Имеет ли заказчик требовать указания в составе заявки конкретних показателей медицинских материалов?
Заказчик планирует провести аукцион в электронной форме на право заключения контракта На оказание услугпо выполнению диагностических лабораторных исследований. В техническом задании заказчик планирует установить требование о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, в данном случае ПРОБИРКИ,что является значимым для заказчика. в техническом задании Заказчик прописал Требования к используемым материалам и оборудованию Исполнитель полностью обеспечивает Заказчика всеми необходимыми медицинскими изделиями для забора биологического материала у пациентов. Поставляемые Заказчику медицинские изделия должны быть зарегистрированы и разрешены к обращению и применению на всей территории Российской Федерации. Все медицинские изделия передаются Заказчику Исполнителем по акту приема передачи и/или товарной накладной. Согласно ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на имущество происходит в момент его фактической передачи заказчику (покупателю). Поставляемый товар принимается к бухгалтерскому учету в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ.Исполнитель до начала оказания услуг предоставляет по требованию Заказчика на используемые для оказания услуг Исполнителем реагенты, тест-системы и оборудование:- регистрационное удостоверение с приложениями, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения Российской Федерации (надлежащим образом заверенную копию); – сертификат соответствия и/или декларация соответствия (надлежащим образом заверенные копии), либо документ подтверждающий, что изделия не подлежат обязательной сертификации, в том случае если изделие требует его наличия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;- свидетельство о государственной регистрации, выданное Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации (надлежащим образом заверенная копия), в том случае если изделие требует его наличия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;- санитарно-эпидемиологическое заключение (гигиенический сертификат), выданное Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации (надлежащим образом заверенная копия) в том случае если изделие требует его наличия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;- сертификат (паспорт) качества производителя (изготовителя) товара в том случае если изделие требует его наличия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; – инструкцию по использованию (руководство по эксплуатации) на русском языке (при наличии);ИМЕЕТ ЛИ ПРАВО ЗАКАЗЧИК ТРЕБОВАТЬ В СОСТАВЕ ЗАЯВКЕ КОНКРЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТОВАРА? В СЛУЧАЕ ЕСЛИ ПОСТАВЩИК НЕ ПРЕДОСТАВИЛ ТАКИЕ ТАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ИМЕЕТ ЛИ ПРАВО ЗАКАЗЧИК ЕГО ОТКЛОНИТЬ. СПАСИБО»
Заказчик не вправе требовать от участников закупки предоставления в заявке конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг и не вправе отклонять заявку участника, не предоставившего характеристики этих товаров.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.43 Закона №44-ФЗ характеристики товара и наименование страны происхождения товара включаются в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Определение товара, поставляемого при выполнении работ, оказании услуг, основано на письме Федеральной антимонопольной службы от 25 июня 2020 г. N ИА/53616/20 “”По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)””. Решением Верховного Суда РФ от 4 февраля 2021 г. N АКПИ20-959 данное письмо признано не противоречащим действующему законодательству. В этом письме ФАС России пишет, что заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ “”О бухгалтерском учете””;
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу). Таким образом, если товар передается заказчику с оформлением соответствующих документов, принимается к бух.учету и не является строительным/расходным материалом, он является поставляемым товаром и заказчик вправе требовать в составе заявки указания характеристик этого товара и страны происхождения.
Следуя вышеуказанной позиции, контрольные органы признают неправомерным установление заказчиком в извещении требования о предоставлении в заявке характеристик используемого товара (см. например, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 6 октября 2022 г. N 014/06/49-1444/2022 (извещение N 0816300017022000169) и отклонение заявок за непредставление конкретных показателей характеристик материалов, используемых при выполнении работ (см. например, постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 25 ноября 2021 г. N 014/04/7.30-2054/2021 (извещение N0116300019521000001)).
К сожалению, окончательный ответ на вопрос: являются ли медицинские расходные материалы поставляемыми или используемыми при оказании услуг может дать только суд с учетом всех обстоятельств дела.
На наш взгляд, существует достаточно большая вероятность признания контрольным органом данных материалов расходными, т.е. используемыми при оказании услуг (следовательно заказчик не вправе устанавливать в заявке требования о предоставлении их характеристик). Есть соответствующие примеры из практики (см. например, Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 февраля 2021 г. N 44-625/21 (извещение №0172200004921000008)).