Обзор изменений в системе госзакупок за май 2022 года

Законодательство о закупках постоянно обновляется. В мае 2022 года вступили в силу  сокращенные сроки оплаты по контрактам, изменились правила в строительных закупках, произошли изменения в казначейском обслуживании средств. Чтобы ничего  не было упущено, мы подготовили краткий обзор основных событий, произошедших в мае 2022 года.

Сократились сроки оплаты по контрактам

С 1 мая 2022 г. действуют изменения, предусмотренные Федеральным законом от 16 апреля 2022 г.  №104-ФЗ). Для заказчиков – федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), федеральных бюджетных / автономных учреждений (ФБУ / ФАУ) с 1 мая 2022 г. срок оплаты по контрактам составляет по общему правилу не более 7 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (ч.13.1 ст.34 Закона №44-ФЗ). 

Из этого правила есть исключения: 

  • если оформление документа о приемке осуществляется без использования ЕИС,  срок оплаты по контрактам составляет не более 10 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (п.2 ч.13.1 ст.34 Закона №44-ФЗ);
  • если расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, срок оплаты по контрактам составляет не более 10 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (п.3 ч.13.1 ст.34 Закона №44-ФЗ);
  • иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации (п.1 ч.13.1 ст.34 Закона №44-ФЗ);
  • Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты (п.4 ч.13.1 ст.34 Закона №44-ФЗ).

Особый срок для оплаты по контрактам, заключенным с СМП и СОНО в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Закона №44-ФЗ, с 1 мая 2022 года не действует. 

Заказчики, не являющиеся ФОИВ, ФБУ / ФАУ применяют новые сроки оплаты с 1 июля 2022 г. в соответствии с переходными положениями, установленными частями 11-12 ст.6 Закона №104-ФЗ. 

Подробнее о сроках оплаты смотрите нашу Памятку.

Запрещено применение сметных нормативов при исполнении строительных контрактов

С 1 мая 2022 г. Федеральным законом №124-ФЗ внесены изменения в часть 1 статьи 8.3. Градостроительного кодекса РФ, которыми запрещено применение сметных нормативов и цен строительных ресурсов при исполнении строительных договоров (контрактов), заключенных по Законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ по следующим работам: 

  1. строительство объектов капитального строительства (далее – ОКС);
  2. реконструкция ОКС;
  3. капитальный ремонт ОКС;
  4. снос объектов ОКС;
  5. выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия.

Сметная  стоимость строительства, сформированная с использованием сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов, с 1 мая 2022 г. используется  исключительно для формирования НМЦК (цены контракта с единственным поставщиком) в отношении видов строительных работ и договоров (контрактов), предусмотренных ч. 1 ст. 8.3 ГрК РФ (п.2 ст.1 Закона от 01.05.2022 г. №124-ФЗ). 

Увеличен предел для участия в строительных закупках подрядчиков – не членов СРО

С 1 мая 2022 г. с 3 млн. руб. до 10 млн. руб. увеличен максимальный размер обязательств, при котором допускается участие в договорах строительного подряда организаций и ИП, не являющихся членами СРО. Соответствующие изменения внесены в ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ (п.4 ст.1 Закона от 01.05.2022 г. №124-ФЗ). 

с 01.05.2022 г. нельзя отклонить участника, не являющегося членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта ОКС, если таким участником предложена цена договора, которая не превышает 10 млн. руб. (даже если извещение (документация) о закупке была подготовлена на основании редакции ГрК РФ до 01.05.2022 г.).

Новый размер обязательств применяется исключительно при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, не распространяется на проектно-изыскательские работы.

Изменен перечень 2 к Постановлению №102

С 03 мая 2022 г. действует новая редакция Перечня медицинских изделий одноразового применения (использования) из ПВХ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. №102 (далее – Перечень). Изменения внесены Постановлением Правительства от 21.04.2022 г. № 733. 

В Перечне уточнены коды ОКПД2 и коды вида медицинского изделия, а также классификационные признаки медицинских изделий, которым руководствуются заказчики при применении ограничения допуска. Кроме того, из Перечня исключены позиции, относящиеся к расходным материалам для аппаратов искусственного кровообращения.

Напомним, что в соответствии с п.2 Постановления №102 условием для применения ограничения допуска отдельных иностранных медизделий является в том числе включение медицинских изделий, являющихся объектом закупки, в Перечень.

Запрещено участие в госзакупках лиц, находящихся под российскими санкциями

С 3 мая 2022 г. в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Указа Президента РФ  от 03 мая 2022 г. №252 для всех российских организаций и физических лиц, в том числе заказчиков, запрещено заключение и исполнение любых сделок, в том числе и ранее заключённых, но не исполненных по состоянию на 03 мая 2022 г., с отдельными юридическими, физическими лицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых введены российские санкции. 

Перечень юридических лиц, с которыми запрещено заключать сделки, указан в постановлении Правительства РФ от 11 мая 2022 г. №851. 

 Вопросы исполнения требований Указа №252 при проведении закупок по Законам №44-ФЗ и №223-ФЗ рассмотрены в нашей статье. 

Установлен порядок определения штрафа при пассажирских перевозках

С 11 мая 2022 г. действуют утвержденные постановлением Правительства от 30.04.2022 г. № 794 особенности определения объема работ, которые связаны с регулярными перевозками пассажиров и багажа по контракту, за невыполнение которого подрядчик выплачивает штраф и порядок определения размера такого штрафа.

Согласно документу объем работ по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам, за невыполнение которого подрядчик выплачивает заказчику штраф, определяется исходя из количества невыполненных рейсов, протяженности маршрута таких перевозок и (или) продолжительности рейса, установленной графиком движения. При этом размер штрафа устанавливается в размере 1% стоимости указанного объема работ.

Порядок отнесения рейсов к невыполненным устанавливается заказчиком самостоятельно. Штраф не устанавливается за рейсы, невыполненные вследствие:

– ДТП, произошедших не по вине подрядчика и (или) его работников;

– снижения скорости движения транспортных средств, вызванного неблагоприятными погодными условиями или образовавшимися заторами на автомобильных дорогах;

– иных обстоятельств, предусмотренных контрактом.

Расширен перечень объектов для заключения контрактов жизненного цикла

С 12 мая 2022 года дорожно-коммунальная техника вошла в число объектов, на которые распространяются условия контрактов жизненного цикла. Постановлением   Правительства РФ от 09.05.2022 № 838 самоходные машины и другие виды техники включены в подпункт «з» пункта 1 постановления Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1087 “Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла”. 

Запрещено закупать иностранные пассажирские лифты

С 24 мая 2022 г. действует запрет на допуск к закупкам по постановлению Правительства №616 иностранных пассажирских лифтов с кодом ОКПД2 28.22.16.111.  С указанной даты вступил в силу пункт 44 перечня промышленных товаров, утвержденного  постановлением Правительства от 20.11.2021 г. №1989. 

Внесены изменения в постановления Правительства РФ по национальному режиму

С 25 мая 2022 г.  произведенная в ДНР и ЛНР продукция приравнена к российской в целях осуществления закупок в соответствии с законами № 44-ФЗ и № 223-ФЗ. Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2022 г. N 883 внесены соответствующие изменения в  постановления Правительства №№102, 1289, 832, 925, 616, 617, 2013, 2014. 

Упрощены закупки в сфере науки и образования

С 26 мая 2022 г. у научных и образовательных организаций появилось право закупать некоторые товары, необходимые для их деятельности, в упрощенном порядке. Распоряжением Правительства от 26.05.2022 г. № 1316-р утверждены перечни товаров, работ, услуг, закупки которых Минобрнауки России, а также государственные образовательные организации высшего образования, государственные научные организации вправе осуществлять путем проведения запроса котировок в электронной форме независимо от НМЦК и годового объема закупок. 

Изменились правила  казначейского обслуживания средств

С 28 мая 2022 г. вступил в силу Закон № 146-ФЗ, предусматривающий значительные изменения по казначейскому сопровождению средств в 2022 году. В частности на 2022 г. до 5 млн руб. увеличена цена контрактов (договоров), при которой предусмотрено казначейское сопровождение расчетов по: 

  • государственным контрактам, заключаемым в соответствии с п.2 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ;
  • государственным контрактам, заключаемых в целях реализации гособоронзаказа;
  • госконтрактам, заключаемым в соответствии с п.2 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ, источником финобеспечения которых являются средства, предоставляемые из бюджета субъекта РФ;
  • авансовым платежам по контрактам (договорам), заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения госконтрактов (за исключением госконтрактов, заключаемых в целях реализации гособоронзаказа), заключаемым на сумму 100 000,0 тыс. рублей и более;
  • контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов, заключаемым на сумму 100 млн руб. и более для обеспечения государственных нужд субъекта РФ (муниципальных нужд); 
  • контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения контрактов, заключенных региональными и муниципальными бюджетными и автономными учреждениями;
  • контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения государственных и муниципальных контрактов, источником оплаты которых являются бюджетные кредиты на реализацию инфраструктурных проектов;
  • контрактам (договорам), заключаемым рамках исполнения контрактов (договоров), заключаемых региональными и муниципальными бюджетными и автономными учреждениями, если субсидии учреждениям предоставлялись за счет средств бюджетных кредитов на реализацию инфраструктурных проектов.

Законом №146-ФЗ также установлена  возможность в 2022 г. перечислять средства на расчетный счет поставщика за уже поставленные товары по контрактам (договорам) на приобретение товаров, заключаемым в рамках исполнения отдельных государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений). 

Кроме того, в 2022 году на региональном и муниципальном уровне могут быть определены средства, подлежащие казначейскому сопровождению, предоставляемые из бюджета субъекта РФ или местного бюджета на основании контрактов региональных и муниципальных получателей бюджетных средств, бюджетных и автономных учреждений, стоимостью менее 50 млн рублей.

С 1 июля появится новое требование к участникам закупок

25 мая 2022 года опубликовано Постановление Правительства РФ от 23 мая 2022 г. № 937, которое вступает в силу с 1 июля 2022 года. 

С указанной даты появится новое требование к участникам закупок, проводимых в соответствии с Законом № 44-ФЗ. В госзакупках не смогут участвовать компании, включенные в реестр недобросовестных поставщиков из-за отказа от исполнения контракта по причине того, что заказчик попал под санкции иностранных государств.


Понравилась статья?

Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить новые материалы в нашем блоге


Изменения в 44-ФЗ на май 2022


1 thought on “Обзор изменений в системе госзакупок за май 2022 года

  1. Юлия Reply

    С 28 мая 2022 г. вступил в силу Закон № 146-ФЗ, предусматривающий значительные изменения по казначейскому сопровождению средств в 2022 году. В частности на 2022 г. до 5 млн руб. увеличена цена контрактов (договоров), при которой предусмотрено казначейское сопровождение…
    Уточните, пожалуйста до 5 млн. руб или от 5 млн. руб.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *