«Внешняя» экспертиза в контрактной системе в сфере закупок: требования к экспертам

Закон № 44-ФЗ предусматривает возможность заказчика при проведении конкурса или на этап исполнения контракта привлекать сторонних экспертов или экспертные организации (ч.1 ст.41 Закона 44-ФЗ)

Понятие «экспертиза» Законом № 44-ФЗ конкретно не определено. Но из пункта 15 ч.1 ст.3 следует, что это деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных законом. 

Проведение «внешней» независимой экспертизы на сегодняшний день не является обязательным для заказчика. Закон № 44-ФЗ говорит лишь о праве заказчика на привлечение сторонних экспертов. С 31 августа 2019 года полностью отменена обязанность привлечения таких экспертов даже в некоторых случаях закупки у единственного поставщика (Федеральный закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ). Правительство РФ может разработать такие случаи, но пока их нет. 

Закон устанавливает правила привлечения экспертов, экспертных организаций, требования к ним, порядок документооборота при проведении экспертизы, требования к итоговому документу, оформляемому при проведении экспертизы.

Требования к экспертам и экспертным организациям

Такие требования установлены в п.15 ч.1 ст.3 Закона № 44-ФЗ. Обратите внимание, что член приемочной комиссии, созданной самим заказчиком, не может считаться экспертом (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21.11.2017 по делу №  А68-563/2016).

 

Эксперт

Экспертная организация

Физическое лицо 

Индивидуальный предприниматель

Юридическое лицо

обладает специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла

работники которого обладают специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла

которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных законом

     

Обратите внимание, что:

  • физическое лицо может быть зарегистрировано в качестве плательщика налога на профессиональный доход (иметь статус «самозанятого»), тогда заказчик не платит за такое лицо подоходный налог и страховые взносы (Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»),
  • юридическое лицо (экспертная организация) может привлекать в качестве экспертов только своих штатных работников (при этом не имеет значения полная или частичная занятость). Если по договору с заказчиком юридическое лицо направляет на экспертизу физическое лицо, привлеченное по гражданско-правовому договору (договору подряда), то такое юридическое лицо не может являться экспертной организацией по смыслу Закона № 44-ФЗ и не может, соответственно, проводить экспертизу.

Можно выделить следующие виды документов, подтверждающих компетенции эксперта:

  • документы об образовании  (например, диплом о высшем или среднем специальном образовании),  документы об ученой степени, научные публикации в данной сфере,
  • научные исследования, практическая деятельность в определённой сфере, подтверждающаяся трудовой книжкой, копиями договоров подряда,
  • удостоверение о повышении квалификации, аттестаты и т.п.,
  • трудовая книжка, трудовой договор (основное место работы или совместительство),
  • свидетельства об аккредитации, сертификация в системе менеджмента качества и т.п. документы, оформленные на юридическое лицо.

Непосредственно экспертная деятельность в настоящее время не требует наличия специальных разрешений, лицензий или допусков. Но если для проведения экспертизы необходимы специальные исследования, испытания, выполнение специальных работ или услуг, и в отношении лиц, их осуществляющих, в соответствии с законодательством РФ установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), то заказчик должен учитывать такие требования при выборе экспертов, экспертных организаций.

Наличие специальных разрешений и аттестатов не всегда требуется именно от эксперта или экспертной организации. Для специальных работ эксперт, экспертная организация могут привлечь субподрядчиков. Такие разрешения должны быть исключительно у лица, который будет выполнять соответствующие исследования или работы. 

При выборе экспертов или экспертных организаций заказчик должен обязательно учесть требования ч.2 ст.41 Закона № 44-ФЗ, в которой установлен перечень лиц, которые не могут быть допущены к экспертизе. Речь идет о лицах, по которым могут возникнуть сомнения в их беспристрастности при проведении экспертизы.

  1. Нельзя привлекать физических лиц: 
  2. являющихся либо в течение менее чем 2 лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшихся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя),
  3. если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой таким лицом экспертизы,
  4. являющихся с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя):

а) близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии):

  • родителями и детьми, 
  • дедушкой, бабушкой и внуками, 
  • полнородными и неполнородными братьями и сестрами, 

б) усыновителями или усыновленными,

в) супругами (состоящими в официальном браке),

  • имеющих имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза.
  • Нельзя привлекать юридических лиц:
  • в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем 20% вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц,
  • если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой таким лицом экспертизы.

Для подтверждения своей «беспристрастности» и независимости от заказчика и поставщика, эксперт, экспертная организация обязаны письменно уведомить о допустимости своего участия в проведении экспертизы (в том числе об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы). 

Привлечение экспертов и экспертных организаций должно осуществляться на основании контрактов, заключенных в соответствии с законом (ч.3 ст.94 Закона № 44-ФЗ). То есть заказчики проводят соответствующую закупку посредством одного из конкурентных способов либо путем закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии со ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Конечно, наиболее оптимальный и быстрый способ – закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Однако следует учесть, что специальных оснований для заключения контракта на экспертные услуги ст.93 Закона № 44-ФЗ не содержит. Значит, контракт можно заключить только по п.4 или п.5 ч.1 ст.93, а если есть основания «срочности», то в исключительных случаях по п.9 ч.1 ст.93.

Если же заказчик выбирает конкурентную процедуру, то лучше остановиться на проведении конкурса в электронной форме. Несмотря на длительность проведения процедуры, а также объёмный пакет документов, безусловным плюсом является возможность учета квалификации исполнителя, при этом максимальная значимость нестоимостных критериев оценки возможна до 70 процентов (пункт 3 Приложения к Правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085).


Понравилась статья?

Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить новые материалы в нашем блоге

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *