Можно ли в закупке контейнеров ТБО указать конкретные показатели закупаемых контейнеров?
Можно ли в описании закупки указать конкретные показатели закупаемых контейнеров ТБО и обосновать как для специализированной машины?
По данному вопросу возможны противоположные точки зрения. Мы не рекомендуем составлять описание объекта закупки так, чтобы под это описание подходил товар единственного производителя.
С одной стороны, заказчик формирует описание объекта закупки в соответствии со своими потребностями. В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона №44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами “”или эквивалент”” либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Но в п. 2 “”Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”” (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) сделан вывод: “”Включение заказчиком в документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе””. Данный подход нашел отражение в практике (см. например, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 28 июня 2022 г. N 089/06/33-538/2022 (изв. № 0190300002122000241).
Кроме того, в КТРУ есть позиции по контейнерам для ТБО с наступившей датой начала обязательного применения, следовательно заказчик обязан их использовать и указывать в соответствии с такой позицией:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции) (п.3 Правил использования КТРУ (утв. ПП РФ от 8 февраля 2017 г. N 145).
Согласно п.6 Правил использования КТРУ в случае указания дополнительных характеристик, не предусмотренных позицией КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации.
Несоблюдение вышеуказанных норм может быть признано нарушением (см. например решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 18 ноября 2021 г. N 036/06/33-1168/2021).