Гарантийный случай – Можем ли мы заменить, указанный в спецификации товар с улучшенными характеристиками?
Добрый день! Подскажите, пожалуйста как поступить в следующей ситуации. По 44 ФЗ состоялся электронный аукцион на поставку моноблоков. Моноблоки поставили, контракт закрыли. При установке два из пяти моноблоков оказались с браком. Мы отправили моноблоки поставщику, по заключению сервис-центра один из моноблоков ремонту не подлежит и поставщик готов приобрести новый. К сожалению, именно такой модели, которая была указана в контракте сейчас нет в продаже, есть ближайший аналог с единственным отличием – без веб-камеры. То есть, если товар, требуемый под замену, снят с производства, то обязанность поставщика по замене такого товара прекращается в силу невозможности ее исполнения в соответствии со ст. 416 ГК РФ. Заказчику при получении от поставщика официального письма о невозможности замены товара в связи со снятием с производства надлежит выбрать иной способ защиты из указанных в п. 1, 2 ст. 475 ГК РФ.
Можем ли мы заменить, указанный в спецификации к договору товар на товар с улучшенными характеристиками? Или как лучше поступить в этой ситуации? И технический вопрос: нужно вернуть контракт со статуса «исполнен» на статус «исполнение»?
Из вашего вопроса следует, что контракт заключен и находится в статусе «исполнен». Вернуться на статус «исполнение» не вижу возможным, если контракт закрыт.
Здесь вопрос к организации и проведении приемки. На этапе приемки вы были обязаны принять (проверить) товар, и только после этого произвести оплату всей партии товара (5 моноблоков). Вероятнее всего, именно на данном этапе, допущена ненадлежащая приемка и не просчитаны все риски, связанные с поставкой указанной продукции.
Именно приемка товара, включая проведение в соответствии с Законом № 44-ФЗ экспертизы, является одной из мер, реализуемых после заключения контракта, и направленных на достижение целей осуществления закупки. Согласно ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ для проверки предоставленных контрагентом результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.Требования к процедуре проведения экспертизы, перечень необходимых действий или процедур, которые должны проводиться при проверке (экспертизе), законом не установлены, но по смыслу положений п. 1 ч. 1, ч. 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, экспертиза фактически равнозначна проверке товара во время его приемки, проведение которой предусмотрено гражданским законодательством (ст. 474, п.п. 2, 3 ст. 513 ГК РФ).
Другое дело, если бы у вас был период «исполнения», и в период эксплуатации принятого вами оборудования (гарантийный срок) был выявлен брак или поставка товара ненадлежащего качества. В этом случае последовательность действий следующая: претензия, применение мер ответственности и возможность применения ч. 7 ст.95 44-ФЗ.
При этом, даже если товар снят с производства, замена допускается строго в соответствии с нормой ч. 7 ст.95 44-ФЗ.
Ч.7.ст. 95 Закона № 44-ФЗ: При исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком. ИНОЕ КОНТРАКТ НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ.
Здесь надо быть всегда предельно внимательным!!! Менять предмет контракта нельзя. Если фактически вы получите иной товар, чем был установлен контрактом, это будет нарушением с вашей стороны. Не забывайте, смысл 44-ФЗ и статей ГК РФ указывают, что функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики поставляемого поставщиком товара должны соответствовать требованиям, установленным заказчиком в контракте.
Если же вам поставили бракованную продукцию, а вы приняли ее и закрыли контракт, то вам необходимо обратиться к общим нормам ГК РФ.
Согласно п. 2 ст. 475 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без соразмерных расходов или затрат времени….) покупатель вправе по своему выбору:
-отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы (вы уже указали исполнение);
-потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Здесь действует исключительно не закупочный по 44-ФЗ, а юридический аспект ГК РФ.
Составляйте претензию, требуете замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору или возврата денежных средств за бракованный товар. При невозможности решения вопроса в досудебном порядке – составляйте исковое заявление и готовьте обращение в суд в соответствии с ГК РФ.