 2018 г. N 126н. Пункты 3 и 3.1 приказа №126н содержат запрет на объединение в рамках одного лота (одного контракта) товаров, включенных в перечни приказа №126н и не включенных в них.
3. Распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2021 г. N 3500-р утверждены:
– перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участнику закупки, являющемуся учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, в соответствии со статьей 28 Закона №44-ФЗ;
– перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участнику закупки, являющемуся организацией инвалидов, в соответствии со статьей 29 Закона №44-ФЗ.
Продукты питания есть в перечнях распоряжения №3500-р. Часть 3 ст.28 Закона №44-ФЗ содержит запрет на объединение в одной закупке товаров, включенных в перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участнику закупки, являющемуся учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, и не включенных в указанный перечень. Аналогично часть 4 ст.29 Закона №44-ФЗ содержит запрет на объединение в одной закупке товаров, включенных в Перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участнику закупки, являющемуся организацией инвалидов, и не включенных в указанный перечень.