Часть 2. Указание в извещении о закупке информации о применении защитных мер национального режима
- Часть 2. Указание в извещении о закупке информации о применении защитных мер национального режима
- 1. Извещение содержит информацию о защитных мерах национального режима
- 2. Извещение содержит электронные документы, в разработке которых применяются требования национального режима
- 2. Декларирование в извещении отсутствия производства продукции в РФ и особенности описания такой продукции
Закупка товаров, работ, услуг начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которое в свою очередь начинается с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд (Закон № 44-ФЗ, ст. 3, ч. 1, п. 2, п. 3).
В извещении заказчик указывает, в том числе, о применении защитных мер национального режима.
1. Извещение содержит информацию о защитных мерах национального режима
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы (далее – ЕИС), подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию о запрете или об ограничении закупок товаров (включая товары, поставляемые при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, о преимуществе в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами, в случае, если такие запрет, ограничение, преимущество установлены в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 44-ФЗ (далее – Закон) в отношении товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемой работы, оказании закупаемой услуги), работы, услуги, являющихся объектом закупки (Закон, ст. 42, ч. 1, п. 15).
2. Извещение содержит электронные документы, в разработке которых применяются требования национального режима
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом, должно содержать электронные документы (образы электронных документов), в том числе:
1) описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
3) проект контракта (Закон, ст. 42, ч. 1, п. 15, ч. 2).
Примечания к формированию описания объекта закупки:
1. При описании являющегося объектом закупки товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемой работы, оказании закупаемой услуги), в отношении которого установлены предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 14 Закона запрет, ограничение или преимущество, указываются характеристики товара российского происхождения (Закон № 44-ФЗ, ст. 33, ч. 1.1).
Минфин РФ прокомментировал применение части 1.1 ст. 33 Закона при описании являющегося объектом закупки товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемой работы, оказании закупаемой услуги), в отношении которого установлены запрет, ограничение или преимущество.
Постановление Правительства (далее – ПП) РФ от 23.12.2024 № 1875, говорится в письме Минфина РФ, содержит случаи, при которых установленные им «защитные» меры не применяются. Вместе с тем применение установленной ПП № 1875 «защитной» меры условием применения части 1.1 ст. 33 Закона не является.
Таким образом, положения ч. 1.1 ст. 33 Закона применяются при описании товара, в отношении которого ПП № 1875 установлены «защитные» меры, вне зависимости от применения либо неприменения соответствующей «защитной» меры при осуществлении закупки такого товара.
(Информационное письмо Минфина России от 31.01.2025 № 24-01-06/8697).
2. Как установлено пунктом 5 ПП № 1875, запрет, предусмотренный п. 1, подпунктом «ж» п. 4 ПП № 1875, может не применяться заказчиками, в том числе при осуществлении закупки программного обеспечения (далее – ПО), указанного в поз. 146 приложения № 1 (здесь и далее – к ПП РФ № 1875), — отсутствие в реестре российского ПО и реестре евразийского ПО по состоянию на день, предшествующий дню размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), заключения контракта (договора) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), сведений о ПО, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и ПО, являющееся объектом закупки.
В этом случае в описание объекта закупки включается обоснование неприменения запрета, предусмотренного пунктом 1 настоящего постановления, содержащее:
указание на настоящий подпункт;
класс (классы) ПО, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;
требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать такое ПО (ПП № 1875, п. 5 «е»).
3. При формировании объекта конкурентной закупки необходимо учитывать следующие требования ПП РФ № 1875:
1) положения ПП 1875, касающиеся товара российского происхождения, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой российскими лицами, применяются также в отношении товара, происходящего из государства — члена ЕАЭС, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом, зарегистрированным на территории государства — ЕАЭС;
2) если иное не установлено в соответствии с Законом и принятыми в соответствии с ними НПА, допускается включать в один объект закупки товары, работы, услуги как указанные в приложении N 1 и приложении N 2, так и не указанные в таких приложениях, при этом:
к включенным в объект закупки товарам, работам, услугам, указанным в приложении № 1, применяются положения, касающиеся запрета, указанного в п. 1 ПП 1875;
к включенным в объект закупки товарам, работам, услугам, указанным в приложении № 2, применяются положения, касающиеся ограничения, указанного в п. 1 ПП 1875;
к включенным в объект закупки товарам, не указанным в приложении № 1 и приложении № 2, применяются положения, касающиеся преимущества, указанного в п. 1 ПП 1875;
преимущество, указанное в п. 1, предоставляется при условии, указанном в абз. 2 или 3 п/п. «б» настоящего пункта, заявке на участие в закупке, которая содержит предложение о поставке товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемых работ, услуг) только российского происхождения, как в отношении включенных в объект закупки товаров, не указанных в приложении N 1 и приложении № 2, так и включенных в объект закупки товаров, указанных в таких приложениях;
3) при осуществлении закупок не могут быть включены в предмет одного контракта (одного лота):
товары, указанные и не указанные в позициях приложения № 2
143 и 144; 145, 149 и 150; 146 — 148, 151 — 153 и 162; 154; 155 — 160; 161; 163;
товары, указанные в поз. 17, 139 — 141 приложения № 1; 179, 189, 320 (в части дефибрилляторов), 362 — 432 приложения №2, и товары, не указанные в таких позициях;
товары, указанные в поз. 237 приложения № 2, громкоговорители, усилители электрические звуковых частот, установки электрических усилителей звука, соответствующие кодам 26.40.42.110, 26.40.43.110, 26.40.43.120 по ОКПД2, из числа товаров, указанных в поз. 241 приложения №2 к настоящему постановлению, с другими товарами;
микрофоны и подставки для них, соответствующие коду 26.40.41.000 по ОКПД2, из числа товаров, указанных в поз. 241 приложения № 2, с другими товарами;
указанные в поз. 433 приложения № 2 лекарственные препараты (далее — ЛП), включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших ЛП (далее – ЖНВЛП) для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства (далее – РП) РФ от 12.10.2019 № 2406-р (за исключением ЛП, включенных в перечень стратегически значимых лекарственных средств, производство которых должно быть обеспечено на территории РФ, утвержденный РП РФ от 06.07.2010. № 1141-р), и не включенные в такой перечень [если в соответствии с Законом и принятыми в соответствии с ним НПА допускается включение в предмет одного контракта (одного лота) ЛП с различными международными непатентованными наименованиями (далее – МНН) или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями];
указанные в поз. 433 приложения № 2 ЛП, включенные в перечень стратегически значимых лекарственных средств, производство которых должно быть обеспечено на территории РФ, утвержденный РП № 1141-р, и не включенные в такой перечень [если в соответствии с Законом и принятыми в соответствии с ним НПА допускается включение в предмет одного контракта (одного лота), ЛП с различными МНН или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями]. (ПП РФ № 1875, п. 4).
Примечание к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК):
Особенности определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), начальной цены единицы работы, услуги при применении в соответствии с Законом метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) для осуществления закупки, объект закупки которой включает товары, указанные в поз. 1 — 145 приложения № 1 и (или) поз. 1 — 433 приложения № 2:
— при определении идентичности и однородности таких товаров в соответствии с частями 13 и 14 ст. 22 Закона подлежат учету исключительно товары, происходящие из государств — членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС);
— заказчик направляет предусмотренный ч. 5 ст. 22 Закона запрос о предоставлении информации о цене товаров, указанных в поз. 1 – 145 приложения № 1, поз. 1 — 432 приложения № 2, не менее чем 3 субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в государственную информационную систему промышленности. Если в этой системе содержится информация менее чем о 3 субъектах деятельности в сфере промышленности, осуществляющих производство включенного в объект закупки товара из числа указанных товаров, заказчик также направляет такой запрос поставщикам, которые осуществляют поставку происходящих из государств — членов ЕАЭС товаров, идентичных товарам, планируемым к закупкам (при их отсутствии — однородных товаров), и информация о которых и о поставленных ими товарах содержится на официальном сайте ЕИС в реестре контрактов, заключенных заказчиками. (ПП РФ № 1875, п. 7 «в»).
Особенности, предусмотренные вышеуказанным п/п. «в», не применяются при наступлении одного из следующих случаев:
— осуществляется закупка товара, включенного в объект закупки, в отношении которого в соответствии с частями 21 и 22 ст. 22 Закона установлены соответственно особенности определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении включаемых в состав государственного оборонного заказа закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, порядок определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара;
— если при осуществлении закупки товара заказчиком в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящего постановления, не применяются запреты, предусмотренные абз. 2 пункта 1 и подпунктом «ж» п. 4 ПП 1875, ограничение, предусмотренное абз. 3 пункта 1 ПП 1875;
— осуществляется закупка товаров, при которой НМЦК или цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не превышает 1 млн. рублей и при этом ни одна из использованных при определении таких цен цена единицы товара не превышает 5 тыс. рублей;
— если в реестре российской промышленной продукции (далее – РРПП) отсутствуют указанные в поз. 1 – 433 приложения № 2 товары с характеристиками, соответствующими потребности заказчика, отсутствует производство на территории РФ товаров, указанных в поз. 434 – 465 приложения № 2, которые декларируются в обосновании НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), начальной цены единицы работы, услуги. В случаях, при которых такое обоснование в соответствии с Законом не составляется, отсутствие производства такого товара на территории РФ декларируется в контракте;
— осуществляется закупка товаров, работ, услуг в случаях, предусмотренных пунктами 1 или 2 ч. 11 ст. 24 Закона. (ПП РФ № 1875, п. 7 «г»).
Примечание к формированию проекта контракта
Контракт, в том числе, должен содержать условие о том, что при его исполнении не допускается замена:
радиоэлектронной продукции (далее – РЭП), признаваемой в соответствии с ПП РФ от 17.07.2015 № 719 или правом ЕАЭС РЭП первого уровня, на радиоэлектронную продукцию, не признаваемую РЭП первого уровня (если при осуществлении закупок товаров, указанных в поз. 195, 197 — 199 и 203 приложения № 2, контракт предусматривает поставку РЭП первого уровня);
лекарственного препарата, все стадии производства которого (в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций) осуществляются на территориях государств ЕАЭС, на ЛП, не все стадии производства которого (в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций) осуществляются на территориях государств ЕАЭС (если при осуществлении закупок товара, указанного в поз. 433 приложения № 2, контракт предусматривает поставку ЛП, все стадии производства которого (в т.ч. синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций) осуществляются на территориях государств ЕАЭС) (ПП РФ № 1875, п. 7 «б»)
В некоторых случаях применения защитных мер национального режима (в редакции ПП РФ № 1875 от 19.06.2025) предусматривают указание в извещении о закупке (в том числе в прилагаемых документах) необходимых условий их применения путем декларирования отсутствия в РФ производства определенной продукции.
2. Декларирование в извещении отсутствия производства продукции в РФ и особенности описания такой продукции
2.1. Запрет закупок, установленный п. 1 ПП РФ № 1875, может не применяться при наступлении одного из 20 случаев, установленных пунктами 5«а» — 5«ф» ПП РФ № 1875.
Один из них (5 «б») предусматривает закупку в условиях «отсутствие на территории РФ производства определенных товаров и производителей определенных услуг и для его применения установлена обязанность заказчика декларировать в извещении, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, в заключаемом с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракте отсутствие на территории РФ:
— российских граждан (юрлиц), осуществляющих оказание услуг, указанных в поз. 147 – 151 прил. № 1,
— товаров, указанных в поз. 1 – 433 прил. № 2, с характеристиками, соответствующими потребности заказчика,
— производства товаров, указанных в поз. 434 – 465 прил. № 2,
— производства товаров, не указанных в прил. № 1 и № 2,
— российских граждан, российских юрлиц, осуществляющих выполнение работ, оказание услуг, не указанных в прил. № 1 и № 2, при осуществлении в соответствии с Законом закупок таких товаров (в т.ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг заказчиком из числа заказчиков, предусмотренных п/п. «а» п. 5 ч. 11 ст. 24 Закона (МО, ФСО и т.д.), или при осуществлении в рамках ГОЗ в соответствии с Законом и Законом № 223-ФЗ закупок таких товаров (в т.ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг иными заказчиками.
2.2. Особенности описания объекта закупки товара, производство которого отсутствует (ПП № 1875, п. 7):
а) особенностями описания объекта закупки (далее – ООЗ) — товара (в т.ч. поставляемым при закупке работ, услуг), производство которого в РФ отсутствует, являются:
при осуществлении закупки товаров, указанных в поз. 1 – 433 прил. 2, — декларирование в извещении (приглашении в закрытых закупках) факта отсутствия в РРПП такого товара с характеристиками, соответствующими потребности заказчика, а также —
указание в ООЗ характеристик товара, потребность в котором имеется у заказчика и который отсутствует в РРПП, а также включение в ООЗ копии направленного до начала осуществления закупки в Минпромторг РФ уведомления об отсутствии закупаемого товара в РРПП, которое должно содержать информацию о заказчике (место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона) и о товаре, потребность в котором имеется у заказчика и который отсутствует в РРПП (наименование товара, код товара по ОКПД2, код товара по единой ТН ВЭД Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), предусмотренной правом ЕАЭС, и характеристики такого товара);
при осуществлении закупки товаров, не указанных в поз. 1 – 145 прил. 1, поз. 1 — 433 прил. 2, — декларирование в извещении (приглашении в закрытых закупках) факта отсутствия на территории РФ производства такого товара с характеристиками, соответствующими потребности заказчика,
а также указание в ООЗ характеристик товара, потребность в котором имеется у заказчика и производство которого на территории РФ отсутствует.
Таким образом, отсутствие в РРПП товаров с характеристиками, соответствующими потребности заказчика, декларируется заказчиком:
— в извещении (п. 5 «а», «б», 7 «а»)
— обосновании начальной (максимальной) цены контракта (7 «г»),
а также указывается в ООЗ (п 7 «а»)
Указанные требования ПП РФ № 1875 дало основание экспертам высказать предложение о разработке «Декларации об отсутствии закупаемого товара в РРПП» как приложения к ООЗ и обоснованию НМЦК, ЦК с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Для товаров, не указанных в позициях 1 – 145 приложения № 1, позициях 1 – 433 приложения № 2 ПП РФ 1875 применяется «Декларация об отсутствии производства закупаемого товара в РФ».
Декларацию об отсутствии закупаемого товара в реестре российской промышленной продукции и Уведомление, направляемое в Минпромторг РФ (применяется по товарам, указанным в позициях 1 – 433 приложения № 2 ПП РФ № 1875) можно скачать по ссылке https://zakupki44fz.ru/download/deklaracziya-ob-otsutstvii-tovara-v-reestre/
Декларацию об отсутствии производства на территории РФ производства закупаемого товара (применяется по товарам, не указанным в позициях 1 – 145 приложения № 1, позициях 1 – 433 приложения № 2 ПП РФ 1875) можно скачать по ссылке https://zakupki44fz.ru/download/deklaracziya-ob-otsutstvii-proizvodstva-tovara-v-rf/
Отметим, что приложение декларации не заменяет декларирование в извещении отсутствия в РРПП таких товаров.
Эксперты обращают внимание на то, что уведомление в Минпромторг РФ в настоящее время невозможно направить через ГИСП в связи с отсутствием в нём соответствующего функционала.
Поэтому с 19.06.2025 года такие уведомления можно направить:
1) в письменной форме на почтовый адрес Минпромторга России: 125039, г. Москва, Пресненская наб., д. 10, стр. 2 (Башня 2)
2) в форме электронного документа на адрес электронной почты: info_admin@minprom.gov.ru
3) в форме электронного документа через Виртуальную приёмную министерства на официальном сайте министерства по адресу в сети Интернет: https://minpromtorg.gov.ru/vpm/yur
- Закупка у едпоставщика, исполнителя подрядчика: правовые режимы и основные правила закупки. Часть 1
- Защитные меры национального режима — изменения с 19.06.2025 в постановлении правительства 1875. Часть 2
- Защитные меры национального режима — изменения с 19.06.2025 в постановлении правительства 1875. Часть 1
- Применение национального режима в соответствии со ст.14 44-ФЗ, ПП РФ 1875 с изм. от 10.06.2025 ПП РФ 879
- Закупки у СМП и СОНКО: новое в расчёте СГОЗ, 44-ФЗ
- Важнейшие обновления в системе: взаимодействие с ГИСП и другие доработки