Обеспечение заявки – это один из финансовых механизмов подстраховки, реализуемый в системе закупок, действующий с этапа подачи заявки до этапа заключения контракта.
Законодательство 44-ФЗ[1] рассматривает данный вид обеспечения, как один из эффективных способов защиты закупки от действий недобросовестного участника.
Понятие обеспечения заявки
Обеспечение заявки требуется исключительно в конкурентных закупках. При этом, обязанность установления обеспечительного механизма возникает у заказчика, если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) от одного миллиона рублей и выше. В случае, если НМЦК не более 1 млн. рублей – это является правом. Данная позиция поддерживается Минфином России начиная с 2018 года. Письмо Минфина России N 24-01-07/77857[2].
Важно!!! При осуществлении закупки по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ (закупки у единственного поставщика в электронной форме), обеспечение заявки не устанавливается.
Законодательное регулирование обеспечения заявки
Базовые требования к обеспечению заявки содержатся в ст. 44 44-ФЗ. Но существуют и другие нормы этого закона, которыми необходимо руководствоваться заказчику, чтобы правильно работать с обеспечением. Полный перечень таких норм приведен в таблице:
п.16 ч.1 ст. 42 44-ФЗ
подп. “а” п. 1 ч. 1 ст. 72, п. 1 ч. 2 ст. 73, абзац первый ч. 1 ст. 74, п. 1 ч. 1 ст. 75, ч. 1 ст. 76 44-ФЗ | Извещение об осуществлении закупки Структурированная часть извещения содержит: -размер обеспечения; -порядок предоставления; -условия независимой гарантии. Применение закрытых конкурентных способов Проведение закрытого конкурса Проведение закрытого аукциона Проведение закрытого электронного конкурса Проведение закрытого электронного аукциона Документация о закупке, приглашение при проведении закрытых конкурентных закупок содержит: -размер обеспечения; -порядок предоставления; -условия независимой гарантии. |
ст. 44 44-ФЗ | Обеспечение заявки |
ст. 45 44-ФЗ | Условия независимой гарантии, реестры независимых гарантий |
Размеры обеспечения заявки
Основной фактор, который влияет на размер обеспечения, это – размер начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). Кроме того, играет роль особый статус участника закупки. Так, если в закупке установлено преимущество для предприятий уголовно-исполнительной системы (УИС) или организаций инвалидов (ОИ), то данная категория участников предоставляет обеспечение заявки в минимальном размере (0,5% от НМЦК). А участники, являющиеся государственными (муниципальными) учреждениями, вообще освобождены от предоставления обеспечения заявок.
Полный перечень норм по размеру обеспечения заявки приведен в таблице:
Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) | Размер обеспечения |
до 20 млн. руб. | от 0,5% до 1% НМЦК |
более 20 млн. руб. | от 0,5% до 5% НМЦК |
Предприятия УИС, ОИ предоставляют обеспечение заявки в размере 0,5 % НМЦК. | |
Рекомендую указывать размер обеспечения в процентах от НМЦК и денежной сумме. Существует позиция, что указывать размер обеспечения достаточно в процентах от НМЦК. Определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 03.08.2017 N 305-КГ17-3351 | |
Государственные, муниципальные учреждения освобождены от обязанности предоставлять обеспечение своих заявок на участие в закупках. |
В каждой конкретной закупке заказчик самостоятельно определяет размер обеспечения заявки в пределах, установленных законодательством. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 29 марта 2024 г. N 047/06/42-712/2024, Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 12 февраля 2024 г. N 042/06/42-145/2024.
В случае внесения изменений в извещение, увеличение установленного ранее размера обеспечения заявок недопустимо ( ч. 4 ст. 42 44-ФЗ, Письмо Минфина России N 24-06-08/100772 [3]).
Способы предоставления обеспечения заявки
В соответствии со ст. 44 44-ФЗ участник закупки самостоятельно выбирает один из способов обеспечения заявки (не предусмотрено одновременное использование двух способов):
-внесение денежных средств на банковский счет (специальный счет);
-предоставление независимой гарантии.
При работе с денежными средствами на специальном счете заказчик руководствуется:
Постановление № 626[4] | требования к договору и порядок использования специального счета; – требования к условиям соглашения о взаимодействии ОЭП с банком. |
Постановление № 2369[5] | – утверждены требования к банкам, в которых участник открывает специальный счет. |
Распоряжение № 1451-р[6] | – установлен перечень банков. |
В соответствии с ч. 18 ст. 44 44-ФЗ Правительство РФ вправе установить особенности порядка предоставления ОЗ на участие в закупках иностранными лицами. | |
Постановление № 579[7] | – установлены особенности обеспечения заявок на участие в закупках, если участниками являются иностранные лица из государств ЕАЭС. |
Предъявление в закупке для СМП и СОНО требований к содержанию и составу заявки, условия о возможности предоставления обеспечения заявок в соответствии с Постановлением N 579 является излишним и не соответствует п. 16 ч. 1 ст. 42 44-ФЗ. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 14 сентября 2023 г. N 074/06/105-2126/2023 |
При работе с денежными средствами на специальном счете, 44-ФЗ устанавливает регламент взаимодействия между заказчиком, ОЭП и участником закупки.
При работе с независимой гарантией в качестве способа обеспечения заявки заказчик руководствуется:
Распоряжение № 1451-р Постановление № 2369 | -перечень банков, которые вправе выдавать независимые гарантии; -перечень региональных гарантийных организаций, которые вправе выдавать независимые гарантии. Ведется и размещается на официальном сайте Минфина России на основе сведений Центрального банка РФ и Минэкономразвития России. Минфин России актуализирует данный перечень. |
Постановление № 1005[8] | – независимая гарантия – безотзывная и должна содержать, помимо требований ч.2 ст.45 44-ФЗ, дополнительные требования и условия Постановления№ 1005. В случае оформления независимой гарантии на бумажном носителе в письменной форме на нескольких листах, все листы необходимо пронумеровать, прошить, подписать и скрепить печатью (при наличии) гаранта. |
Постановление № 1397[9] | – типовая форма независимой гарантии. С 1 октября 2022 года независимая гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения заявки должна быть выдана в соответствии с типовой формой. |
Постановление № 1238[10] | -пилотный проект по участию банков Республики Беларусь в закупах ТРУ (по итогу проекта белорусские банки могут выдавать независимые гарантии и обеспечивать включение таких независимых гарантий в соответствующий реестр). |
Распоряжение № 992-р[11] | -подписание соглашения между правительством России и правительством Республики Беларусь о взаимном признании банковских гарантий. |
При работе с независимой гарантией 44-ФЗ устанавливает регламент взаимодействия между заказчиком, ОЭП, участником закупки и гарантом.
Независимая гарантия может выдаваться банками, кредитными организациями, а также другими коммерческими организациями. Банковская гарантия является разновидностью независимой гарантии. Независимость банковской гарантии означает, что бенефициар (заказчик), обращаясь к гаранту (например, банку), не обязан доказывать, что нарушение со стороны принципала (участника закупки) действительно имело место. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2024 N 09АП-84506/2023 по делу N А40-190288/2023
Если участник выбирает независимую гарантию, то срок её действия должен быть не менее одного месяца с даты окончания срока подачи заявок. Кроме того, она должна соответствовать требованиям 44-ФЗ и может быть выдана:
-банками, соответствующими требованиям | Постановления № 2369 |
-фондами содействия кредитованию, являющиеся участниками национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства (региональные гарантийные организации), соответствующие требованиям
| |
Важно!!! Исключение банка или региональной гарантийной организации из соответствующих перечней, указанных выше, не прекращает действие гарантий, выданных ими, и не снимает с них ответственность за нарушение условий таких гарантий. | |
-государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ»; | |
-Евразийским банком развития (если участник закупки юридическое или физическое лицо, зарегистрированное на территории государства (являющееся гражданином) – члена ЕАЭС, за исключением Российской Федерации). |
Процедура обеспечения заявки
Если при подаче заявки участник закупки выбирает денежный способ обеспечения, то он указывает реквизиты специального счета, который должен быть открыт в банке, включенном в перечень, утвержденный Распоряжением № 1451-р. Сама подача заявки (с выбранным в качестве обеспечения указанным способом) – это согласие на блокирование денежной суммы на специальном счете в необходимом размере. Банк осуществляет данные действия на основании информации, полученной от ОЭП. Если на счете участника денежных средств нет или их недостаточно, банк направит ОЭП соответствующую информацию и как итог, заявка такого участника ОЭП будет возвращена.
Заказчику необходимо помнить, что для участника – юридического лица, внесение денежных средств в качестве обеспечения может являться крупной сделкой, совершение которой возможно только при наличии решения об одобрении или о совершении такой крупной сделки в силу положений законодательства или учредительных документов. В этом случае, участник должен предоставить решение или копию решения в составе заявки.
При подаче заявки с обеспечением в виде независимой гарантии участник указывает номер реестровой записи из реестра независимых гарантий, размещенного в ЕИС. Ведение реестра осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением № 1005, путем включения необходимых информации и документов по присвоению номера реестровой записи.
ОЭП проверяет наличие номера реестровой записи в реестре, сумму гарантии, а также соответствие идентификационного кода закупки в независимой гарантии и в извещении. В случае отсутствия номера реестровой записи в реестре независимых гарантий, ОЭП возвращает заявку ее участнику.
Сроки и условия возврата обеспечения заявки
44-ФЗ устанавливает случаи, при которых банк прекращает блокирование денежных средств на специальном счете участника, осуществляет их возврат или удержание обеспечения заявки, а также случаи, когда заказчик предъявляет требование об уплате по независимой гарантии. При этом закон устанавливает регламент взаимодействия между банком (денежные средства на специальном счете), ОЭП, заказчиком, участником закупки и гарантом (независимая гарантия).
Случаи прекращения блокирования денежных средств на специальном счете:
-заявка отклонена (исключение ч. 13 ст. 44 Закона № 44-ФЗ); |
– участник отстранен за несоответствие; |
– участник отозвал заявку; |
– участник и заказчик заключили контракт; |
– заказчик отменил закупку; |
– заказчику не согласовали заключение контракта с единственным ППИ; |
-информацию об участнике закупки ФАС не включила в РНП (уклонение от заключения контракта). |
Банк разблокирует денежные средства на специальном счете и направляет данную информацию ОЭП не позднее одного часа с момента получения указанной информации. Важно!!! Необходимо учитывать, что банк отвечает перед участником за своевременную разблокировку средств на специальном счёте |
Если у заказчика в качестве обеспечения заявки независимая гарантия, то в вышеперечисленных случаях, независимую гарантию участнику или гаранту не возвращают, средства по ней не взыскивают.
– информацию об участнике закупки ФАС включил в РНП по ст. 104 Закона № 44-ФЗ (уклонение от заключения контракта). |
При возникновении вышеуказанного случая, банк, обслуживающий специальный счет, в течение одного часа с момента получения информации о включении участника в РНП (уклонение от заключения контракта), переводит разблокированные средства на счет заказчика, и сообщает о таком переводе ОЭП. Если же заказчик получил в качестве обеспечения независимую гарантию, то он требует от гаранта уплатить денежную сумму по предоставленной гарантии. Форма требования об уплате по независимой гарантии утверждена Постановлением N 1005.
Кроме того, банк перечисляет в бюджет обеспечение каждой третьей такой заявки или заказчик выставляет требование уплатить сумму по гарантии, предоставленной в обеспечение каждой третьей такой заявки в случае:
ч.13 ст.44 44-ФЗ | – решение о несоответствии трех и более заявок участника требованиям пп. 1 – 3, 5 – 9 ч. 12 ст. 48 44-ФЗ в течение одного квартала календарного года на одной ЭП. Важно!!! В основаниях по принятию решения о несоответствии заявок требованиям извещения, отсутствует пп.4 ч. 12 ст. 48 44-ФЗ – это ограничение допуска по национальному режиму. |
Кроме того, факт уклонения или отказа победителя закупки от заключения контракта приведет к удержанию (не возвращению) обеспечения или требованию заказчиком уплаты средств по независимой гарантии. При этом, необходимо помнить, что данные решения могут быть оспорены в суде или УФАС.
Ответственность за нарушение сроков возврата обеспечения заявки
Контрольные органы при проверках могут наказать заказчиков за условия извещения и приложенных к нему документов, несоответствующие 44-ФЗ, за требование обеспечения заявок в неправильном размере. Оператор электронной площадки, в свою очередь, может быть наказан, например, за несвоевременное разблокирование денежных средств участника на спецсчете.
К наиболее частым нарушениям, которые выявляют контрольные органы в ходе проверок, относятся:
– установление заказчиком требований к обеспечению, не соответствующих 44-ФЗ – ответственность по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, штраф для должностного лица 30 тыс. руб., для юр.лица – 50 тыс. руб. (Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 11 августа 2023 г. N 877/2023);
– установление заказчиком неверного размера обеспечения заявки – ответственность по ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ, штраф для должностного лица 1% НМЦК, но не менее 5 000 рублей и не более 30 000 рублей (решения УФАС по Москве от 21 июня 2022 г. N 077/06/106-9247/2022, УФАС по Кемеровской области от 12 февраля 2024 г. N 042/06/42-145/2024);
– нарушение порядка и (или) сроков возврата обеспечения заявки не более чем на 3 рабочих дня – ответственность по ч. 1 ст. 7.31.1 КоАП РФ, штраф для должностного лица 5 тыс. руб, для юр.лица 30 тыс.руб.;
– нарушение порядка и (или сроков) возврата обеспечения заявки более чем на 3 рабочих дня – ответственность по ч. 2 ст. 7.31.1 КоАП РФ, штраф для должностного лица 15 тыс. руб, для юр.лица 90 тыс.руб.;
– нарушение порядка и (или) сроков блокирования, прекращения блокирования операций по спец.счету участника – ответственность по ч. 3 ст. 7.31.1 КоАП РФ для ОЭП, штраф 15 тыс. руб.
Частые проблемы с обеспечением заявки
Одной из проблем, связанных с обеспечением заявки, является вопрос ответственности банка, выдавшего некорректную независимую гарантию. Закупочная комиссия обязана отклонить заявку участника, если из-за банковской ошибки информация о гарантии не включена в реестр независимых гарантий, либо гарантия не соответствует требованиям ст. 45 44-ФЗ и Постановления № 1005, в т.ч. не соблюдена ее типовая форма. Более того, если в течение одного квартала на одной площадке 3 и более заявки участника отклоняются по основаниям, в т.ч. связанным с неверными гарантиями, заказчик обязан перечислить в бюджет обеспечение каждой третьей заявки или предъявить гаранту требование об уплате денежной суммы по гарантии (ч. 13 ст. 44 44-ФЗ). При этом банки часто перекладывают свою вину на участников закупок, которые, по их мнению, должны сами заботиться о правильности предоставленных независимых гарантий. По данной проблеме Банк России (письмо от 01 марта 2024 года №31-4-1/354), Минфин России (письмо от 27.03.2024 № 24-06-09/27496) и ФАС России (письмо от 26 марта 2024 года №28/25182/24) опубликовали разъяснения об обязанности банков соблюдать требования законодательства, предъявляемые к выдаче независимых гарантий участникам закупок.
По мнению ФАС России, действия банков могут быть квалифицированы как нарушение части 8.2 статьи 45 44-ФЗ, если:
– независимая гарантия не соответствует Типовой форме;
– независимая гарантия не соответствует Дополнительным требованиям предусмотренным Постановлением № 1005;
– независимая гарантия не соответствует положениям 44-ФЗ.
Участник закупки вправе направить жалобу в ФАС в порядке главы 6 44-ФЗ, если его права и законные интересы нарушены из-за неправомерных действий банка-гаранта, так именно банк несет ответственность за выданные независимые гарантии.
Практические советы участникам закупок
В случае участия в торгах участник закупки должен заранее позаботиться об обеспечении заявки, открыть специальный счет и внести на него необходимую сумму средств, чтобы к моменту, когда обеспечение будет заблокировано, на счете была достаточная сумма. Если средств на спецсчете недостаточно, ОЭП вернет участнику его заявку. Если обеспечение будет предоставляться в форме независимой гарантии, ее тоже лучше оформить заранее, чтобы все было готово до окончания срока подачи заявок. Также нельзя целиком полагаться на банк в вопросе правильности выданной независимой гарантии. Ее необходимо тщательно проверить. Если в независимой гарантии будут ошибки или она не будет соответствовать типовой форме, заказчик вправе отклонить заявку участника закупки.
Заключение
Какой вывод можно сделать: обеспечение заявки для заказчика – это всегда плюс, именно поэтому, даже в кризисный период времени, законодатель закрепляет обязанность применения данного вида финансового обеспечения. Для участника закупки – это больше минус, так как любой из предлагаемых 44-ФЗ способов обеспечения заявки несет финансовые издержки. Тем не менее, это требование заказчика, вынуждает участника быть более внимательным к условиям закупки и просчитывать все возможные риски.
[1] Федеральный закон от 05.04.2013г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее по тексту – № 44-ФЗ)
[2] Письмо Минфина России от 30.10.2018 N 24-01-07/77857 (далее по тексту – Письмо Минфина N 24-01-07/77857)
[3] Письмо Минфина России от 10 декабря 2021 г. N 24-06-08/100772 “О рассмотрении обращения” (далее по тексту – Письмо Минфина России № 24-06-08/100772)
[4] Постановление Правительства РФ от 30 мая 2018 г. N 626 “О требованиях к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета, требованиях к условиям соглашения о взаимодействии оператора электронной площадки с банком” (с изменениями и дополнениями) (далее по тексту – Постановление N 626)
[5] Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2021 г. N 2369 “О требованиях к банкам и фондам содействия кредитованию (гарантийным фондам, фондам поручительств) для целей осуществления закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями) (далее по тексту – Постановление N 2369)
[6] Распоряжение Правительства РФ от 13 июля 2018 г. № 1451-р ” Об утверждении Перечня банков, на специальные счета которых вносятся предназначенные для обеспечения заявок денежные средства участников открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона, а также денежные средства участников закрытых электронных процедур”(далее по тексту – Распоряжение № 1451-р)
[7] Постановление Правительства РФ от 10.04.2023 N 579 “Об особенностях порядка предоставления обеспечения заявок на участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд участниками таких закупок, являющимися иностранными лицами” (далее по тексту – Постановление N 579)
[8] Постановление Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. N 1005 “О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (с изменениями и дополнениями) (далее по тексту – Постановление N 1005)
[9] Постановление Правительства РФ от 9 августа 2022 г. N 1397 “О независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке товаров, работ, услуг в электронной форме с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, и независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам такой закупки, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации” (далее по тексту – Постановление N 1397)
[10] Постановление Правительства РФ от 12 июля 2022 г. N 1238 “О реализации пилотного проекта по участию банков Республики Беларусь в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями) (далее по тексту – Постановление N 1238)
[11] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.04.2023 № 992-р “О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных (муниципальных) закупок” (далее по тексту – Распоряжение N 992-р)