ненадлежащее исполнение договора
в рамках заключенного контракта на поставку ГСМ представители Заказчика из-за сбоя в системе не смогли заправить автомобили. В течении дня получено несколько отказов в заправке транспорта Заказчика. Поставщик направил письмо с подтверждением данных отказов по вине общероссийского сбоя в системе.
Заказчик предъявил претензию с требованием оплаты штрафов за каждый случай отказа, так как в договоре указано: “Место поставки товара: по месту нахождения АЗС/АЗК Поставщика в каждом районе г. Улан-Удэ. Поставка осуществляется ежедневно, круглосуточно. Товар поставляется по первому требованию. Оборудование, осуществляющее прием пластиковых карт и подтверждающее отпуск товара должно функционировать без сбоев.” В соответствии с данным пунктом Заказчик считает, что каждый случай отказа – это отдельные факты ненадлежащего исполнения обязательств Поставщика.
Поставщик направил в ответ письмо с просьбой переквалифицировать ненадлежащее исполнение обязательств в просрочку поставки, или объединить предъявленные Заказчиком факты ненадлежащего исполнения в один эпизод.
Заказчик настаивает на своей позиции и готовит в адрес Поставщика график выплаты начисленной неустойки. Списание начисленной неустойки невозможно, в связи с тем, что начисленная неустойка равна 25% от суммы контракта.
В случае отказа Поставщика выплачивать начисленную неустойку, Заказчик вправе снизить оплату по контракту.
Каким образом поставщик может оспорить данную ситуацию, и правомочен ли Заказчик начислять штраф за каждый случай отказа?
В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Согласно ч.6 ст.34 Закона №44-ФЗ в случае просрочки исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику требование об уплате неустоек. Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения предусмотренного контрактом обязательства (ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Штрафы начисляются за нарушения, не связанные с просрочкой исполнения (ч. 8 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Размер штрафа устанавливается контрактом в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042.
В соответствии с п.6 Правил № 1042 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В данной норме речь идет о начислении штрафа за каждый факт нарушения.
Исчерпывающего перечня нарушений, не имеющих стоимостной оценки, нормативными правовыми актами не предусмотрено.
В правоприменительной практике под указанными нарушениями понимаются нарушения условий контракта, для которых невозможно определить стоимостную оценку. Например, непредставление поставщиком заказчику предусмотренных контрактов документов, информации, уведомлений (см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2020 г. № 09АП-33351/20 по делу № А40-55527/2020, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 августа 2020 г. № 18АП-8097/20 по делу N А76-32300/2019), нахождение работника контрагента в состоянии алкогольного опьянения (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2020 г. № 20АП-2480/20 по делу № А68-13333/2019, постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 4 августа 2022 г. № 21АП-864/22 по делу № А83-5321/2020), неисполнение обязательства по обеспечению надлежащего ограждения места производства работ в соответствии со схемой, утвержденной уполномоченным представителем заказчика (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 августа 2022 г. № Ф08-6990/22 по делу № А32-26445/2021), ненадлежащее обеспечение охраны строительной площадки (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 сентября 2022 г. № 14АП-6042/22 по делу № А13-5629/2022).
Практики полностью аналогичной данному случаю нам найти не удалось. Установить правомерность / неправомерность начисления заказчиком штрафа за каждый случай нарушения может только суд с учетом всех обстоятельств дела.