Защитные меры национального режима при осуществлении закупок – это система мер, включающая в себя правила и ограничения, применяемые при закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (в контрактной системе), а также в корпоративных закупках (закон 223-ФЗ), для создания наиболее благоприятных условий для поставщиков российских товаров (работ, услуг) и продукции, произведенной на территории государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Правительство РФ в соответствии со ст. 14 Закона № 44-ФЗ (далее – Закон) установило защитные меры национального режима при осуществлении закупок в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ (постановление Правительства (далее – ПП) РФ от 23.12.2024 № 1875 (далее – ПП 1875):
1) запрет закупок товаров (в т.ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными гражданами, иностранными юридическими лицами;
2) ограничение закупок товаров (в т.ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
3) преимущество в отношении товаров российского происхождения (в т.ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг). (ПП 1875, п. 1).
РЕЖИМ ЗАПРЕТА ЗАКУПКИ ИНОСТРАННОЙ ПРОДУКЦИИ. Если код ОКПД2 продукции включен в приложение № 1 к ПП РФ № 1875, на такую иностранную продукцию устанавливается режим запрета, и заказчики смогут приобрести только российскую продукцию без возможности заменить ее импортной при исполнении договора. | РЕЖИМ ОГРАНИЧЕНИЙ ЗАКУПКИ ИНОСТРАННОЙ ПРОДУКЦИИ. Импортную продукцию установленного приложением № 2 к ПП РФ № 2 перечня нельзя приобрести, если в конкурентной процедуре есть заявка с российской, которая отвечает условиям закупки. При исполнении контракта заменять российский товар можно только отечественным и улучшенных характеристик. | РЕЖИМ ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТОВАРА. Под него подпадают товары, не включенные в приложения 1 и 2 к ПП РФ № 1875. Ценовое предложение участника с российской продукцией при рассмотрении, оценке, сопоставлении заявок снижается на 15%. Договор с этим участником в случае его победы заключается по предложенной им цене. |
Примечание:
Позиции приложений № 1 и № 2 применяются, если в объект закупки включены товар, работа, услуга, наименования которых указаны в графе «Наименование товара, работы, услуги» и которые включены в код, указанный в графе «Код товара, работы, услуги по ОКПД 2». При этом если в объект закупки включено медицинское изделие, соответствующая позиция применяется, если закупаемое медицинское изделие также относится к указанному в графе «Наименование товара, работы, услуги» коду вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной Министерством здравоохранения РФ. (ПП 1875, п/п. 4 «д»).
Минфин России разъяснил порядок применения «защитных» мер — запретов и ограничений на закупку иностранных товаров — в ситуациях, когда в позиции каталога товаров, работ, услуг (КТРУ) указано наименование, отличное от того, что содержится в Перечнях к ПП РФ № 1875.
Ключевая позиция Минфина: для определения необходимости применения «защитных» мер нужно ориентироваться на наименование товара из Перечней, а не на наименование или код ОКПД2 из КТРУ. Даже если код ОКПД2 в позиции каталога отсутствует или отличается от указанного в Перечне, это не отменяет обязанности заказчика применить соответствующие меры национального режима, если, по существу, закупается товар, входящий в перечень.
Таким образом, сведения из КТРУ — справочные, а не нормативные. Дословное совпадение наименований между документацией и Перечнями не требуется.
Минфин привел пример с позицией 189 Перечня № 2 — «Коляски инвалидные, кроме частей и принадлежностей». Даже если в каталоге указано иное наименование коляски и отсутствует нужный код ОКПД2 (30.92.2), ограничение всё равно должно применяться, поскольку предмет закупки, по сути, подпадает под действие Перечня.[1]
В настоящей статье рассмотрим одну из защитных мер – запрет закупок товаров, работ, услуг: на какую продукцию установлен запрет, условия его применения, случаи, когда запрет не применяется.
1. НА КАКУЮ ПРОДУКЦИЮ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ЗАПРЕТ ЗАКУПКИ
В соответствии со ст. 14 Закона Правительство РФ вправе принимать меры, устанавливающие запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (Закон, ст. 14, ч. 2, п/п. 1 «а»).
Правительство РФ устанавливает запрет закупок товаров (в т.ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными гражданами, иностранными юридическими лицами (далее – иностранные лица), по перечню согласно приложению № 1, а также закупок в рамках государственного оборонного заказа (далее – ГОЗ) товаров (в т.ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (ПП 1875, п. 1).
Примечания:
Для целей ПП 1875 под закупками в рамках ГОЗ понимаются закупки товаров (в т.ч. товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг), работ, услуг, осуществляемые:
– государственным заказчиком ГОЗ при размещении ГОЗ (в т.ч. для выполнения мероприятий государственных программ РФ, гос. программы вооружения, иных мероприятий в рамках ГОЗ);
головным исполнителем поставок продукции по ГОЗ, исполнителем, участвующим в поставках продукции по ГОЗ, при выполнении государственного оборонного заказа, для формирования запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, предусмотренного пунктами 3 – 3.2 статьи 7.1 Федерального закона «О государственном оборонном заказе». (ПП 1875, п/п. 4 «ч»).
Приложение № 1 содержит 151 позицию, в т.ч. 145 товаров, программу для ЭВМ (далее – ПО) и пять видов услуг. Извлечения из положения № 1 приведены для примера на рис. № 1
Рис. №1. Извлечения из приложения № 1 к ПП РФ № 1875
В соответствии с ПП РФ от 27.09.2025 № 1478 из услуг, перечисленных в позициях 147-151 приложения № 1 к ПП РФ № 1875, под запрет попадают не только услуги, оказываемые иностранными лицами, но и услуги российских компаний, находящихся под иностранным контролем или влиянием (имеющие иностранных лиц среди участников (учредителей) или в числе лиц, владеющих более чем 10% акций (долей) (ПП 1875, п/п 4 «ш»).
2. УСЛОВИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАПРЕТА ЗАКУПКИ (16)
2.1. Если установлен запрет закупок товара, заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке такого товара, происходящего из иностранного государства (далее – иностранный товар), подлежит отклонению.
2.2. Если установлен запрет закупок товара, заключение контракта на поставку иностранного товара с единственным поставщиком не допускается.
2.3. Если установлен запрет закупок товара, при исполнении контракта замена товара, в отношении которого установлен запрет, на иностранный товар не допускается. (Закон, ст. 14, ч. 4, п. 1).
2.4. Если установлен запрет закупок работы, услуги, соответственно выполняемые, оказываемые иностранным лицом, заявка на участие в такой закупке, поданная иностранным лицом, подлежит отклонению.
2.5. Если установлен запрет закупок работы, услуги, соответственно выполняемые, оказываемые иностранным лицом, заключение контракта на выполнение такой работы, оказание такой услуги с единственным подрядчиком (исполнителем), являющимся иностранным лицом, не допускается. (Ст. 14, ч. 5, п. 1).
2.6. Подтверждением страны происхождения товара и ПО являются информация и документы, указанные в п. 3 ПП 1875.
2.7. Положения ПП 1875, касающиеся российских товаров, работ, услуг (российской продукции) распространяется также на продукцию ЕАЭС. Положение ПП 1875 касающиеся товара российского происхождения, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой российским гражданином, российским юридическим лицом, применяются также в отношении товара, происходящего из государства – члена Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом, зарегистрированным на территории государства – члена ЕАЭС (ПП 1875, п/п. 4 «а»).
2.8. Допускается включать в один объект закупки продукцию, как указанную, так и не указанную в приложении № 1. Если иное не установлено в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами (далее – НПА), в т.ч. ПП 1875, допускается включать в один объект (предмет) закупки товары, работы, услуги как указанные в приложении № 1 (здесь и далее – к ПП 1875), так и не указанные в приложении, при этом:
– к включенным в объект закупки товарам, работам, услугам, указанным в приложении № 1, применяются положения ПП 1875, касающиеся запрета;
– к включенным в объект закупки товарам, не указанным в приложении № 1, применяются положения, касающиеся преимущества, указанного в п. 1 ПП 1875;
– преимущество, указанное в пункте 1 ПП 1875, предоставляется при условии, указанном в абз. 2 или 3 п/п. 4 «б», заявке на участие в закупке, которая содержит предложение о поставке товара (в т.ч. поставляемого при выполнении закупаемых работ, услуг) только российского происхождения, как в отношении включенных в объект (предмет) закупки товаров, не указанных в приложении № 1, так и включенных в объект (предмет) закупки товаров, указанных в приложении. (ПП 1875, п/п. 4 «в»).
Примечание. Абз. 2, абз 3 п/п. 4 «б»:
при осуществлении закупки в соответствии с Законом в числе заявок на участие в закупке, которым в соответствии с подпунктом 1 «б» ч. 15 ст. 48, подпунктом 1 «б» ч. 5 ст. 49, подпунктом 1 «б» ч. 3 ст. 50, подпунктом 1 «в» ч. 10 ст. 73, пунктом 1 ч. 5 ст. 74, подпунктом 1 «в» ч. 9 ст. 75, подпунктом 1 «б» ч. 5 ст. 76 Закона присваиваются порядковые номера, имеется заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке хотя бы одного товара, происходящего из иностранного государства;
при осуществлении закупки в соответствии с законом № 223-ФЗ в числе заявок на участие в закупке (окончательных предложений), которые рассматриваются, оцениваются, сопоставляются, имеется заявка на участие в закупке, которая не отклонена и содержит предложение о поставке хотя бы одного товара, происходящего из иностранного государства. (ПП 1875, п/п. 4 «б»).
2.9. Не допускается включать в один объект закупки. При осуществлении закупок в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ, за исключением закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), не могут быть включены в предмет одного контракта (договора, лота) товары, указанные в позициях 17, 139 – 141 приложения № 1, и товары, не указанные в таких позициях. (ПП 1875, п/п. 4 «г»).
Примечание:
17. | Пробирки вакуумные для взятия образцов крови ИВД, соответствующие кодам 293370, 293400, 293420, 293480, 293500, 293540, 293570, 293630, 293640, 293660, 293700, 293760, 293780, 334330 вида медизделия в соответствии с номенклатурной классификацией медизделий (далее – НКлМ), | ||
139. | Аппараты искусственной вентиляции легких, соответствующие кодам 232870, 232890 вида медизделия в соответствии с НКлМ | ||
140. | Мебель медицинская в части: кровати больничной механической, соответствующей коду 120210 вида медизделия в соответствии с НКлМ; кровати больничной стандартной с электроприводом, соответству-ющая коду 136210 вида медизделия в соответствии с НКлМ; стеллажа для палаты пациента, соответствующ. коду 156900 вида медизделия в соответствии с НКлМ; шкафа вытяжного, соответствующ. коду 181470 вида медизделия в соответствии с НКлМ; ширмы прикроватной, соответствующ. коду 184200 вида медизделия в соответствии с НКлМ; стеллажа общего назначения, соответст. коду 260470 вида медизделия в соответствии с НКлМ; шкафа для сушки и хранения эндоско-пов, соотв. коду 271740 вида медизделия в соответвии с НКлМ. | ||
141. | Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки (только в отношении медицинских масок) |
2.10. Запрет закупок применяется заказчиками из числа силовых структур. Запрет закупок товаров (в т.ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, применяется заказчиком из числа заказчиков, предусмотренных подпунктом 5 «а» ч. 11 ст. 24 Закона, также при осуществлении в соответствии с Законом закупок товаров, работ, услуг, не указанных в абз. 2 пункта 1 ПП 1875. (ПП 1875, п. 4 «ж»).
Примечания:
1. Закон, ст. 24, ч. 11, п/п. 5 «а». Закрытые конкурентные способы применяются в случаях закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых заказчиками: МО РФ, ФСО, ФСБ, войск национальной гвардии Российской Федерации, МВД, госрезервом, подведомственными им государственными учреждениями, ГУП, а также ГК «Роскосмос», подведомственными ей государственными учреждениями, ГУП. Перечень указанных заказчиков, включая подведомственные ГК «Роскосмос» государственные учреждения и ГУП, утверждается Правительством РФ.
2. Абз. 2 п. 1 ПП 1875. Запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными гражданами, иностранными юридическими лицами, по перечню согласно приложению № 1, а также закупок в рамках ГОЗ товаров (в т.ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
2.11. Запрет распространяется на лизинг. Предусмотренный п. 1 ПП 1875 запрет распространяются также на товары – предметы финансовой аренды (лизинга) (ПП 1875, п/п. 4 «з»).
2.12. Запрет закупок товаров, указанных в поз. 27 приложения №1, также применяется, если такие товары включены в состав закупаемых товаров, указанных в поз. 63 – 67 приложения №1 (ПП 1875, п/п. 4 «и»).
Примечание:
27. | Устройства числового программного управления | |
63. | Станки для обработки металлов лазером и станки аналогичного типа; обрабатывающие центры и станки аналогичного типа | |
64. | Станки токарные, расточные и фрезерные металлорежущие | |
65. | Станки металлообрабатывающие прочие | |
66. | Части и принадлежности станков для обработки металлов | |
67. | Станки для обработки камня, дерева и аналогичных твердых материалов |
2.13. Запрет закупок программного обеспечения, указанного в позиции 146* приложения № 1:
также применяется, если такое ПО включено в состав объекта закупки наряду с иными товарами, работами, услугами;
применяется в отношении ПО, реализуемого, независимо от вида договора, на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также исключительных прав на ПО и прав использования ПО;
не применяется при осуществлении закупок ПО, сведения о котором и (или) о закупке которого составляют государственную тайну (ПП 1875, п/п. 4 «о»).
* Примечания: 146. Программа для ЭВМ и (или) базы данных 58.29
Для целей ПП 1875 под ПО, указанным в позиции 146 приложения № 1, понимается программное обеспечение и (или) права на него возникшие вследствие:
– поставки на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставления в пользование ПО посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
– поставки, технического обслуживания персональных ЭВМ, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых ПО подлежит установке в результате исполнения контракта (договора);
– выполнения работ, оказания услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией ПО, в т.ч. в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование ПО или расширением ранее предоставленного объема прав;
– оказания услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением ПО, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование ПО или расширением ранее предоставленного объема прав. (ПП 1875, п/п. 4 «с»).
2.14. При осуществлении в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ закупки ПО, указанного в позиции 146 приложения № 1, заявка на участие в закупке, в которой содержится предложение ПО, реестровая запись о котором в реестре российского ПО или реестре евразийского ПО не содержит информацию о соответствии предлагаемого ПО дополнительным требованиям к ПО, приравнивается к заявке на участие в закупке, в которой содержится предложение программного обеспечения, происходящего из иностранного государства, если на участие в такой закупке подана заявка на участие в закупке, признанная по результатам ее рассмотрения соответствующей установленным требованиям и содержащая предложение о программном обеспечении, реестровая запись о котором в реестре российского ПО или реестре евразийского ПО содержит информацию о соответствии предлагаемого программного обеспечения дополнительным требованиям к ПО. (ПП 1875, п/п. 4 «х»).
2.15. Особенности определения НМЦК. Для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых установлены предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 14 Закона запрет, ограничение или преимущество, Правительство РФ устанавливает особенности определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы (далее – НЦЕ) товара, в т.ч. товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг, НЦЕ работы, услуги на основе функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами (Закон, ст. 22, ч. 25).
Особенности определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), НЦЕ товара (в т.ч. товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг), НЦЕ работы, услуги при применении в соответствии с Законом метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) для осуществления закупки, объект закупки которой включает товары, указанные в позициях 1 – 145 приложения № 1:
при определении идентичности и однородности таких товаров в соответствии с частями 13 и 14 ст. 22 Закона подлежат учету исключительно товары, происходящие из государств ЕАЭС;
заказчик направляет предусмотренный ч. 5 ст. 22 Закона запрос о предоставлении информации о цене таких товаров не менее чем 3 субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в ГИСП. Если в этой системе содержится информация менее чем о 3 субъектах деятельности в сфере промышленности, осуществляющих производство включенного в объект закупки товара из числа указанных товаров, заказчик также направляет такой запрос поставщикам, которые осуществляют поставку происходящих из государств – ЕАЭС товаров, идентичных товарам, планируемым к закупкам (при их отсутствии – однородных товаров), и информация о которых и о поставленных ими товарах содержится на официальном сайте ЕИС в реестре контрактов, заключенных заказчиками (ПП 1875, п. 7 «в»).
Особенности, предусмотренные п/п. 7 «в», не применяются при наступлении одного из следующих случаев:
– осуществляется закупка товара, включенного в объект закупки, в отношении которого в соответствии с частями 21 и 22 ст. 22 Закона установлены соответственно особенности определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), НЦЕ товара, работы, услуги при осуществлении включаемых в состав ГОЗ закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, порядок определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), НЦЕ товара;
– если при осуществлении закупки товара заказчиком в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 6 ПП 1875, не применяются запреты, предусмотренные абз. 2 пункта 1 и п/п. «ж» п. 4 ПП 1875, ограничение, предусмотренное абз. 3 п. 1 ПП 1875;
– осуществляется закупка товара в количестве одной штуки и НМЦК (договора) или цена контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не превышает 5 тыс. рублей;
– осуществляется закупка товаров, при которой НМЦК (договора) или цена контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не превышает 1 млн. рублей и при этом ни одна из использованных при определении таких цен цена единицы товара не превышает 5 тыс. рублей;
– осуществляется закупка товаров, работ, услуг в случаях, предусмотренных пунктами 1или 2 ч. 11 ст. 24 Закона (ПП 1875, п. 7 «в»).
2.16. Особенности описания объекта закупки – товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемой работы, услуги).
При описании закупаемого товара, в отношении которого установлены запрет, ограничение или преимущество, указываются характеристики товара российского происхождения (Закон, ст. 33, ч. 1.1).
Заказчик вправе указать в извещении дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением если при осуществлении закупки товара (в т.ч. поставляемого при выполнении закупаемых работ, услуг), указанного в позициях 25, 26 и 32 приложения № 1, позициях 191 – 361 приложения № 2, применяются предусмотренные запрет, ограничение соответственно (Правила использования КТРУ утв. ПП № 145, п. 5 «а»)
Примечание:
ПП 1875 содержит случаи, при которых установленные им «защитные» меры не применяются. Вместе с тем применение установленной ПП 1875 «защитной» меры условием применения части 1.1 ст. 33 Закона не является. Таким образом, положения части 1.1 статьи 33 Закона применяются при описании товара, в отношении которого ПП 1875 установлены «защитные» меры, вне зависимости от применения либо неприменения соответствующей «защитной» меры при осуществлении закупки такого товара. (Письмо Минфина России от 31.01.2025 № 24-01-06/8697).
При осуществлении закупки товаров, указанных в поз. 1-145 приложения № 1, – декларирование в извещении об осуществлении закупки или в приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) факта получения предусмотренного п/п. 5 «а»* разрешения с указанием его реквизитов и характеристик товара, являющихся идентичными характеристикам, содержащимся в обращении, на основании которого выдано такое разрешение (ПП 1875, п/п 7 «а», абз. 2).
* Примечание:
Подпункт 5 «а» ПП 1875. Запрет, предусмотренный ПП 1875, может не применяться заказчиками при отсутствие на территории РФ производства товара, являющегося объектом (предметом) закупки и указанного в поз. 1 – 145 приложения № 1, которое подтверждается разрешением на закупку происходящего из иностранного государства товара, являющегося промышленной продукцией, которое выдается в порядке, установленном Минпромторгом РФ, заказчику до начала осуществления закупки по его обращению, содержащему в т.ч. указание на характеристики такого товара, потребность в котором имеется у заказчика. При этом в случае осуществления закупки в соответствии с Законом характеристики указываются в соответствии с КТРУ (включая при необходимости дополнительные потребительские свойства, в т.ч. функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги, за исключением случаев, предусмотренных п. 5 Правил использования КТРУ, утвержденных ПП РФ № 145, за исключением случаев отсутствия в таком каталоге позиции, соответствующей потребностям заказчика, или отсутствия характеристик товара в позиции каталога, при которых характеристики товара, потребность в котором имеется у заказчика, указываются в обращении в соответствии с положениями ст. 33 Закона.
3. ЗАПРЕТ ЗАКУПОК НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ
3.1. Предусмотренные п. 1 ПП 1875 и п/п. 4 «ж» (см. раздел 2.10) запреты не применяются при осуществлении:
– закупки товара (в т.ч. поставляемого при выполнении закупаемых работ, услуг) в целях исполнения контракта (договора), содержащего условие о поставке или использовании такого товара и заключенного с лицом, которое не является заказчиком в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ, либо заключенного с лицом, которое относится к числу таких заказчиков и при осуществлении закупки которым не применены в случаях, предусмотренных указанными законами и ПП 1875, такие запрет, ограничение или преимущество, либо заключенного до 01.01.2025 г. с лицом, которое относится к числу таких заказчиков;
– закупки товара (в т.ч. поставляемого при выполнении закупаемых работ, услуг) в целях изготовления, ремонта, модернизации, технического и сервисного обслуживания вооружения, военной и специальной техники (их составных частей), изготавливаемых по нормативно-технической документации (или указанных в такой документации), утвержденной (согласованной) в установленном порядке (государственным заказчиком ГОЗ либо военным представительством МО РФ или иного государственного заказчика, уполномоченным осуществлять деятельность в организации, осуществляющей закупку такого товара) и (или) передаваемой заказчику, осуществляющему закупку такого товара, государственным заказчиком ГОЗ, головным исполнителем поставок продукции по ГОЗ, исполнителем, участвующим в поставках продукции по ГОЗ (в т.ч. для целей выполнения закупаемых работ, оказания закупаемых услуг);
– закупки товара (в т.ч. поставляемого при выполнении закупаемых работ, услуг), не относящегося к товарам, указанным в позициях 1 – 3, 5, 7, 10, 13, 16 – 17, 137, 140 – 141 и 144 приложения № 1, в целях исполнения заказчиком в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ обязательств, предусмотренных специальным инвестиционным контрактом, стороной которого является такой заказчик;
– закупки товара, поставляемого при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг по изготовлению такого товара по индивидуальному заказу заказчика, осуществляющего закупку;
– закупки, при которой заключается контракт (договор) со встречными инвестиционными обязательствами, предусматривающий поставку товара, произведенного исключительно на создаваемом, модернизируемом, осваиваемом в соответствии с таким контрактом (договором) производстве;
– закупки товара, осуществляемой за пределами Российской Федерации у иностранного лица для обеспечения деятельности заказчика за пределами РФ, права владения, пользования и распоряжения, которым будут реализовываться таким заказчиком за пределами РФ (ПП 1875, п. 4 «и»).
3.2. Запрет не применяется при осуществлении в соответствии с законом 223-ФЗ заказчиками, являющимися аптечными организациями, закупок лекарственных препаратов (далее – ЛП) и медизделий в целях розничной торговли такими ЛП и медизделиями (ПП 1875, п. 4 «к»).
3.3. Запрет не распространяются на закупки, осуществляемые в соответствии с законом 223-ФЗ отдельными заказчиками, указанными в абз. 2 подпункта 4 «л», за исключением закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых:
– в рамках государственного оборонного заказа;
– для функционирования критической информационной инфраструктуры РФ;
– в сфере использования атомной энергии;
– для реализации проекта технологического суверенитета, включенного в реестр проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики РФ в соответствии с Положением об условиях отнесения проектов к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики РФ, о представлении сведений о проектах технологического суверенитета и проектах структурной адаптации экономики РФ и ведении реестра указанных проектов, а также о требованиях к организациям, уполномоченным представлять заключения о соответствии проектов требованиям к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики РФ, утвержденным ПП РФ от 15.04.2023 № 603. (ПП 1875, п. 4 «м»).
3.4. Положения статьи 14 Закона (в т.ч. запрет) не применяются в части закупок силовыми структурами: при осуществлении закупок товаров, работ, услуг органами СВР РФ, ФСБ РФ для обеспечения безопасности государства, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг ФСО для реализации мер по осуществлению государственной охраны, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг войсками национальной гвардии РФ для выполнения задач по участию войск национальной гвардии Российской Федерации в борьбе с терроризмом и экстремизмом, а также для выполнения по решению Президента РФ задач по обеспечению безопасности высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших исполнительных органов субъектов РФ) и иных лиц. (Закон, ст. 14, ч. 9).
4. ЗАПРЕТ МОЖЕТ НЕ ПРИМЕНЯТЬСЯ
Запрет, предусмотренный п. 1, п. 4 «ж» ПП 1875 (см. раздел 2.10), может не применяться заказчиками при наступлении одного из следующих 22 случаев:
4.1. Отсутствие на территории РФ производства товара, являющегося объектом (предметом) закупки и указанного в позициях 1 – 145 приложения № 1, которое подтверждается разрешением на закупку происходящего из иностранного государства товара, являющегося промышленной продукцией, которое выдается в порядке, установленном Минпромторгом РФ, заказчику до начала осуществления закупки по его обращению, содержащему в т.ч. указание на характеристики такого товара, потребность в котором имеется у заказчика. При этом в случае осуществления закупки в соответствии с Законом характеристики указываются в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – КТРУ) (включая при необходимости дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги, за исключением случаев, предусмотренных п. 5 Правил использования КТРУ, утвержденных ПП РФ от 08.02.2017 № 145*), за исключением случаев отсутствия в КТРУ позиции, соответствующей потребностям заказчика, или отсутствия характеристик товара в позиции каталога, при которых характеристики товара, потребность в котором имеется у заказчика, указываются в обращении в соответствии с положениями ст. 33 Закона. (ПП 1875, п/п. 5 «а»).
Факт получение разрешения заказчик декларирует в извещении (ПП 1875, п/п 7 «а» абз. 2)
* Примечание: п. 5 Правил использования КТРУ.
Заказчик вправе указать в извещении дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в т.ч. функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) если при осуществлении закупки товара (в т.ч. поставляемого при выполнении закупаемых работ, услуг), указанного в поз. 25, 26 и 32 приложения № 1, поз. 191 – 361 приложения № 2, применяются предусмотренные п. 1 ПП 1875 запрет, ограничение соответственно;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством РФ в соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона.
4.2. Отсутствие на территории РФ российских граждан, российских юридических лиц, осуществляющих оказание услуг, указанных в позициях 147 – 151 приложения № 1, с характеристиками, соответствующими потребности заказчика, отсутствие на территории РФ производства товаров, не указанных в приложении № 1 к настоящему постановлению, отсутствие на территории РФ российских граждан, российских юридических лиц, осуществляющих выполнение работ, оказание услуг, не указанных в приложении № 1, при осуществлении в соответствии с Законом закупок таких товаров (в т.ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг), работ, услуг заказчиком из числа заказчиков, предусмотренных подпунктом 5 «а» ч. 11 ст. 24 Закона, или при осуществлении в рамках ГОЗ в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ закупок таких товаров (в т.ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг), работ, услуг иными заказчиками. Такое отсутствие декларируется заказчиком самостоятельно в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, в заключаемом с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракте (договоре). (ПП 1875, п/п. 5 «б»).
4.3. Осуществляется закупка указанного в позициях 1 – 145 приложения № 1 товара в целях исполнения контракта (договора), предусматривающего с учетом разрешения, полученного в соответствии с подпунктом 5 «а» ПП 1875 , поставку такого товара, происходящего из иностранного государства. (ПП 1875, п/п. 5 «в»).
4.4. В соответствии с законом 223-ФЗ осуществляется закупка товара за пределами РФ с учетом согласований, предусмотренных п. 2 ч. 7 ст. 3 1, частью 4 ст. 3 1-1 закона 223-ФЗ (ПП 1875, п/п. 5 «г»).
4.5. Лизингодателем осуществляется закупка предмета лизинга, происходящего из иностранного государства, если такой предмет лизинга определен в соответствии с договором лизинга лизингополучателем, который не является заказчиком в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ, либо лизингополучателем, который относится к числу таких заказчиков и при осуществлении закупки которым не применен в случаях, предусмотренных ПП 1875, такой запрет. (ПП 1875, п/п. 5 «д»).
4.6. При осуществлении закупки ПО, указанного в поз. 146 приложения № 1, – отсутствие в реестре российского ПО и реестре евразийского программного обеспечения по состоянию на день, предшествующий дню размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), заключения контракта (договора) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), сведений о программном обеспечении, соответствующем тому же классу ПО, что и программное обеспечение, являющееся объектом (предметом) закупки. В этом случае в описание объекта (предмета) закупки включается обоснование неприменения запрета, предусмотренного п. 1, содержащее:
указание на настоящий подпункт;
класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать ПО, являющееся объектом (предметом) закупки;
требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом (предметом) закупки, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать такое ПО. (ПП 1875, п/п. 5 «е»).
4.7. При осуществлении закупки программного обеспечения, указанного в поз. 146 приложения № 1, ПО, сведения о котором по состоянию на день, предшествующий дню размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), заключения контракта (договора) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включены в реестр российского ПО и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу ПО, что и программное обеспечение, являющееся объектом (предметом) закупки, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к ПО, являющемуся объектом (предметом) закупки. В этом случае в описание объекта (предмета) закупки включается обоснование неприменения запрета, предусмотренного п. 1 ПП 1875, содержащее, помимо информации, предусмотренной абз. 3 и 4 подпункта 5 «е» (см. раздел 5.5), указание на настоящий подпункт, а также функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в т.ч. их значения), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского ПО и (или) реестр евразийского ПО, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению по каждому ПО (с указанием названия ПО), сведения о котором включены в реестр российского ПО и (или) реестр евразийского ПО и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и ПО, являющееся объектом (предметом) закупки.
Внимание!
Положения настоящего подпункта не применяются при осуществлении в соответствии с Законом закупок ПО, включенного в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 07.02.2024 № 270-р, заказчиками из числа лиц, включенных в перечни, утвержденные указанным НПА. (ПП 1875, п/п. 5 «ж»).
4.8. Осуществляется закупка товара, не относящегося к товарам и ПО, указанным в поз. 17, 21, 27, 35, 140, 141, 144 и 146 приложения № 1, в количестве одной штуки и НМЦК (договора) или цена контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не превышает 300 тыс. рублей; (ПП 1875, п/п. 5 «з»).
4.9. Осуществляется закупка товаров, не относящихся к товарам и ПО, указанным в поз. 17, 21, 27, 35, 140, 141, 144 и 146 приложения № 1, в одном из следующих случаев:
– НМЦК (договора), максимальное значение цены контракта (договора) или цена контракта, (договора), заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не превышает 1 млн. рублей и при этом ни одна из использованных при определении таких цен цена единицы товара не превышает 300 тыс. рублей;
– ни одна из использованных при определении НМЦК (договора) или цены контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена единицы товара не превышает 300 тыс. рублей и при этом произведение каждой цены единицы товара на количество такого товара не превышает 1 млн. рублей (ПП 1875, п/п. 5 «и»).
4.10. Осуществляется закупка товаров, указанных в поз. 35 приложения № 1*, в количестве одной штуки и НМЦК (договора) или цена контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не превышает 3 тыс. рублей; (ПП 1875, п. 5 «к»).
* Примечание: 35. Подшипники шариковые или роликовые 28.15.10
4.11. Осуществляется закупка товаров, указанных в позиции 35 приложения № 1, при которой НМЦК (договора), максимальное значение цены контракта (договора) или цена контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не превышает 30 тыс. рублей и при этом ни одна из использованных при определении таких цен цена единицы товара не превышает 3 тыс. рублей. (ПП 1875, п/п. 5 «л»).
4.12. Осуществляется закупка товара, не относящегося к товарам и ПО, указанным в поз. 23, 24,
44 – 47, 71 – 77, 79 – 88, 95 – 118 и 146 приложения № 1, определенного товарного знака ввиду его несов-местимости с товарами, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия закупаемого товара с товарами, используемыми заказчиком (ПП 1875, п/п. 5 «м»).
4.13. Осуществляется закупка в целях оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации ЧС, в целях проведения СВО, мобилизационной подготовки, мобилизации, осуществления деятельности на территории, на которой введено военное положение. (ПП 1875, п/п. 5 «н»).
4.14. ФСО РФ, СВР РФ, органами внешней разведки МО РФ, МВД РФ, ФС войск национальной гвардии РФ и подведомственными им организациями осуществляется закупка товаров, не относящихся к товарам, указанным в позициях 1 – 7, 63 – 73, 92 – 94 и 99 приложения № 1. При этом запрет может также не применяться указанными органами и подведомственными им организациями, если осуществляется закупка товара, указанного в позициях 63 – 67 приложения № 1, в количестве одной штуки и НМЦК (договора) или цена контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не превышает 2 млн. рублей; (ПП 1875, п/п. 5 «о»).
4.15. ФСО РФ осуществляется закупка в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны. (ПП 1875, п/п. 5 «п»).
4.16. МВД РФ осуществляется закупка транспортных средств для обеспечения безопасности объектов государственной охраны и проведения оперативно-поисковых мероприятий. (ПП 1875, п/п. 5 «р»).
4.17. ФСИН осуществляется закупка транспортных средств для проведения оперативно-разыскных мероприятий. (ПП 1875, п/п. 5 «с»).
4.18. ГУ специальных программ Президента РФ и подведомственными ему организациями осуществляется закупка товаров, не относящихся к товарам, указанным в поз. 1 – 7, 63 – 73 и 99 приложения № 1. При этом запрет может также не применяться ГУ специальных программ Президента РФ и подведомственными ему организациями, если осуществляется закупка товара, указанного в поз. 63 – 67 приложения № 1, в количестве одной штуки и НМЦК (договора) или цена контракта (договора), не превышает 2 млн. рублей. (ПП 1875, п/п. 5 «т»).
4.19. Управлением делами Президента РФ и подведомственными ему организациями осуществляется закупка товаров, не относящихся к товарам, указанным в поз. 3 – 7, 63 – 73, 92 – 94 и 99 приложения № 1. При этом запрет может также не применяться указанными заказчиками, если осуществляется закупка товара, указанного в поз. 63 – 67 приложения № 1, в количестве одной штуки и НМЦК (договора) или цена контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не превышает 2 млн. рублей. (ПП 1875, п/п. 5 «у»).
4.20. Осуществляется закупка товаров из числа запчастей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемых заказчиками, предусмотренными подпунктом 5 «а» ч. 11 ст. 24 Закона, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. (ПП 1875, п/п. 5 «ф»).
4.21. Запрет, предусмотренный п. 1 ПП 1875, может не применяться при осуществлении в соответствии с законом 223-ФЗ закупок товаров, указанных в поз. 1 – 21, 30, 32, 45 – 47, 49 – 52, 55 – 60, 62, 69 – 86, 88, 92 – 128, 137, 138, 140 – 145 приложения № 1, извещение об осуществлении которых размещено в ЕИС и приглашение принять участие в которых направлено либо договор с единственным поставщиком при осуществлении которых заключен до 01.07.2025 (ПП 1875, п/п. 10 «к»).
Примечание:
В случае неприменения в соответствии с п/п. 10 «к» ПП 1875 запрета, предусмотренного п. 1 ПП 1875, при осуществлении закупок соответствующих товаров применяются положения ПП 1875, каса-ющиеся ограничения закупок товаров (в т.ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг), происходящих из иностранных государств и указанных в поз. 1 – 433 приложения № 2. (ПП 1875, п/п. 10 «л»).
4.22. При осуществлении заказчиками, включенными в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, предусмотренный ПП РФ от 20.02.2004 № 96 «О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса», закупок товаров, извещение об осуществлении которых размещено в ЕИС и приглашение принять участие в которых направлено либо контракт (договор) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении которых заключен до 31.12.2025 г. включительно, не применяется предусмотренный п. 1, п/п 4 «ж» ПП 1875 (см. раздел 2.10) запреты закупок товаров (в т.ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг), указанных в позициях 11 – 18, 20 – 22, 24 – 26, 30 – 35, 42, 45 – 47, 49, 51 – 62, 69 – 88, 92 – 128, 133 – 136, 139 – 142 приложения № 1, а также товаров, не указанных в приложении № 1. (ПП 1875, п/п. 10 «м»).
В ПОРЯДКЕ ВЫВОДОВ: ДЕЙСТВИЯ ЗАКАЗЧИКА В ПОРЯДКЕ ИСПОЛНЕНИЯ
ТРЕБОВАНИЙ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАЩИТНОЙ МЕРЫ ЗАПРЕТА ЗАКУПОК
1. На этапе подготовки закупки заказчик должен определить, подпадает ли закупаемый товар, работа, услуга под требования национального режима, в том числе – запрета закупки, для чего в первую очередь определяется соответствующий код ОКПД 2, который позволяет это проверить. Такую проверку можно эффективно произвести в ресурсах Эконом-Эксперт. https://zakupki44fz.ru См. рис. № 1 на примере бумаги для офисной техники.
Рис. № 1. Проверка объекта закупки на предмет особенностей закупки
2. Полученную информацию заказчик использует при принятии решения о возможности закупки продукции (в том числе у единственного поставщика), формировании лотов закупки, описании объекта закупки и обосновании НМЦК для конкурентной закупки, для получения необходимых разрешений, в целях выбора оптимального варианта закупки.
3. Информация о применении национального режима учитывается и применяется заказчиком в извещении о закупке и прилагаемых электронных документах.
4. В соответствии с требованиями национального режима заказчик рассматривает и оценивает заявки участников и, соответственно, определяет победителя конкурентной процедуры. При этом следует иметь ввиду, что нарушение требований национального режима при рассмотрении заявок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере до 30 тыс. рублей.
5. Требования нацрежима накладывают также особенности на процесс исполнения контракта.
- Памятка по расчету НМЦК на моторное топливо
- Постановление №2571 и его роль в системе госзакупок РФ
- Годовой отчет об объеме закупок у СМП и СОНО
- Памятка – Как изменятся правила проведения закупок по Закону № 44-ФЗ в 2024 году
- Мнение Минфина России: ограничения допуска радиоэлектронной продукции по ПП878 при закупке телекоммуникационного оборудования необходимо устанавливать
- Обзор изменений 44-ФЗ, действующих с 9 мая 2023 года