3 мая 2022 г. вступил в силу Указ Президента РФ от 03.05.2022 г. №252 «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций».
Указ устанавливает применение определенных специальных экономических мер, направленных на защиту национальных интересов Российской Федерации «в связи с недружественными и противоречащими международному праву действиями США и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций, направленными на незаконные лишение Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц права собственности и (или) ограничение их права собственности» и в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах».
Подпункт «а» пункта 2 Указа №252 устанавливает запрет для всех российских организаций и физических лиц на совершение и исполнение любых сделок, в том числе, ранее заключенных, но не исполненных по состоянию на 03.05.2022 г., с отдельными юридическими, физическими лицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых введены российские санкции.
Правительство РФ постановлением от 11.05.2022 № 851 утвердило перечень юридических лиц, с которыми запрещено заключать и исполнять сделки, а также уточнило параметры сделок. На сегодня в санкционный список включена 31 иностранная компания.
Как Указ №252 касается заказчиков
Для заказчиков, работающих по Федеральным законам №44-ФЗ и №223-ФЗ, из подпункта «а» пункта 2 Указа №252 и постановления Правительства №851 вытекает обязанность учитывать введенные ограничения при подготовке и проведении закупок. Поскольку в Указе №252 и Постановлении №851 не указано исключений, запреты на совершение сделок распространяются на всех российских заказчиков.
Как устанавливать новые требования по Закону №223-ФЗ
По Закону №223-ФЗ заказчики самостоятельно определяют в положении о закупке требования к участникам (в зависимости от способов закупки, видов закупаемых товаров, работ, услуг) и, в установленных законом случаях, перечень документов, которые подтверждают соответствие этим требованиям. Как разъясняла ФАС России в разделе 8 письма от 24.12.2012 N ИА/44025/12, в документации о конкретной закупке такие требования и перечень таких документов устанавливаются в соответствии с положением о закупке.
Следовательно, заказчику достаточно указать в положении о закупке и в документации о закупке требование о том, что участник закупки не должен являться юридическим или физическим лицом, в отношении которого применяются специальные экономические меры, предусмотренные подпунктом «а» пункта 2 Указа Президента РФ от 03.05.2022 г. №252, либо являться организацией, находящейся под контролем таких лиц.
Подходы к применению новых требований по Закону №44-ФЗ
Для заказчиков по Закону №44-ФЗ ситуация сложнее. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 11 части 1 этой же статьи у участника закупки должны отсутствовать ограничения для участия в закупках, установленные законодательством Российской Федерации.
Требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ, заказчик обязан указать в извещении об осуществлении закупки (п.12 ч.1 ст.42 Закона №44-ФЗ). Участник закупки, в свою очередь, направляет документы, подтверждающие его соответствие этим требованиям (подпункт «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона №44-ФЗ) и в составе заявки предоставляет декларацию о своем соответствии требованиям, установленным пунктами 3-5, 7-11 части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ. Возникает вопрос: нужно ли указывать новые требования к участнику закупки в извещении в составе единых требований по п.1 ч.1 ст.31 Закона №44-ФЗ или достаточно предоставленной декларации участника об отсутствии у него ограничений для участия в закупках по п.11 ч.1 ст.31 Закона №44-ФЗ?
Единый подход пока не выработан. Управление государственных закупок Департамента управления делами Губернатора и Правительства Севастополя считает, что заказчики должны включать в извещение и документацию (если предусмотрена) новое требование к участникам закупок. На сайте региональной контрактной системы г. Севастополя размещен порядок установления дополнительных требований для заказчиков, работающих в ПК «РКС». Согласно данному порядку, в извещении необходимо указывать требование по части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ в такой форме: « В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.05.2022 № 851 участник закупки не должен являться юридическим или физическим лицом, в отношении которого применяются специальные экономические меры, предусмотренные подпунктом «а» пункта 2 Указа Президента РФ от 03.05.2022 № 252 «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций», либо являться организацией, находящейся под контролем таких лиц».
В рекомендациях, размещенных Департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края на сайте, о необходимости указывать новые требования в извещении не сказано. Их рекомендуется учитывать при рассмотрении заявок: «.. учитывая, что к участнику закупки предъявляются единые требования, в том числе в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ требование об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации, департамент рекомендует заказчикам, перечисленным в пункте 1 Указа № 252, отклонять заявки участников, являющихся лицами, находящимися под санкциями, за несоответствие обозначенному требованию либо предоставлению недостоверной информации в отношении своего соответствия».
Сделать вывод о правильности того или иного подхода в отсутствии официальных комментариев невозможно. На наш взгляд, механизм применения запрета по Указу №252 при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Законом №44-ФЗ требует разъяснений со стороны Минфина РФ, как федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Изменения в 44-ФЗ на май 2022
- КТРУ в системе ЕИС: применение в госзакупках
- Составление и утверждение плана-графика закупок в рамках 44-ФЗ
- Порядок и условия применения двухуровневой системы допуска при закупке радиоэлектронной продукции по Постановлению 878
- Федеральный закон 44-ФЗ: руководство по проведению электронных аукционов
- Постановление Правительства РФ № 832: актуальные изменения и применение в закупках
- Как применять постановление Правительства № 617 при закупках по 44-ФЗ
Минфин России в письме от 09.06.2022 г. №24-06-06/54846 разъяснил порядок применения Указа Президента РФ от 03.05.2022 г. №252 при проведении закупок.
В письме разъясняется, что заказчики при подготовке извещения об осуществлении закупки устанавливают на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ требование в том числе о том, что участник закупки не может являться лицом, находящимся под санкциями.
Свое соответствие указанным требованиям участник закупки подтверждает документами, предусмотренными нормами Закона №44-ФЗ для подачи в составе заявки (подпункты “д”, “ж”, “з” п.1 ч.1 ст.43 Закона №44-ФЗ).
Если участник закупки включен в перечень юридических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры, утвержденный Постановлением №851, заявка такого участника подлежит отклонению.
https://drcs.krasnodar.ru/content/134/show/16696/
Минфин России в письме от 20.07.2022 № 24-01-06/69926 разъяснил, что в извещении об осуществлении закупки не нужно указывать требование к участникам в связи с санкциями
Опубликовано письмо Минфина России от 20.07.2022 № 24-01-06/69926 «По вопросам применения Закона № 44-ФЗ в связи с изданием Указа Президента РФ № 252».
В письме, в частности, указано: “Частью 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ предусмотрено обязательное установление заказчиком в числе единых требований к участникам закупки указанного в пункте 11 данной части требования об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
При этом нормами Закона № 44-ФЗ не предусмотрена обязательность указания в составе извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) конкретного нормативного правового акта, которым установлено ограничение для участия в закупках и (или) перечень лиц, в отношении которых установлены такие ограничения”.