Как учитывать национальный режим в закупке оборудования, где части попадают под ограничение, а ПО под запрет?
Закупают оборудование – аппарат электрохимический анализатор или типа того. В спецификации это одна позиция.
Суть в том, что он состоит из разных частей, блоки, стойки, много различных компонентов, плюс монитор и системный блок. Но без ПО это всё не имеет смысла, поэтому он ещё и с ПО идёт в комплекте.
И вот в чём вопрос – все его отдельные части попадают под ограничение, а ПО под запрет. Как это учесть в закупке?
В соответствии с подп. “о” п. 4 ПП 1875: “предусмотренный пунктом 1 настоящего постановления запрет закупок программного обеспечения, указанного в позиции 146 приложения N 1 к настоящему постановлению:
также применяется, если такое программное обеспечение включено в состав объекта закупки наряду с иными товарами, работами, услугами;
применяется в отношении программного обеспечения, реализуемого, независимо от вида договора, на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также исключительных прав на программное обеспечение и прав использования программного обеспечения;
не применяется при осуществлении закупок программного обеспечения, сведения о котором и (или) о закупке которого составляют государственную тайну”.
Согласно подп. “с” п. 4 ПП 1875: “для целей настоящего постановления под программным обеспечением, указанным в позиции 146 приложения N 1 к настоящему постановлению, понимается программное обеспечение и (или) права на него возникшие вследствие:
– поставки на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставления в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
– поставки, технического обслуживания персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
– выполнения работ, оказания услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
– оказания услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав”.
Из вышеуказанных норм следует, что, если ПО удовлетворяет условиям, указанным в подп. “с” п. 4 ПП 1875, для него небходимо установить запрет. Т.е. если ПО не передается и не устанавливается в рамках исполнения контракта, запрет для него устанавливать не нужно. Если предусмотрена установка ПО, необходимо установить запрет. Данная позиция основана на разъяснениях Минцифры РФ относительно ПП РФ № 1236, в котором были аналогичные нормы (письмо Минцифры России от 15.12.2022 № П11-2-05-106-94501 (доведено письмом ФАС России от 30.12.2022 № ПИ/118987/22) и письмо Минцифры от 28.04.2023 № П11-01-04-200-32064).