этапы в контрактах с неопределенным объемом
Как в контракте прописать этапы исполнения? Необходимо закупить услугу по печати массива доставочных документов для доставки социальных выплат! Максимальное значение за год рассчитано, но предполагается помесячная оплата услуг
В соответствии с ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ заказчики имеют возможность осуществлять закупки с неопределенным объемом, при которых заказчик не имеет возможности определить конкретное количество поставляемого товара, объем оказываемой услуги или выполненной работы. При такой закупке заказчик вместо НМЦК определяет и обосновывает начальную цену единицы товара, работы, услуги, определяет сумму цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта, которая ограничивается объемом денежных средств, выделенным для данной закупки.
Пунктом 8.4 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ сформулировано определение отдельного этапа исполнения контракта – часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с настоящим Федеральным законом документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация, в том числе о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), а также о начальной (максимальной) цене контракта (цене отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы). Таким образом, в случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы исполнения контракта, то заказчик в извещении об осуществлении закупки обязан указать срок исполнения и цену таких этапов. Одновременно, если закупка осуществляется на условиях ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, контракт согласно ст. 34 обязательно должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В письме Минфина России от 12 мая 2022 г. N 24-06-06/43240 разъясняется, что в случае установления заказчиком отдельных этапов исполнения контракта при осуществлении закупки в соответствии с положениями ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ заказчик в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта вправе указать в соответствии с положениями ст. 190 ГК РФ срок исполнения и цену отдельного этапа исполнения контракта с указанием на событие, т.е. на заявку заказчика. При этом, Минфина России, разъясняет, что оформление нескольких документов о приемке в рамках одного этапа исполнения контракта не противоречит положениям п. 8.4 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ при условии осуществления оплаты по результатам исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, по отдельному этапу исполнения контракта, в рамках которого были оформлены такие документы о приемке. Указанная позиция поддерживается Федеральным казначейством в письме от 08.02.2022 N 14-00-05/2543, в котором указано, что функционал ЕИС допускает формирование и подписание нескольких документов о приемке в рамках одного этапа исполнения контракта. Таким образом, Минфин и Федеральное казначейство допускают оформление нескольких документов о приемке в рамках одного этапа, и факт приемки части товара, части выполненной работы, оказанной услуги сам по себе не является отдельным этапом без последующей оплаты и Закон № 44-ФЗ не обязывает заказчика выделять отдельные этапы исполнения контракта. Заказчик вправе устанавливать этапы, и, соответственно, отсутствие установленных отдельных этапов исполнения контрактав контракте, при условии отсутствия их и в извещении, не противоречит нормам законодательства. Данный подход находит отражение в правоприменительной практике (например, Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 21 июня 2023 г. N 089/06/33-448/2023 (извещение N 0190300010823000410), Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 5 февраля 2024 г. N 066/06/106-348/2024 (извещение N 0162200011824000062). На наш взгляд, данный подход является наиболее логичным.
Но ряд контрольных органов подходят к вопросу формально, исходя из позиции определения, содержащегося в ч. 8.4 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, что этап в контракте – приемка с оформлением документа о приемке, которая обязательно завершается платежом. Если контракт содержит все указанные признаки, контрольный орган может посчитать выделение этапов обязанностью заказчика, а отсутствие этапов – нарушением (например, решение Алтайского республиканского УФАС России от 03.03.2022 по делу N 004/06/49-51/2022 ( изв. N 0177300001422000001), решение Омского УФАС России от 28.02.2022 N 055/06/42-124/2022 (извещение N 0352300022322000035). решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 2 июня 2023 г. N 047/06/42-1269/2023). Также необходимо отметить, что выделение в контракте с неопределенным объемом этапов “наугад” предполагает последующую корректировку условий контракта, так как реальные объемы исполнения и цена каждого этапа никогда не совпадут с запланированными. При этом, чтобы скорректировать информацию в ЕИС, необходимо внести изменения в существенные условия контракта. Но изменение цены этапа, а также количества не предусмотрены нормой п. 12 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (менять можно исключительно сроки отдельного этапа в рамках общего срока исполнения). Поэтому, выделив этапы в контрактах с неопределенным объемом, в последующем можно столкнуться с проблемой отсутствия оснований для изменения этапов в контракте.
Учитывая противоречивую практику по данному вопросу, рекомендуем руководствоваться подходом, принятым в вашем регионе.
В госдуму 09.07.2024 внесли законопроект № 667365-8, который решит эту проблему. В частности, выдержка из законопроекта: \”…6) в части 1 статьи 42: а) в пункте 8 после слова \”этапы\” дополнить словами \”, за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона\”; б) в пункте 9 после слова \”этапы\” дополнить словами \”, за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона\”;…\”