Казначейское сопровождение – это проведение Федеральным казначейством или региональным (муниципальным) финансовым органом операций с денежными средствами участника казначейского сопровождения (ст. 6 БК РФ). В целях проведения таких операций участнику казначейского сопровождения открывается лицевой счет, на который зачисляются подлежащие казначейскому сопровождению средства. Указанные средства участник казначейского сопровождения вправе потратить на цели, определенные договором (соглашением) об их предоставлении. Для этого он представляет в орган по месту открытия лицевого счета документы, предусмотренные порядком санкционирования расходов, в подтверждение возникновения соответствующих денежных обязательств.
В ряде случаев Федеральное казначейство осуществляет расширенное казначейское сопровождение (п. 1 ст. 242.24 БК РФ).
Участник казначейского сопровождения (далее – УКС) – юридическое лицо, ИП, физическое лицо – производитель товаров, работ, услуг, получающие средства, определенные в соответствии с положениями ст. 242.25 и 242.26 БК РФ, использование которых осуществляется после подтверждения на соответствие условиям и (или) целям, установленным при предоставлении средств (БК РФ, ст. 6).
Внимание!
Казначейское сопровождение государственных контрактов обеспечивает:
– целевое использование средств авансовых платежей;
– своевременную оплату по контрактам и договорам;
– перечисление средств на счета, открытые подрядчику, субподрядчику и поставщикам в кредитной организации за фактически выполненные работы, оказанные услуги, поставленные товары;
– предоставление достоверной информации о проводимых операциях для генерального заказчика и генерального подрядчика.
Процесс казначейского сопровождения включает несколько этапов
1. Заключение контракта.
2. Открытие лицевого счета: УКС открывает специальный лицевой счет в органах Федерального казначейства, куда будут перечисляться бюджетные средства.
3. Перечисление средств. Оплата по контракту поступает на этот лицевой счет. Однако УКС не имеет прямого доступа к этим средствам до момента выполнения обязательств.
4. Контроль расходов: Органы Федерального казначейства проверяют обоснованность и соответствие всех платежей условиям контракта. Это позволяет предотвратить необоснованные траты и коррупционные схемы.
5. Выплата средств: После подтверждения соответствия выполненных обязательств требованиям контракта, казначейство санкционирует выплату денежных средств УКС.
6. Отчетность: УКС обязаны представлять отчетность о расходовании полученных средств, чтобы подтвердить целевое использование бюджета.
Правила казначейского сопровождения установлены постановлением Правительства (далее – ПП) РФ № 2024 от 24.11.2021 «О правилах казначейского сопровождения». Санкционирование операций со средствами участников казначейского сопровождения осуществляется согласно Порядку, утвержденному Приказом Минфина РФ от 17.12.2021 № 214н. Регулирование казначейского сопровождения осуществляется также ПП РФ от 11.12.2024 № 1752 «О порядке перечисления в 2025 году средств, подлежащих казначейскому сопровождению, на расчетные счета …» (в ред. от 13.02.2025).
Казначейскому сопровождению подлежат средства, определенные федеральным законом (далее -ФЗ) о федеральном бюджете (от 30.11.2024 № 419-ФЗ «О федеральном бюджете на 2025 год …»), предоставляемые для исполнения обязательств по контрактам, заключенным с УКС (п. 1 ст. 242.23, ст. 242.25 БК РФ, ч. 66, 67 ст. 112 Закона):
1) госконтрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг;
2) контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, которые исполняются за счет средств, предоставленных в рамках исполнения госконтрактов, ряда договоров (соглашений);
3) авансовым платежам по контрактам, заключаемым в порядке, установленном соответственно для Республики Крым и Севастополя.
Законом субъекта РФ о бюджете (муниципальным правовым актом о местном бюджете), решением высшего исполнительного органа субъекта РФ (местной администрации) могут быть определены подлежащие казначейскому сопровождению средства, получаемые на основании госконтрактов и контрактов из бюджета субъекта РФ (местного бюджета) (п/п. 1 п. 1 ст. 242.26 БК РФ).
Финансовые органы субъектов РФ (муниципальных образований) в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ (муниципальными правовыми актами представительных органов), вправе осуществлять казначейское сопровождение средств, определенных согласно п/п. 1 п. 1 ст. 242.26 БК РФ. Его порядок устанавливает высший исполнительный орган субъекта РФ (местная администрация) в соответствии с Общими требованиями Правительства РФ (п. 5 ст. 242.23 БК РФ).
Казначейскому сопровождению подлежат также средства, предназначенные для оплаты госконтрактов (договоров) с повышенным размером аванса. Речь идет о ситуации, когда отдельные заказчики (см. п. 1 ПП РФ № 2411) закупают промтовары из определенного Перечня (см. приложение № 2 к ПП РФ № 2411) и установлен запрет или ограничение допуска иностранных товаров.
Важно! Когда расчеты по контракту (в том числе в части выплаты аванса) подлежат казначейскому сопровождению, информация о нем должна быть включена в извещение (п. 18 ч. 1 ст. 42 Закона). Если такие сведения в извещении есть, аналогичное положение включается в проект контракт (Письмо Минфина России от 29.09.2023 № 02-14-11/92935). Условия контракта формулируются с учетом п. п. 2, 3 ст. 242.23 БК РФ и иных НПА, в частности ПП РФ №2024.
Реализация казначейского сопровождения возможна при условии открытия счета
Открыть лицевой счет в казначействе (а также – зарезервировать, изменить реквизиты, закрыть) можно либо обратившись в территориальный орган Федерального казначейства (далее – ТОФК), либо дистанционно с использованием одной из двух информационных систем:
– государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (ГИИС «Электронный бюджет»);
– через личный кабинет ЕИС, если сведения o государственном (муниципальном) контракте подлежат включению в реестр контрактов.
Юридическим лицам, ИП открывают единый лицевой счет с кодом «71» (первые две цифры из 11). Порядок открытия и формы документов – в Приказе Федерального казначейства № 44н от 22.12.2021. Единый лицевой счет открывается один раз по первому государственному контракту, но по каждому бюджету бюджетной системы РФ отдельно. На второй и последующие контракты открываются разделы лицевого счета. Каждому разделу присваивается уникальный код – аналитический код раздела.
Особенности казначейского сопровождения контрактов в 2025 г.
Средства с открытых в ТОФК лицевых счетов участников казначейского сопровождения – заказчиков по некоторым контрактам перечисляются на расчетные счета, открытые в кредитных организациях (ч. 2, 2.1, 3 ст. 15 Федерального закона от 29.10.2024 № 367-ФЗ, п. п. 1, 2 ПП РФ от 11.12.2024 № 1752):
– подрядчикам (исполнителям), если заказчики представили в ТОФК документы исполнения контракта, а также реестр документов, подтверждающих затраты подрядчика (исполнителя) по установленной форме;
– поставщикам товаров, если заказчики представили в ТОФК подтверждающие поставку документы, определенные в Порядке, утвержденном Приказом Минфина России от 17.12.2021 № 214н. Исключение составляют авансовые платежи по некоторым контрактам (договорам) на приобретение стройматериалов и оборудования, которые включены в проектную документацию на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение), капремонт объектов капстроительства. В этом случае аванс перечисляется на основании перечня материалов и оборудования, представляемого исполнителем в ТОФК.
Указанные положения касаются средств, которые предоставляются в том числе на основании контрактов в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов, определенных федеральными законами о федеральном бюджете, действовавшими до дня вступления в силу ФЗ от 30.11.2024 № 419-ФЗ (ч. 4 ст. 15 ФЗ от 29.10.2024 № 367-ФЗ, п. п. 1 – 2 ПП РФ от 11.12.2024 № 1752).
Если казначейское сопровождение средств, определенных ст. 242.26 БК РФ, осуществляет финансовый орган субъекта РФ (муниципального образования) (Федеральное казначейство при осуществлении им отдельных функций такого финансового органа согласно ст. 220.2 БК РФ), заказчики перечисляют их на расчетные счета, открытые поставщикам (подрядчикам, исполнителям) в кредитных организациях. Это возможно, если законом субъекта РФ (муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления) предусмотрены положения, аналогичные ч. 2, 2.1 и 3 ст. 15 ФЗ от 29.10.2024 № 367-ФЗ.
Вводится цифровая карточка в форме электронного документа информации из контракта, которая дает возможность проводить операции с лицевым счетом на основе данных, которые не размещены в ЕИС (ПП РФ №1751 от 11.12.2024).
В 2025 г. условия контрактов следует формулировать с учетом особенностей. Это связано с тем, что на данный период приостановлено действие ряда положений ст. 242.23 БК РФ. Так, приостановлено действие п/п. 1 п. 2 и п. 5 ст. 242.23 БК РФ в части открытия поставщикам (подрядчикам, исполнителям) лицевых счетов участников казначейского сопровождения в ТОФК и финансовых органах субъектов РФ (муниципальных образований) при расчетах в случаях, определенных ч. 2 – 4 и 6 ст. 15 ФЗ от 29.10.2024 № 367-ФЗ (ч. 2 ст. 12 указанного закона).
Расчеты по контрактам с казначейским сопровождением в названных случаях осуществляются упрощенно. Оплата по таким контрактам перечисляется в порядке, установленном Правительством РФ, на расчетный счет поставщика (подрядчика, исполнителя), открытый в кредитной организации. На 2025 год такой порядок утвержден РФ от 11.12.2024 № 1752.
Если казначейское сопровождение средств, определенных ст. 242.26 БК РФ, осуществляет финансовый орган субъекта РФ (муниципального образования) (Федеральное казначейство при осуществлении им отдельных функций такого финансового органа согласно ст. 220.2 БК РФ), заказчики перечисляют их на расчетные счета, открытые поставщикам (подрядчикам, исполнителям) в кредитных организациях. Это возможно, если законом субъекта РФ (муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления) предусмотрены положения, аналогичные частям 2, 2.1 и 3 ст. 15 ФЗ от 29.10.2024 № 367-ФЗ. (ч. 2 ст. 12 ФЗ от 29.10.2024 № 367-ФЗ).
Важно! Одним из условий участия в гособоронзаказе или государственных закупках является обязанность вести специальный раздельный учет:
– раздельный учет существенно отличается от бухгалтерского и налогового учетов (другой состав затрат, порядок распределения накладных расходов, финансовых результат и т.д.);
– раздельный учет гособоронзаказа отличается от учета субсидий и госзаказа;
– есть отличия в раздельном учете средств, полученных на основании государственных и муниципальных контрактов при банковском и казначейском сопровождении.
Деньги на лицевом счете казначейства – бюджетные. Они не принадлежат поставщику (исполнителю) госконтракта, он ими только распоряжается. Расходовать средства бюджета можно строго на цели, определенные в договоре. Целевое использование подтверждается первичными документами и раздельным учетом, выполненным в соответствии с требованиями законодательства.
В 2025 году по госконтрактам, заключенным на сумму более 3 млн. рублей (не всегда, есть контракты, при которых сумма не ограничивается) зачислять и списывать средства можно только на такие же лицевые счета в Казначействе, за исключением:
– оплаты фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
– возмещения произведенных расходов (части расходов);
– оплаты обязательств по накладным расходам;
– выплат в соответствии с валютным законодательством РФ;
– расчетов по оплате труда;
– расчетов по социальным выплатам;
– приобретения услуг связи по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи и почтовых отправлений, коммунальных услуг, электроэнергии, гостиничных услуг, услуг по организации и осуществлению перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования, авиационных и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, подписки на периодические издания, в целях аренды, осуществления работ по переносу (переустройству, присоединению) принадлежащих участникам контрактной системы инженерных сетей, коммуникаций, сооружений, а также в целях проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проведения строительного контроля уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему государственным учреждением в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности, осуществления страхования в соответствии со страховым законодательством, в целях приобретения услуг по приему платежей от физических лиц, осуществляемых платежными агентами;
– перечисления прибыли.
Кроме того, в 2025 году заказчик (получатель субсидии) может оплатить с лицевого счета в ТОФК на счет в банке поставщику:
– окончательный расчет по договору на закупку товаров (не аванс) после представления документов, подтверждающих поставку товаров (не всегда, есть исключения);
– по договорам на приобретение строительных материалов и оборудования, включенных в проектную документацию на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение), капитальный ремонт ОКС (в том числе авансы) при наличии Перечня (не все, есть исключения);
– средства местных бюджетов и субъектов РФ по госконтрактам на строительство, реконструкцию, капремонт, заказчиками которых являются бюджетные и автономные учреждения (далее – БУ и АУ), при представлении в ТОФК документов, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг, а также Реестра документов по форме Приложения №1 к ПП №1752 от 11.12.24. (ФЗ № 367-ФЗ, ст. 15, ч. 3).
Есть различия в требованиях, предъявляемых к заказчикам с учетом уровня бюджета, за счет средств которого будут заключены:
Средства Федерального бюджета (Федеральные заказчики)
Операции, финансируемые за счет средств Федерального бюджета, в соответствии с ч. 2 ст. 5 ФЗ № 419-ФЗ попадают под казначейское сопровождение в 2025 году по следующим операциям:
1) субсидии и бюджетные инвестиции юридическим лицам (не являющимся федеральными БУ и АУ), в том числе по концессионным соглашениям, в соответствии со статьей 80 БК РФ;
2) гранты в форме субсидий федеральным БУ и АУ в соответствии с п. 4 ст.78.1 БК РФ;
3) взносы в имущество и уставные капиталы юридических лиц, источником финансового обеспечения которых являются субсидии и бюджетные инвестиции, указанные в п.1 и 2;
4) авансовые платежи по договорам на поставку товаров (выполнение работ, услуг), заключаемым получателями субсидий и взносов в рамках соглашений, указанных в пунктах 1, 2 и 3;
5) авансовые платежи по гос. контрактам на поставку товаров, выполнение работ, услуг (за исключением гособоронзаказа) на сумму 100 млн. рублей и более;
6) авансовые платежи по контрактам на поставку товаров, выполнение работ или услуг, заключаемым на сумму 50 млн. рублей и более, федеральными БУ и АУ, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на иные цели (абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ) и на капвложения (ст.78.2 БК РФ);
7) расчеты по госконтрактам с единственными поставщиками, определенными указом или распоряжением Президента, либо Правительства РФ (п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона) и (или) в соответствии с иными федеральными законами, принятыми в целях реализации Закона, на сумму более 3 млн. рублей, а также расчеты по договорам цепочки кооперации на сумму более 3 млн. руб.;
8) расчеты по госконтрактам по гособоронзаказу на сумму более 3 млн. рублей, а также расчеты по договорам цепочки кооперации на сумму более 3 млн. рублей;
9) авансовые платежи по договорам на поставку товаров, выполнение работ, услуг, заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения контрактов указанных в п. 5, 6 на сумму более 3 млн. рублей;
10) средства, получаемые юридическими лицами и ИП, в случаях, установленных Правительством РФ. Исключение – средства, предоставляемые организациям кинематографии, региональным и муниципальным СМИ, а также политическим партиям в целях компенсации финансовых затрат по итогам их участия в выборах.
Исключение:
– средства, предоставляемые организациям кинематографии, региональным и муниципальным СМИ, а также политическим партиям в целях компенсации финансовых затрат по итогам их участия в выборах.
Средства бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов)
Операции, финансируемые за счет средств регионального, местного бюджета, попадают под казначейское сопровождение в 2025 году по следующим операциям:
1) средства, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на софинансирование капитального строительства:
– расчеты по государственным (муниципальным) контрактам на поставку товаров (выполнении работ, услуг), на сумму 100,0 млн. рублей и более для обеспечения госнужд субъекта РФ (муниципальных нужд);
– расчеты по контрактам на сумму 50,0 млн. рублей и более БУ и АУ субъекта РФ;
– субсидии и бюджетные инвестиции юридическим лицам в соответствии со статьей 80 БК РФ (за исключением БУ и АУ);
– субсидии на финансовое обеспечение затрат в соответствии с концессионными соглашениями и соглашениями о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве);
– бюджетные инвестиции в соответствии с концессионными соглашениями;
– расчеты по договорам на поставку товаров (выполнении работ, услуг) на сумму более 3 млн. рублей исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных выше контрактов;
2) средства, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта РФ, на реализацию инфраструктурных проектов:
– расчеты по государственным (муниципальным) контрактам на поставку товаров (выполнении работ, услуг) для обеспечения государственных нужд субъекта РФ (муниципальных нужд);
– расчеты по контрактам БУ и АУ субъекта РФ (муниципальных БУ и АУ);
– субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий БУ и АУ);
– бюджетные инвестиции юридическим лицам (статья 80 БК РФ);
– субсидии на финансовое обеспечение затрат в соответствии с концессионными соглашениями и соглашениями о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве);
– бюджетные инвестиции в соответствии с концессионными соглашениями;
– расчеты по договорам на поставку товаров (выполнении работ, услуг) в рамках исполнения указанных выше контрактов на сумму более 3 млн. рублей;
3) средства, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета:
– расчеты по государственным (муниципальным) контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму 100 млн. рублей и более для обеспечения нужд субъекта РФ (муниципальных нужд);
– расчеты по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму 100 млн. рублей и более БУ и АУ;
– субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий БУ и АУ) и ИП;
– грантов в форме субсидий БУ и АУ в соответствии с п. 4 ст. 78.1 БК РФ;
– бюджетные инвестиции юридическим лицам (ст. 80 БК РФ);
– субсидии на финансовое обеспечение затрат в соответствии с концессионными соглашениями и соглашениями о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве);
– бюджетные инвестиции в соответствии с концессионными соглашениями;
– расчеты по договорам на поставку товаров (выполнении работ, услуг) в рамках исполнения указанных выше контрактов на сумму более 3 млн. рублей;
4) расчеты по государственным (муниципальным) контрактам с единственными поставщиками (п. 2 и 6.1 ч.1 ст. 93 Закона и (или) в соответствии с иными законами, принятыми в целях Закона) за счет межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, на сумму более 3 млн. рублей, а также расчеты по договорам цепочки кооперации на сумму более 3 млн. рублей;
5) средства, получаемые юрлицами и ИП, определенные федеральным законом, актом Правительства РФ;
6) иные средства, определенные с учетом положений ст. 242.26 БК РФ.
В 2025 году в дополнение к указанным выше средствам, ТОФК осуществляют казначейское сопровождение средств, определенных Правительством РФ на основании обращений юридических лиц (связано с возможностями авансирования и обеспечения контракта).
Согласно п/п. 1 п. 1 ст.242.26 БК РФ казначейскому сопровождению не подлежат авансы и расчеты по государственным (муниципальным) контрактам, заключаемым на сумму менее 50 млн. рублей, источником финансового обеспечения которых являются средства бюджета субъекта РФ (местного бюджета).
Во второй части статьи будет рассмотрены виды казначейского сопровождения, средства, не подлежащие казначейскому сопровождению, различия банковского и казначейского сопровождения, а так же казначейское сопровождение контракта с применением казначейского обеспечения обязательств.
- Казначейское сопровождение контрактов. Часть 2
- Казначейское сопровождение контрактов. Часть 1
- Банковское сопровождение контракта
- Обеспечение контракта по 44-ФЗ в электронном аукционе
- Закупка у едпоставщика, исполнителя подрядчика: правовые режимы и основные правила закупки. Часть 2
- Закупка у едпоставщика, исполнителя подрядчика: правовые режимы и основные правила закупки. Часть 1