Можно ли закупить по 44-ФЗ в одном лоте вывоза и утилизации отходов классов А,Б,В?
Подскажите пожалуйста можно закупить по 44-ФЗ в одном лоте вывоза и утилизации отходов классов А,Б, В. Спасибо!
Лицензирование деятельности в отношении медицинских отходов классов “”А””, “”Б”” и “”В”” действующим законодательством не закреплено. Поэтому такое объединение не влечет за собой ограничение количества участников закупки и, на наш взгляд, правомерно.
Критерии разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания закреплены в Постановлении Правительства от 04.07.2012 № 681. Согласно этой классификации, медотходы делят на пять классов – А, Б, В, Г, Д. К категории Г относят токсикологически опасные отходы I–IV классов опасности. Иными словами, к отходам 1-4 классов опасности относятся только медицинские отходы класса Г, обращение с которыми и подлежит лицензированию. Если организация занимается их вывозом, она обязана иметь лицензию. Организации, которые специализируются на транспортировке медицинских отходов классов А, Б и В, при этом не имеют отношения к отходам с маркировкой Г, по закону не обязаны лицензировать свою деятельность (см. например, постановления Арбитражного суда Уральского округа от 08.07.2015 N Ф09-3668/15 по делу N А60-44352/2014, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2016 N 17АП-17458/15, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2016 N 13АП-24480/16, Второго арбитражного апелляционного суда от 26.11.2015 N 02АП-9198/15, решения Управления ФАС по Республике Удмуртия от 30.04.2015 N АШ 07-06/2015-135 3 и N АШ 07-06/2015-134 3 и решение Управления ФАС по Кировской области N 28/03-16-3 (опубликовано 12 февраля 2016 г.).
Однако, в правоприменительной практике встречается позиция, что медицинские отходы класса “”А”” класса по сути являются ТКО, следовательно их вывозить вправе исключительно региональный оператор и по заранее установленным тарифам. Данная позиция основана на следующих аргументах:
1) согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323—ФЗ “”Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”” медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической и прочей опасности на классы, в том числе к отходам “”А”” класса относятся эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к ТКО;
2) Закон №323-ФЗ требует, чтобы медотходы собирались, размещались и утилизировались в порядке, установленном санитарным законодательством;
3) СанПиН 2.1.3684-21 об обращении с медицинскими отходами устанавливает одинаковые санитарные требования к обращению и ТКО, и медицинских отходов класса “”А””;
На основании этого делается вывод, что к медицинским отходам класса “”А””, как к отнесенным по составу и предъявляемым требованиям к обращению ТКО, применяются нормы Закона № 89-ФЗ об отходах производства и потребления и нормы законодательства, связанные с заключением контракта с региональным оператором. Примером такой позиции является Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2021 г. N 18АП-9128/21 по делу N А76-32673/2020.
Существует также противоположная позиция, что медотходы класса “”А”” не являются видом ТКО, то и вывоз их может осуществляться победителем соответствующей закупки. Данная позиция отражена в том числе в разъяснениях некоторых государственных органов, например, ФАС России (письмо от 12 ноября 2020 г. № 17/99041/20) , Минприроды (письмо от 2 ноября 2020 г. № 25-47/28897).
Поэтому, на наш взгляд, наиболее безопасный для заказчика вариант: объединить в одной закупке вывоз и утилизацию мед. отходов классов Б и В, а в отношении медицинских отходов класса “”А”” необходимо руководствоваться практикой, сложившейся в регионе заказчика.