878 ПП и требование о комплектации
Закупаем 269170 – Электрокардиограф, профессиональный, многоканальный; КТРУ 26.60.12.111-00000025 Электрокардиограф. Добавление харатеристик запрещено(878 ПП).
В описании по классификатору :
“Устройство, предназначенное для использования медицинским работником в клинических условиях с целью регистрации и обработки данных электрической активности сердца для цифрового отображения в виде графика, для помощи врачу в оценке электрофизиологии сердца [электрокардиография (ЭКГ)]. Предназначено для регистрации электрического сигнала от двух или более комплектов электродов (ЭКГ-отведений) одновременно (многоканальное). Может применяться для пациентов в состоянии покоя (ЭКГ покоя) и/или во время физических нагрузок (ЭКГ с нагрузкой /стресс-тест). Включает в себя либо встроенный дисплей, либо предназначено для передачи данных ЭКГ на серийное устройство для отображения; электроды ЭКГ могут входить в комплект. Также в комплект может входить программное обеспечение для интерпретации данных и/или функция телеметрии данных.”
Возможно ли добавление в извещение требования о кмплектаци: наличие электродов и программного обеспечения (это есть в описании)? Это не является характеристиками?
Правоприменительная практика показывает, что установление требований к комплектации товара может быть признано указанием дополнительных характеристик, не предусмотренных позицией КТРУ (см. например, Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 8 июня 2023 г. N 054/06/23-1130/2023 (извещение № 0351100001223000056). В данном примере заказчик проводил закупку электрокардиографа, используя КТРУ 26.60.12.111-00000025. Дополнительные характеристики в описании объекта закупки не были. Но при этом заказчик установил требования к комплектности электрокардиографа с учетом специфики оказания медицинской помощи в рамках программы медицинской реабилитации пациентов. УФАС счет данные действия нарушением ч. 6 ст. 23 Закона № 44-ФЗ, указав: “…ввиду установленных в рассматриваемой закупке ограничений в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, заказчик на основании пп. “а” п. 5 Правил использования каталога не вправе был указывать дополнительные функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара”. При этом УФАС встал на сторону заказчика в вопросе установления требования о наличии ПО для работы с ЭКГ на ПК на оптическом носителе или электронном носителе. В решении отмечено со ссылкой на позицию ФАС России (письмо от 30.12.2022 г. N ПИ/118987/22), а также позицию Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (письмо от 15.15.2022 г. N П11-2-05-106-94501), что в данном случае установление запрета в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 г. N 1236 не требуется.
Наилучшим выходом для заказчика в закупках сложной медицинской техники, на наш взгляд, является применение позиции КТРУ, в которой описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не включено в позицию КТРУ. В этом случае заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона № 44-ФЗ, самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все необходимые характеристики закупаемого товара. Предусмотренные пунктом 5 Правил использования КТРУ запреты на указание дополнительных характеристик не применяются. Это подтверждается позицией Минфина России, выраженной в письме от 24.01.2022 № 24-03-08/4090, а также практикой (см. например, Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 апреля 2023 г. N 077/06/106-25704-ЭП/23/2023 (изв. № 0373100037223000407).
Еще одним вариантом проведения закупки является использование кода ОКПД2 26.60.12.111, без применения позиции КТРУ из-за отсутствия в Каталоге соответствующей позиции для закупаемого товара. В силу п. 7 Правил использования КТРУ, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона № 44-ФЗ. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно ОКПД2. Но здесь сформирована противоположная практика. В большинстве случаев УФАС поддерживают сторону заказчика (см. например, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 мая 2023 г. N 44-1701/23 (изв. 0372200057523000081), Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 декабря 2022 г. N 44-4109/22 (изв. № 0372200105022000357), Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 24 октября 2022 г. N 024/06/106-2812/2022 (изв. № 0119200000122014484)). Но есть и противоположные решения – см. например, Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 21 октября 2022 г. N 022/06/33-762/2022 (изв. № 0817200000322014095).