Объединить в одну закупку по 44-ФЗ лабораторные исследования
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, возможно ли объединить в одну закупку по 44-ФЗ лабораторные исследования на маркеры гепатитов и гистологическое исследование биопсийного материала???
Исследование биопсионного материала является разновидностью патолого-анатомических исследований, которые проводятся в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 24 марта 2016 г. N 179н “О Правилах проведения патолого-анатомических исследований” и согласно п. 1 патолого-анатомические исследования проводятся в патолого-анатомических бюро или патолого-анатомических отделениях медицинских организаций и иных организаций, осуществляющих медицинскую деятельность на основании лицензии, предусматривающей выполнение работ (услуг) по патологической анатомии и гистологии (далее – патолого-анатомические бюро (отделения)).
Лабораторные исследования на маркеры гепатитов являются разновидностью исследований подпадающих под Приказ Министерства здравоохранения РФ от 18 мая 2021 г. N 464н “Об утверждении Правил проведения лабораторных исследований” и согласно п. 1 лабораторные исследования, включая клинические лабораторные исследования и микробиологические исследования, в медицинских и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность (далее – медицинская организация) на основании лицензии, предусматривающей выполнение работ (услуг) по клинической лабораторной диагностике и (или) лабораторной генетике и (или) медицинской микробиологии и (или) бактериологии и (или) вирусологии и (или) лабораторной микологии и (или) паразитологии и (или) лабораторной диагностике.
При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам, включая требование о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 12 ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, далее – Закон N 44-ФЗ). Под такими требованиями понимается в том числе предусмотренная законом на основании п. 1 ст. 49 ГК РФ необходимость для осуществления того или иного вида деятельности наличия лицензии.
Соответственно, при осуществлении закупки работ и услуг, включенных в вышеуказанный перечень, заказчик обязан установить требование о наличии лицензии с указанием конкретного вида деятельности, поименованного в перечне (решение УФАС по Санкт-Петербургу от 17.12.2021 N 44-5769, решение УФАС по Республике Татарстан от 12.11.2021 N 016/06/69-2121/2021, решение УФАС по Красноярскому краю от 12.10.2021 N 024/06/105-2510/2021, решение УФАС по Ростовской области от 23.11.2021 N ___/03).
Свобода формирования предмета закупки ограничена положениями ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон N 135-ФЗ), устанавливающей запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок, запроса предложений путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов или запроса котировок, запроса предложений. Часть 3 ст. 17 Закона N 135-ФЗ является специальной нормой по отношению к положениям Закона N 44-ФЗ и должна учитываться при закупках, осуществляемых в соответствии с этим Законом. Сказанное в полной мере относится и к случаю объединения в объекте услуг, требующих наличия различных лицензий.
Резюмируя вышеизложенное – Заказчик не может объединить в одну закупку по 44-ФЗ лабораторные исследования на маркеры гепатитов и гистологическое исследование биопсионного материала.
А если есть три медицинских организации в городе готовые принять участие в аукционе и имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра “Сколково”) включающие необходимые виды работ (услуг)???? Принципиально иная позиция изложена в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 15.07.2016 по делу N А16-2037/2015
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон о защите конкуренции) наряду с установленными частями 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлен запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Таким образом, не допускается включать в документацию о закупке требования к товарам, работам, услугам при условии, что такие требования влекут ограничение количества участников закупки, в том числе при формировании предмета закупки включать в предмет закупки товары, работы, услуги, функционально и технологически не связанные с товарами, работами, услугами, поставка, выполнение, оказание которых является предметом закупки.
На основании изложенного, ФАС России сообщает, что возможно объединение в один лот товаров, работ, услуг, если такие товары, работы, услуги технологически и функционально взаимосвязаны, а также при отсутствии ограничения доступа хозяйствующих субъектов к участию в закупках. ( ФАС России от 28.09.2017 N РП/66917/17 “О рассмотрении обращения”)
Под технологически и функционально не связанными между собой товарами, работами, услугами следует понимать товары, работы, услуги, которые отличаются друг от друга значительными особенностями (деталями), влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, результат работ, услуг, являются неоднородными (различными) по своему потребительскому назначению и не могут быть взаимозаменяемыми. Объединение в один лот различных по функциональным и технологическим характеристикам работ (товаров, услуг) может повлечь за собой сокращение числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в размещении заказа по отдельным работам (товарам, услугам) и группам таких работ (товаров, услуг).
Что касаемо наличия трех поставщиков услуг, имеющих необходимую разрешительную документацию для участия в закупке, то при рассмотрении жалоб по данной категории дел наличие большого числа заявок на участие, несомненно является одним из положительных доводов в сторону заказчика, подтверждающих наличие конкуренции. Однако исключительно этого довода может быть недостаточно.
В приведенной вами правоприменительной практике (A16-2037-2015), основным доводом суда кассационной инстанции является наличие в техническом задании, что различные исследования отличаются лишь по времени их проведения и получения результата и это обусловлено спецификой, осуществляемой им деятельности и многопрофильным характером оказываемых непосредственно больницей услуг.
Наличие или отсутствие функциональной и технологической связи между товарами, работами, услугами, объединенными в один лот, определяется в каждом конкретном случае, исходя из положений документации о закупке, с учетом фактических обстоятельств проведения закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, публичных интересов и других факторов, в том числе специфики оказания услуг.