Закупки у СМП и СОНКО: новое в расчёте СГОЗ, 44-ФЗ

В контрактной системе все участники закупок равны, но есть несколько категорий участников, имеющих преференции перед другими. В их числе субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, для них объявляются особые закупки, в которых не участвуют другие субъекты, а также предоставляются другие преимущества, в том числе: ограничение НМЦК, сниженный размер обеспечения контракта и сокращенный срок его возврата.

Субъекты малого предпринимательства

(далее – СМП) – (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.[1] https://ofd.nalog.ru/search.html?mode=extended#pnlSearchResult

К СМП относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ и соответствующие условиям, установленным ч. 1.1 ст. 4 Федерального закoна № 209-ФЗ[2], хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и ИП. В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и ИП к СМП должны выполняться следующие условия:

1) для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

а) суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале ООО не превышает 25 %, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся СМП и ССП, не превышает 49%.

2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год:

б) до ста человек для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек[3];

3) доход от предпринимательской деятельности СМП за предшествующий календарный год не должен превышать 800 млн. руб.[4].

Социально ориентированные некоммерческие организации

это некоммерческие организации, созданные в предусмотренных законом «О некоммерческих организациях» формах (за исключением гоcкорпораций, гоcкомпаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность в области решения социальных проблем, развитие гражданского общества, а также в соответствии с учредительными документами – в т.ч. следующие виды деятельности:

1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;

2) охрана окружающей среды и защита животных;

3) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

4) благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства);

5) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности …» и другие, всего 18 видов.

Для признания некоммерческих организаций социально ориентированными федеральными закoнами, закoнами субъектов РФ, НПА представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться наряду с вышеуказанными видами деятельности другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в РФ.[5]

Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций находится по адресу

https://data.economy.gov.ru/analytics/sonko/region/69

Государство, в том числе через закупку продукции для государственных, муниципальных нужд, оказывает поддержку СМП и СО НКО.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ (далее – Закон) заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СМП, СО НКО) в объеме не менее чем 25% совокупного годового объема закупок (далее – СГОЗ), рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, при:

1) проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только СМП, СО НКО. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) осуществлении закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.

Указанная норма Закона дает почву для рассмотрения некоторых вопросов и терминов. Во-первых, обратим внимание на дефиницию «СГОЗ».

Под совокупным годовым объемом закупок понимается утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году (Закон, ст. 3, ч. 1, п. 16)

Обратим внимание на типы финансового года: Текущий финансовый год – год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период). Очередной финансовый год – год, следующий за текущим финансовым годом. Плановый период – два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом. Отчетный финансовый год – год, предшествующий текущему финансовому году.

Статья 30 Закона вводит термин «СГОЗ, рассчитанный с учетом части 1.1 статьи 30», (условно назовем СГОЗ1), то есть, СГОЗ, применяемый для расчета 25-процентного объема закупок у СМП, СО НКО.

СГОЗ1 рассчитывается путем вычета из СГОЗ заказчика сумм закупок, указанных в части 1.1 ст. 30 Закона, а именно за вычетом закупок:

1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) услуг по предоставлению кредитов;

3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемые в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона, законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, за исключением закупок, которые осуществлены в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 настоящей статьи (то есть закупка только для СМП, СО НКО);

Примечание:

Закупки, которые осуществлены на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 настоящей статьи, учитываются в объеме закупок, которые заказчики осуществили у СМП, СО НКО.

4) работ в области использования атомной энергии;

5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (Закон, ст. 30, ч. 1.1).

Однако заказчики вправе осуществлять закупки, указанные в пунктах 14 и 5 части 1.1 статьи 30, у СМП, СО НКО в соответствии с частью 1  ст. 30 (то есть закупки только для СМП, СО НКО).

Важно!

При этом объем таких закупок учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у СМП, СО НКО в соответствии с ч. 1 ст. 30, и включается в отчет, указанный в ч. 4 ст. 30 (Закон, ст. 30, ч. 1.2).

Примечание:

При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в п. 1 ч. 1  ст. 30, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только СМП, СО НКО (Закон, ст. 30, ч. 3).

Чтобы принять участие в закупке только среди СМП и СО НКО, при регистрации в ЕИС участник представляет декларации о своей принадлежности к СМП, СО НКО. К заявке на участие в закупке такой документ приложит (по состоянию на дату и время направления) оператор электронной площадки путем информационного взаимодействия с ЕИС (п/п. «л» п. 1 ч. 1, п. 2 ч. 6 ст. 43, п. 2 ч. 10 ст. 48, п. 4 ч. 4 ст. 49, ч. 2 ст. 50 Закона, п/п. «л» п. 12 Правил регистрации участников в ЕИС и ведения единого реестра участников закупок, утвержденных постановление Правительства (далее – ПП) РФ от 27.01.2022 № 60).

Информация о принадлежности к указанным субъектам формируется в ЕИС автоматически на основании сведений, содержащихся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (https://rmsp.nalog.ru) (пп. «б» п. 14 Правил регистрации участников в ЕИС и ведения единого реестра участников закупок).

Не позднее одного часа с момента получения заявки на участие в закупке оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки осуществляют возврат заявки подавшему ее участнику закупки, в том числе при подаче заявки участником закупки, не являющимся субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организацией, в случае установления в извещении об осуществлении закупки преимущества, предусмотренного ч. 3 ст. 30 Закона (Закон, ст. 43, ч. 6, п. 5 «к»).

Кроме того, как указано в ч. 1 ст. 30, закупка у СМП, СО НКО может быть проведена в соответствии с ч. 5 ст. 30 через субподряд: заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП, СО НКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СО НКО.  В извещении о закупке заказчиком указывается информация о преимуществах участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона или требование, установленное в соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона, с указанием объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СО НКО. Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СО НКО в случае, предусмотренном ч. 5 ст. 30 Закона, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. (Закон, ст. 42, ч. 1, п. 14).

Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у СМП, СО НКО в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 статьи.

В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СО НКО. (Закон, ст. 30, ч. 6).

Заказчик в соответствии с ч. 2 ст. 101 Закона обязан осуществлять контроль за предусмотренным ч. 5 ст. 30 Закона привлечением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СО НКО.

Важно!

Перечень вычетов части 1.1 ст. 30 Закона дополнен вступившим в силу 31.05.2025 ПП РФ от 22.05.2025 № 708 «Об установлении случаев осуществления закупок, при которых такие закупки не включаются в расчет совокупного годового объема закупок при определении объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций».

В расчет СГОЗ при определении объема закупок у СМП и СО НКО с этого числа не включаются закупки, осуществляемые в следующих случаях:

а) осуществление Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», организациями Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» и организациями ракетно-космической промышленности закупок товаров, работ, услуг для осуществления космической деятельности;

б) осуществление закупок наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный ПП РФ от 30.05.1998 № 681;

в) осуществление закупок лекарственных препаратов (далее – ЛП) для медицинского применения (за исключением случая, предусмотренного п/п. «б» настоящего пункта) заказчиком, годовой объем закупок ЛП для медицинского применения которого составляет 20 млн. рублей и более;

г) осуществление закупок медицинских изделий заказчиком, годовой объем закупок медицинских изделий которого составляет 20 млн. рублей и более.

Аналогичные изменения внесены в правила и форму подготовки отчета об объеме закупок у СМП и СО НКО в соответствии с Законом, утвержденные ПП РФ от 17.03.2015 № 238.

Кроме того, постановлением исключены из расчета совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками в соответствии ‎с Законом № 223-ФЗ, в том числе с субъектами малого и среднего предпринимательства, случаи осуществления закупок наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

По итогам года заказчик [за исключением заказчика, включенного в перечень, предусмотренный  п. 5 ч. 11, ст. 24 Закона (силовые структуры, заказчики под санкциями и т.д.)] обязан составить отчет об объеме закупок у СМП, СО НКО, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с СМП, СО НКО.

Внимание!

В соответствии со ст. 7.30.1. ч. 11 КоАП осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме менее объема, предусмотренного законодательством РФ и иными НПА о контрактной системе в сфере закупок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40000 до 60000 рублей.

Таким образом, с 31.05.2025 СГОЗ1 для определения 25-процентного объема закупок у СМП, СО НКО рассчитывается путем вычета из СГОЗ заказчика сумм закупок:

1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) услуг по предоставлению кредитов;

3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемых в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона, за исключением закупок, которые осуществлены в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 30;

4) работ в области использования атомной энергии;

5) закрытыми способами;

6) ГК «Роскосмос» и организациями ракетно-космической промышленности товаров, работ, услуг для осуществления космической деятельности;

7) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров*, подлежащих контролю в РФ;

8) лекарственных препаратов для медицинского применения заказчиком, годовой объем закупок ЛП которого составляет 20 млн. рублей и более;

9) медицинских изделий заказчиком, годовой объем закупок медицинских изделий которого составляет 20 млн. рублей и более.

___________________

*Прекурсоры наркотических средств – это вещества, которые могут быть использованы для производства наркотиков, психотропных веществ или других веществ, включенных в перечень, утвержденный законодательством.

  1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Роccийской Федерации : Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Ст. 3. http://ivo.garant.ru/#/document/12154854

  2. Там же. Ст. 4, ч. 1.1.

  3. Там же. Там же, ст. 4.

  4. О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства : Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265. [Электронный ресурс] URL: https://ivo.garant.ru/#/document/71370186.

  5. Закон о некоммерческих организациях : Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ. Ст. 2, п. 2.2; ст. 31.1, п. 1, п. 2. http://ivo.garant.ru/#/document/10105879



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *