Закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (далее – Закон) заказчик может(далее – у единственного поставщика, единственного источника) – способ закупки, при котором заказчик предлагает заключить контракт конкретному юридическому или физическому лицу. В соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ осуществляться закупку у единственного поставщика в определенных случаях. По состоянию на 1 марта 2025 г. приведено 62 типа таких закупок.
Следует учитывать, что эффективность осуществления закупок декларирована Законом как цель правового регулирования и принцип контрактной системы, и в ряде случаев именно закупки у единственного поставщика позволяют достичь большей эффективности за счет малозатратности данного способа и возможности без процедурных ограничений отобрать известного заказчику поставщика. Наиболее простой и удобный способ.
Например, пункт 4 ч. 1 ст. 93 Закона: осуществление закупки продукции на сумму, не превышающую 600 тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, не превышающую 5 млн. рублей, если закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании этого пункта, не должен превышать 2 млн. рублей или не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн. рублей.
Условия закупок у единственного источника не ограничены по цене за исключением отдельных случаев (п.п. 4, 5, 28 ч. 1 ст. 93 Закона), в которых имеется ограничения максимальной цены одной сделки, а в пунктах 4 и 5 – еще и годового объема. В большинстве случаев закупки ограничены субъектным или объектным составом или иными условиями.
«Больным» вопросом в закупках у единственного поставщика было так называемое «дробление» закупок (термин контрольных органов), то есть несколько закупок одной и той же продукции у одного поставщика вместо конкурентной процедуры. С 01.01.2026 вопрос «дробления» закупок урегулирован. Законом от 26.12.2024 №484-ФЗ: в ст. 93 введена ч. 15, в соответствии с которой в пределах ограничений годового объема закупок и цены контракта, установленных пунктами 4, 5 и 28 части 1, частью 12 может быть заключено несколько контрактов в отношении однородных либо идентичных товаров, работ, услуг.
1. Классификация типов закупок по правовым режимам закупки
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком случаях, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона (типах закупки).
Группировки закупок у единственного источника по типам правовых режимов приведена в табл. № 1.
ТИПЫ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ ЗАКУПКИ У ЕДИНCТВЕННОГО ИCТОЧНИКА
№№ | Требование, уcловия правового режима | Регулирующая норма | П.п. ч. 1 cт. 93 Закoна, подпадающие под регулирование |
1 | Оcобенноcти планирования: отдельными cтроками указываютcя информация о закупках, которые планируетcя оcущеcтвлять | ПП РФ от 30.09.2019 №1279 | 4, 5, 23, 26, 33, 42, 44; ч 12 cт. 93 |
2 | Заказчик обязан определить и обоcновать цену кoнтракта в порядке cт. 22 Закoна | ч. 4 cт. 93 (здесь и далее – Закона) | 3, 6, 6.1, 11, 12, 16, 18, 19, 22, 23, 30 — 35, 37 — 41, 46, 49 |
3 | Включение в контракт обоcнования цены[1] | ч. 4 cт. 93 | |
4 | Обязательное обеcпечение кoнтракта | ч. 2 cт. 96 | 2[2], 12, 16, 18, 19, 24, 25, 35-39, 47-48[3], 49, 50, 54, 60 |
5 | Возможноcть cокращения количеcтва cущеcтвенных уcловий кoнтракта (могут не включаются требования частей 4 – 9, 11-13 ст. 34 Закона) | ч. 15* cт. 34 | 1, 4 и 5[4], 8, 9, 15, 20, 21, 22, 23, 26, 28, 29, 33, 37, 40, 41, 44 — 46, 50 – 53, 56, 63 |
6 | Контракт заключаетcя в простой письменной форме (См. ниже пояснение о простой письменной форме) | ||
7 | Электронная форма кoнтракта | ч. 8 cт. 52; | 24, 25,2 (за исключением случая, если в регулирующем документе установлено условие о заключении контракта без ЕИС), 6, 6.1, 11, 12, 54, 55 |
8 | Cоглаcование c контрольным органом | п. 25 ч. 1 cт. 93 п. 24 ч. 1 cт. 93 | Цена ˃500/250млн. / 1000 руб. Цена cвыше 1000 руб. |
9 | Уведомление контрольного органа | ч. 2 cт. 93 | 6, 6.1, 9, 34, 50[5] |
10 | Невключение в рееcтр контрактов | ч. 1 cт. 103 | |
11 | Информация и документы, содержащиеся в реестре контрактов, не размещаются на официальном сайте | ч. 5 ст. 103 | 3, 7, 10, 13, 17, 20, 21, 24, 26, 30, 40, 41, 42, 45, 50 — 52, 56, 59, 61 — 63 |
12 | Заказчик устанавливает единые требования к учаcтникам закупки | ч. 1 ст. 31 | |
13 | Ограничение по цене одной закупки | п.п. 4, 5, 28 cт. 93 | 4, 5, 28 |
14 | Ограничение годового объема закупки: — п. 4 — не выше 2 млн. руб. или 10% CГОЗ заказчика и не более чем 50 млн. руб. в год; -п. 5 – не выше 5 млн руб. или не более 50% CГОЗ заказчика и не более 30 млн. руб. | п.п. 4, 5 cт. 93 | 4, 5 |
15 | Антидемпинговые меры | cт. 37 | 24, 25 |
16 | Допуcкаетcя по cоглашению cторон изменение cущеcтвенных уcловий кoнтракта | п. 10 ч. 1 cт. 95 | 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 |
17 | Казначейcкий контроль проекта кoнтракта | ПП РФ 1193 от 06.08.2020 | 2, 3, 6, 7, 10—14, 16, 17, 19, 22, 31—33, 35, 37—39, 47, 48, 54 — 56 |
18 | Закупки заказчиками новых регионов: — в любой форме[8]; — с сокращенными существенными условиями; — без уведомления контрольного органа | ПП РФ от 31.12.2022 № 2559 | 9 |
19 | Закупки, которые содержат особенности для учреждений и предприятий УИС** | п.11, п. 12 ч. 1 ст. 93 | 11, 12 |
20 | Возложение на заказчика обязанностей налого-вого агента по НДС при закупке материальных ценностей, выпускаемых из государственного материального резерва*** | п. 3 ст. 161 НК | 58 * (24, 25 – если победитель – организация Росрезерва) |
* Требует особого анализа вопрос: распространяются ли на контракты, заключенные в соответ-
ствии требования этих статей распространяются и на контракты, заключаемые с единственным контрагентом, в том числе — по основаниям, упомянутым в ч. 15 ст. 34 Закона.
** Пункт 11. Производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются учреждением и (или) предприятием УИС, в т. ч. для нужд исключительно организаций, предприятий, учреждений и органов УИС, в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством РФ;
Пункт 12. Заключение учреждением, исполняющим наказания, контракта на поставку товара для государственных нужд при приобретении указанным учреждением сырья, материалов, комплектующих изделий для производства товара, выполнения работы, оказания услуги в целях трудоустройства осужденных на основании договоров, заключенных с юридическими лицами, при условии, что приобретение указанным учреждением таких сырья, материалов, комплектующих изделий осуществляется за счет средств, предусмотренных этими договорами.
*** Пункт 58. Закупка материальных ценностей, выпускаемых из государственного материального резерва. Реализуемые Росрезервом товары, относятся к товарам, составляющим государственную казну, и на них распространяется требования об уплате НДС через налогового агента – покупателя (заказчика).
В 2025 году заказчики в контрактной системе переводят контракты с единственным поставщиком в цифровой формат. Момент перехода и форма применения (право / обязанность) приведены в табл. № 2.
Табл. № 2
ПЕРЕХОД НА ЦИФРОВОЙ КОНТРАКТ В ЗАКУПКАХ У ЕДИНСТВЕННОГО ИСТОЧНИКА
Период действия | Форма применения | Нормы пунктов ч. 1 ст. 93 Закона. (Основания). |
С 01.01.2025 | Право | 1, 3, 7–10, 13–22, 26–41, 45, 47–53, 56–63 (п/п. «е» п. 31 ст. 5, ч. 7 ст. 9 Закона № 360-ФЗ, ч. 14 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) |
01.01.- 31.03.2025 | Право | 2 (за искл., когда условие о заключении контракта без использования ЕИС указано в НПА Президента или Правительства РФ), 6, 6.1, 11, 12, 54 и 55 (п/п. «е» п. 31 ст. 5, ч. 7 ст. 9 ФЗ № 360-ФЗ, п/п. «в» п. 1 ст. 3 Закона № 318-ФЗ, ч. 14 ст. 93 ФЗ № 44-ФЗ) |
С 01.04.2025 | Обязанность | |
01.01.-30.06.2025 | Право | 24 и 25 (ч. 4 ст. 8 ФЗ № 360-ФЗ, п/п. «а» п. 1 ст. 3 ФЗ № 318-ФЗ) |
С 01.07.2025 | Обязанность | |
С 01.07.2026 | Право | 4, 5, 23, 42, 44 и 46 (п/п. «е» п. 31 ст. 5, ч. 14 и 15 ст. 8, ч. 7 ст. 9 ФЗ № 360-ФЗ, п/п. «в» п. 1 ст. 3 Закона № 318-ФЗ) |
Чтобы сформировать проект цифрового контракта по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (за исключением пунктов 4, 5, 23, 42, 44 и 46 ч. 1 ст. 93 Закона) заказчику необходимо:
— в подсистеме «Заключение контрактов», при нажатии на кнопку «Сформировать проект контракта» выбрать пункт «с единственным поставщиком»;
— указать номер позиции плана-графика и основание заключения контракта;
— выбрать поставщика в блоке «Информация о поставщике»;
— заполнить необходимые данные на всех вкладках;
— прикрепить необходимые файлы к проекту контракта на вкладке «Прилагаемые документы» и нажать на кнопку «Завершить формирование».
Структурированный контракт содержит только «титульный лист», который включает информацию: стороны контракта, предмет контракта, спецификация, финансирование, сроки исполнения и этапы, реквизиты счетов сторон. Другая информация составляется в виде документа в электронном виде и прикладывать к цифровому контракту.
Документ в электронном виде — это электронный образ документа или электронный документ[9]. То есть документ в электронном виде является общим понятием документа, который может быть выполнен в двух формах: в виде электронного документа либо электронного образа документа.
Электронный документ — документ, созданный в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе, подписанный электронной подписью в порядке, установленном законодательством РФ[10].
Электронный образ документа (электронная копия документа, изготовленного на бумажном носителе) — переведенная в электронную форму с помощью средств сканирования копия документа, изготовленного на бумажном носителе, заверенная электронной подписью в порядке, установленном законодательством РФ[11].
В случаях, предусмотренных частью 1 ст. 93 Закона, допускается заключение контракта с использованием ЕИС в порядке, установленном п. 3 ч. 5 ст. 93 Закона. В случаях, предусмотренных пунктами 2 (за исключением случая, если в предусмотренных п. 2 ч. 1 ст. 93 указе или распоряжении Президента РФ, постановлении или распоряжении Правительства РФ установлено условие о заключении контракта без использования ЕИС), 6, 6.1, 11, 12, 54 и 55 ч. 1 ст. 93 Закона, заключение контракта осуществляется в порядке, установленном п. 3 ч. 5 ст. 93 Закона.
При заключении в соответствии с ч. 14 ст. 93 Закона контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 8, 22 и 29 ч. 1 ст. 93, заказчик вправе осуществлять предусмотренное п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона формирование содержащихся в проекте контракта информации и документов без использования ЕИС, за исключением формирования цены контракта и идентификационного кода закупки. При включении информации и документов о контракте, заключенном в порядке, установленном п. 3 ч. 5 ст. 93 Закона, в реестр контрактов, заключенных заказчиками, и при исполнении такого контракта применяются положения Закона, касающиеся контракта, заключенного по результатам проведения электронной процедуры (Закон, ст. 93, ч. 14).
К вопросу о простой письменной форме контракта
После изменения формы договора в части 15 ст. 34 Закона с «любой» на «простую письменную» возник вопрос о договорах розничной купли – продажи, которым нередко осуществлялись закупки по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона.
Минфин РФ в письме от 28.02.2025 разъяснил правила заключения договора в единственным поставщиком в простой письменной форме.
Сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами. Письменная форма сделки считается соблюденной также в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю (п. 1 ст. 160 ГК РФ). Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа (в том числе электронного), подписанного сторонами, или обмена письмами, телеграммами, электронными документами либо иными данными в соответствии с правилами абзаца 2 п. 1 ст. 160 ГК РФ (п. 2 ст. 434 ГК РФ). Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК РФ (п. 3 ст. 434 ГК РФ). Если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (ст. 428 ГК РФ), договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека, электронного или иного документа, подтверждающего оплату товара (ст. 493 ГК РФ).
В этой связи в случае, если контракт, указанный в ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, является договором розничной купли-продажи, такой договор считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека, электронного или иного документа, подтверждающего оплату товара, если иное не предусмотрено таким договором, условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель.
Таким образом, чеки и документы, являющиеся в соответствии с положениями ст. 493 ГК РФ формой договора розничной купли-продажи, являются в понимании ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ контрактом, заключенным в простой письменной форме.
На такие чеки и документы распространяются положения Закона № 44-ФЗ и Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных ПП РФ от 27.01.2022 № 60, касающиеся контракта, включения информации о таком контракте в реестр контрактов, заключенных заказчиками.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона чеки и документы должны также содержать идентификационный код закупки. Учитывая, что обязательные реквизиты кассового чека, определенные ст. 47 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, идентификационного кода закупки не содержат, заказчик указывает соответствующий код на таком кассовом чеке самостоятельно.
Из положений п. 6.3 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У следует, что работнику заказчика под отчет (далее — подотчетное лицо) могут быть выданы наличные деньги на расходы, связанные с осуществлением деятельности заказчика.
В случае выдачи наличных денежных средств под отчет к авансовому отчету, составляемому подотчетным лицом, прилагаются подтверждающие документы, при этом:
— согласно положениям приказа Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н подотчетное лицо заполняет в авансовом отчете (ф. 0504505) фактически израсходованные им суммы с указанием документов, подтверждающих произведенные расходы, и прилагает их к авансовому отчету;
— согласно постановлению Госкомстата РФ от 01.08.2001 № 55 к авансовому отчету прилагаются документы, подтверждающие расходы (чеки ККМ, товарные чеки и другие оправдательные документы).
В этой связи приложенный к авансовому отчету документ, подтверждающий произведенные подотчетным лицом расходы на закупку товаров, работ, услуг, связанные с осуществлением деятельности заказчика, является в понимании ч. 15 ст. 34 Закона контрактом, заключенным в простой письменной форме. (Письмо Минфина от 28.02.2025 № 24-01-10/15030).
За несколько дней до рассмотренного письма регулятора в СПС «Гарант» был размещен материал по теме «Почему при закупках через подотчетных лиц чека ККТ недостаточно для учета?», который представляет интерес для комплексного анализа рассматриваемой сделки. В материале СПС «Гарант» подробно рассматривается вопрос о том, какие документы должны быть оформлены в целях осуществления закупок через подотчетных лиц, поскольку набор документов при таком способе заключения и исполнения контракта должен удовлетворять всем требования законодательства РФ, закупочные процедуры должны быть организованы таким образом, чтобы исключить все возможные претензии контролирующих органов.
1. Обоснование закупки у единственного поставщика. Процесс обоснования закупки предполагает оценку потребности в конкретных товарах, работах, услугах. На этапе обоснования закупки, считают эксперты, необходимо подтвердить возможность приобретения товаров, работ, услуг именно у единственного контрагента. Поэтому решение о закупке через подотчетное лицо будет соответствовать положениям принципов контрактной системы только при отсутствии иных вариантов удовлетворения потребности государственных (муниципальных) нужд, что требует документального подтверждения (обоснования). Перечень ситуаций, в которых принципиально допускается закупка подотчетным лицом, а также перечень должностей, функционал которых предполагает осуществление подобных закупок, рекомендуется определить локальным актом организации – заказчика. Причем для возложения ответственности на должностных лиц, уполномоченных на закупки от имени заказчика, соответствующие положения должны быть включены и в должностные регламенты.
Отметим, что Приказ Минфина РФ от 15.04.2021 № 61н в числе унифицированных форм электронных первичных учетных документов предусматривает Заявку-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема через подотчетное лицо (ф. 0510521).
2. Перечень документов, подтверждающих заключение и исполнение контракта. При осуществлении закупки через подотчетное лицо следует исходить из того, что стороной в сделке является не подотчетное (физическое) лицо, а заказчик – юридическое лицо. Совершения сделки в устной форме в случае, если хотя бы одной из сторон такой сделки является юридическое лицо, гражданским законодательством не предусмотрена (ст. 161 ГК РФ).
По мнению судебных инстанций, форма договора розничной купли-продажи подчиняется общим правилам, предусмотренным ст. 159 – 161 ГК РФ. Товарный (кассовый) чек, иные документы, подтверждающие оплату товара, не выступают в качестве специфической письменной формы сделки, поскольку не отвечают установленным требованиям статей 160, 434 ГК РФ. Указанные документы являются лишь одним из возможных письменных доказательств заключения договора и его условий[12].
При этом заключенным такой договор считается в том случае, если реквизиты чека позволяют достоверно определить лицо, выразившее волю.[13]
Положениями Закона № 54-ФЗ установлены требования к формированию кассовых чеков или БСО (Бланк строгой отчетности — первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку. Формируется в момент расчета с покупателем товара /услуги. при осуществлении расчетов между организациями и / или ИП с использованием наличных денег и / или с предъявлением электронных средств платежа). Уполномоченному на закупку лицу, предъявив продавцу доверенность, следует проинформировать продавца, что покупателем в рамках договора розничной торговли является юридическое лицо. В этом случае кассовый чек либо БСО будет сформирован с соблюдением требований, установленных положениями Закона № 54-ФЗ. Соответственно, в этом случае факт заключения договора от имени учреждения будет подтвержден.
Заключение контракта является только одним из совокупности тех действий, которые осуществляют заказчики в целях закупки. Закупка у единственного поставщика начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. То есть, заказчику необходимо не только подтвердить факт заключения, но и документально зафиксировать факт исполнения контракта. Для этого подотчетное лицо должно быть наделено полномочиями на приемку приобретенных по договору розничной купли-продажи товаров и соответствующим образом оформить приемку и экспертизу.
Таким образом, оформление УПД (Универсального передаточного документа), товарной накладной, акта об оказании услуг / выполнении работ в целях подтверждения факта приемки исключит все возможные претензии со стороны контролирующих органов. Кроме того, на основании анализа имеющейся информации, следует сделать отметку, что контрагент соответствует требованиям, установленным ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ. (https://www.garant.ru/news/1794996).
Во второй части статьи будут рассмотрены основные правила закупки у единственного источника.
-
Следует отметить, что предусмотренное вторым предложением ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ отсутствие необходимости обоснования цены контракта, заключаемого в отдельных случаях с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не исключает необходимость определения такой цены в соответствии с Законом № 44-ФЗ и, соответственно, с учетом установленных особенностей определения цен (Письмо Минфина РФ от 31.01.2025 № 24-01-06/8697). ↑
-
Только в случаях, если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения кoнтракта. ↑
-
Если кoнтрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 — 48, предусмотрена выплата аванса. ↑
-
За исключением контрактов, заключаемых в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закoна. ↑
-
С 1 июля 2025 года все уведомления о контрактах с единственным поставщиком по п. 6, 6.1, 9, 34, 50 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ направляются заказчиками в контрольный орган через новый функционал ЕИС. ↑
-
За исключением контрактов, заключаемых в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закoна. ↑
-
В части контрактов, заключаемых с физическими лицами. ↑
-
Примечание: после внесения изменений в ч. 15 ст. 34 Закона (ФЗ от 26.12.2024 № 484-ФЗ) возникла коллизия в части формы контракта. В ПП РФ № 2559 осталась «любая форма контракта». Полагаем, необходимо применить принцип верховенства закона и в закупках по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона контракт заключать в простой письменной форме. ↑
-
О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 57 // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286321 [дата обращения — 04.03.2025]. ↑
-
Там же. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27.12.2016 № 251 // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71477352 [дата обращения — 04.03.2025]. ↑
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 57 //https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286321 [дата обращения — 04.03.2025]. ↑
-
Апелляционное определение СК по гражданским делам Омского облсуда от 22.10.2014 по делу № 33-7030/2014 // https://base.garant.ru/129033268 [дата обращения — 04.03.2025] ↑
-
Письмо Минфина России от 22.01.2025 № 24-06-09/4707 / https://rufincontrol.ru/online/ndoc/499139. ↑
- Закупка у едпоставщика, исполнителя подрядчика: правовые режимы и основные правила закупки. Часть 1
- Защитные меры национального режима — изменения с 19.06.2025 в постановлении правительства 1875. Часть 2
- Защитные меры национального режима — изменения с 19.06.2025 в постановлении правительства 1875. Часть 1
- Применение национального режима в соответствии со ст.14 44-ФЗ, ПП РФ 1875 с изм. от 10.06.2025 ПП РФ 879
- Закупки у СМП и СОНКО: новое в расчёте СГОЗ, 44-ФЗ
- Важнейшие обновления в системе: взаимодействие с ГИСП и другие доработки